Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
На родине Олимпийских богов
08.07.2013 12:14
Кубанские умельцы, или мастер-класс от гончара
23.07.2013 12:03

Провинциальная Россия. Послесловие

Провинциальная Россия. Послесловие

На прошлой неделе в городе Ейске под эгидой Госфильмофонда и Союза кинематографистов России при поддержке администрации Краснодарского края завершил свою работу кинофестиваль «Провинциальная Россия», на котором побывал наш постоянный читатель, бард и ценитель ярких творческих проявлений Евгений Беркоз вместе со своим сыном Александром. Получив аккредитацию от газеты «Трибуна», Евгений Александрович смог в полной мере окунуться в атмосферу этого нерядового культурного события, впечатлениями от которого он с удовольствием поделился с нашими читателями.

Назад, в СССР!

В приазовский городок Ейск нужно ехать специально. Он, будто самобытный и гордый живой организм, не принимает инородные тела транзитных фарцовщиков и прочих любителей погонять ветер. Здесь, на краю России, находят свою последнюю остановку все виды транспорта. Сюда в тридцатые годы приехал доживать свой век знаменитый борец Иван Поддубный. На этой благодатной земле родились, выросли и отправились в свой великий творческий путь Сергей Бондарчук, Татьяна Пельтцер, Нонна Мордюкова.

Старинные двухэтажные особняки глазницами окон приветствуют редких прохожих, гуляющих по булыжным мостовым. Словно оруэлловские «телекраны», на зданиях развешены радиорупоры, вещающие только один полезный канал. А когда после долгой жары грянул ливень – тут же появились «люди в желтом» и расставили на перекрестках «венецианские» горбатые мостики. На пересечение улочек, носящих имена таких разных людей, как Ленин и Кропоткин, высыпала местная детвора с ковшами-ведрами и принялась с неистовством обливаться. Она радовалась детству и сверкающим в лужах солнечным зайчикам. Мой спутник, дитя прогресса Александр, даже забеспокоился за сверстников: «Что они делают? Они же намочат свои мобильники!»

Как верно подметили звездные гости, возлагая цветы к бронзовым постаментам своих великих коллег, именно здесь и должен проходить такой фестиваль провинциальной кинематографии. Ейск без преувеличения – столица российской глубинки! Красивые площади и фонтаны располагают к творчеству. Расчувствовавшись, талантливый режиссер одного из девяти конкурсных фильмов Вадим Арапов пожелал остаться на Кубани и до конца своих дней снимать малобюджетное российское кино.

О фильмах, которые стоит смотреть

Итак, наш будущий земляк Вадим Арапов представил социальную драму «Я хочу, чтобы меня любили» о слабослышащей девочке-старшекласснице из Саратова, заявившей о своем праве любить и быть любимой. Режиссер с болью поведал нам, как непросто было снять картину практически на свои кровные. Его операторскими изобретениями заинтересовались даже маститые киношники из «Мосфильма», снимающие для Михалкова. 95 минут прошли на одном дыхании, и в финале раздались аплодисменты благодарных зрителей.

Приятно отметить, что на всех фильмах был аншлаг. Как признался в кулуарах местный киномеханик Валерий, он давно так не уставал на работе.

Рекорд посещаемости побил наш, без преувеличения, российский экшн «Подпоручикъ Ромашовъ» уже известного широкой публике по сериалу «Юнкера» режиссера Игоря Черницкого. Поставленный по мотивам повести А. Куприна «Поединок» фильм о любви, офицерской чести и крепкой дружбе не оставил равнодушным как зрителей, так и гостей фестиваля, почтивших минутой молчания величайшего актера Богдана Ступку, блистательно сыгравшего в этом фильме свою последнюю роль.

Немало трепетных чувств испытали зрители при просмотре очередного творения режиссера Александра Прошкина «Искупление», снявшего ранее такие незабываемые шедевры, как «Холодное лето 53-го», «Михайло Ломоносов», «Доктор Живаго». Едва потекли финальные титры, зрители овациями встретили появившуюся на сцене съемочную группу и долго не расходились, продолжая разговор о тяжелых послевоенных годах, описанных в фильме. Всех присутствующих восхитила работа молодой актрисы «Современника» Виктории Романенко, сыгравшей главную роль девушки Саши, вопреки всему научившейся любить и прощать. «Если бы не любовь, она стала бы волчицей», – сказал о своей героине А. Прошкин.

На фестивале полноценно были представлены все жанры кинематографа. Не обошлось и без мистического триллера самого молодого режиссера кинофестиваля Романа Романовского «Звено». Не совсем привычная манера подачи сюжета о таинственных обитателях детского дома держала зал в напряжении почти два часа.

Разрядка наступила на кинокомедии «Олимпийская деревня» Александра Сухарева, в которой сыграли мастера своего дела Михаил Ефремов, Валерий Гаркалин, Геннадий Хазанов. Фильм повествует о веселых приключениях представителей неблагонадежного деклассированного контингента, выселенного из Москвы за 101-й километр на время проведения Олимпиады-80. Прибывшие на фестиваль продюсеры фильма пообещали снять продолжение комедии после сочинской олимпиады 2014-го. Что ж, ждать осталось совсем недолго…

А победителем фестиваля стала кинолента Михаила Сегала «Рассказы», в которой уместились сразу четыре разножанровых новеллы. Исполнитель одной из главных ролей артист Орловского драмтеатра Сергей Фетисов получил приз за лучшую роль.

О «не фонтане»

«Я не смотрел его фильмов, но я видел, как он ест», – остроумно подметил знаменитый французский кинорежиссер Жан Люк Годар, характеризуя своего одного не менее знаменитого российского собрата по творчеству на Каннском кинофестивале. К сожалению, не обошлось и на нашем фестивале без производственного брака, именуемого специалистами как «киноляпы».

Но если такие проявления бурной фантазии, как плавающая пластиковая бутылка из-под колы в сцене дуэли офицеров царской армии либо накачанные силиконом губы жертвы сталинских репрессий, продюсеры пообещали заретушировать, то тотальная «чернуха» некоторых фильмов заставляет грустно задуматься.

Председатель жюри – народный артист России Сергей Никоненко – на итоговой пресс-конференции произнес в сердцах целую тираду, которую есть смысл привести полностью, поскольку она была адресована всем участникам кинофестиваля:

– Некоторые работы оставили удручающее впечатление. Во время просмотра я часто искал, чему обрадоваться. В российском кино продолжается тенденция «чернухи» и показа обнаженных тел. Тон здесь, видимо, задает телеканал НТВ, вещающий под девизом «ни минуты без трупа». Как только руки киллера сжимают ствол пистолета, я тут же переключаю кнопку, но на другом канале вижу уже оседающее окровавленное тело.

Поверьте, наш зритель уже хочет видеть настоящее хорошее кино! Помните, как гениально сказал великий Пушкин? «Чувства добрые я лирой пробуждал». Но мне иногда кажется, что выпускники театральных и режиссерских вузов никому не нужны. Они разбредаются по стране и творят, что хотят. Мне близка позиция в этом вопросе прекрасного артиста и педагога Георгия Тараторкина, который после выпуска своего курса не набирает новых ребят, пока не устроит в творческой жизни последнего выпускника. И прошло уже семь лет, как он не преподает…

Я прошу всех присутствующих поаплодировать организаторам и главе Ейского района Михаилу Тимофееву за хорошо выполненную работу. То, что конкурсные фильмы посмотрели в общей сложности десять тысяч зрителей, дорогого стоит! Но мы обязаны учитывать и творческую составляющую.

Вместо эпилога

Чтобы не отстать от жизни, мы на дорожку все же посмотрели широко разрекламированный в СМИ голливудский блокбастер «Война миров Z». Красавчик Брэд Питт в очередной раз спасал мир, но ейскую публику было уже не провести на мякине. Примитивной игры актеров, ужасающей горы трупов на потребу жующей попкорн публике уже было недостаточно. Люди уходили из зала!

Так хорошо бы отечественным, а может быть, даже и динским кинопрокатчикам взять да и повторить в прекрасном, не уступающем ейскому, киноцентре «40 лет Победы» весь фестивальный репертуар «Провинциальной России». Поверьте очевидцу – много с вас не запросят. Наши истинные таланты привыкли жить скромно. Но скромность в искусстве – самый короткий путь в неизвестность.

Фото Евгения Беркоза и пресс-центра фестиваля.