Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Цените друг друга, ведь жизнь коротка…
14.07.2016 16:37
Россия, я любуюсь тобой
18.08.2016 17:52

«Последний Гамлет»

«Последний Гамлет»

В Доме творчества Владимира Высоцкого в Краснодаре состоялся спектакль «Последний Гамлет», главную роль в котором сыграл Алексей Журавлев, наш земляк из станицы Нововеличковской.

Седьмой

«Может, кто-то когда-то поставит свечу мне за голый мой нерв, на котором кричу, за веселый манер, на котором шучу…» – сказал когда-то Высоцкий. За то, что «всегда старался быть искренним».

Поставили, Владимир Семенович! И не одну. Все актеры и зрители, пришедшие на «Последнего Гамлета».

Главный режиссер спектакля и руководитель творческой мастерской Геннадий Николаев во вступительном слове отметил:

– В дни культуры СССР в Париже в 1977 году на фестивале «Гамлетов» мира Гамлет Любимова, Высоцкого и Боровского был признан лучшим. Юрий Петрович Любимов многое поставил в этом спектакле на Владимира Высоцкого. Владимир Семенович говорил слова Гамлета (в переводе Бориса Пастернака), но его слушали как Высоцкого, как поэта. Сегодня это седьмой спектакль. Там и Шекспир, и воспоминания, и Высоцкий, там и Булгаков, и Ахмадулина, и Демидова. Сегодня он особенно значимый, потому что последний раз играет в нем Гамлета Алексей Журавлев. Он меняет свое место жительства.

От себя признаюсь, что, будучи жительницей Москвы, я побывала на трех постановках Юрия Любимова в театре на Таганке. Сам театр, его мрачный зрительный зал, открытый гражданский пафос зрелищ известного режиссера мне не понравились. Но то, что я увидела здесь в «Последнем Гамлете», потрясло.

И огонек свечи

Плотная темная штора в холле. Погашен свет. Зрители по одному заходят за эту таинственную тяжелую портьеру. Горят свечи. Два рыцаря шекспировских времен нанизывают твой билет на шпагу. Шпаги разводятся, тебе кто-то кладет на ладошку зажженную свечу, и ты идешь через все залы музея, вдоль которых стоят актеры в черном с горящими свечами в руках. Таинство вперемешку с мистикой. Доходишь до стола с уже не одним десятком свечей, дым которых «окуривает» образ Высоцкого на стене. Присоединяешь свой огонь и входишь в зрительный зал. Стульев нет. Тумбы, кубы, лавки. Слабый огонек свечи освещает портрет Высоцкого, над которым небольшая драпировка в виде черного крыла. Ты уже участник действа. Герои спектакля освещаются ярким лучом света обыкновенного фонарика (творческая находка, когда-то придуманная Юрием Любимовым).

Он не копирует

«Проводите, проводите меня к нему. Я хочу видеть этого человека», – голос полуголого окровавленного человека в цепях. Угол подмостков наклонен, цепи сковывают человека и не дают ему упасть.

Воспоминания Марины Влади и Владимира Высоцкого переплетаются с шекспировскими словами Гамлета, с воспоминаниями Ахмадулиной и Демидовой и, конечно, с песнями Высоцкого в исполнении Алексея Журавлева.

Подобрать актера на роль Владимира Высоцкого не внешне, а внутренне – это непросто.

– Высоцкого не повторить. Не повторить ни хриплого голоса, ни хулиганской повадки. Скопировать можно, найти равнозначное – вряд ли, – когда-то сказал писатель Лев Аннинский.

А что такое «вряд ли»? Сомнение, колебание, неуверенность. А вдруг?! И вот это «вдруг» объявилось много лет назад в станице Нововеличковской. Он не копирует Высоцкого. Он его играет. Он им живет. Продолжатель дела Евгения Люцко, основателя музея поэта, активный участник в работе Динского музея, в творческих вечерах, концертах – Алексей Журавлев.

Именно в роли Высоцкого ярко и пронзительно проявился его талант. Алексей от природы наделен необыкновенными и разносторонними способностями, которые нашли признание не только у нас, его земляков, но и в Краснодаре, и в Доме Высоцкого на Таганке.

Наталья Владимировна Козырева, замруководителя Дома Высоцкого в Краснодаре, сказала:

– Невозможно представить себе фестивали, творческие вечера, концерты и вообще Дом Высоцкого без Алексея.

Искренность любви

Легкий, обаятельный, исключительно доброжелательный, застенчивый, спортивный, нежный к людям – эти черты Алексея очень схожи с Высоцким, не говоря уже о голосе. Такой же нежной была и его партнерша Виктория Шептухина в роли Марины Влади. Студентка актерского отделения ВГИКа, ученица театральной мастерской Геннадия Николаева. Хрупкая блондинка в полупрозрачном обтягивающем платье цвета тела под лучом фонарика, казалось, просвечивалась насквозь, как бы подтверждая чистоту и искренность монологов. В ее воспоминаниях вся жизнь Володи со дня их встречи и до конца. «Люблю тебя сейчас, не тайно – напоказ. Не «после» и не «до» в лучах твоих сгораю. Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас…» Алексей ей вторит: «А в прошлом – не хочу, а в будущем – не знаю…» И оба вместе: «Я люблю! Люблю тебя теперь!»

Замкнутый круг

Таких поворотов в спектакле очень много. Например, на фоне «Райских яблок» голосом А. Журавлева звучат тревожные ее слова из «Черного принца»: «Неужели мы заперты в замкнутый круг?» И все вместе актеры повторяют эту фразу несколько раз. Но так как актеры рассредоточены среди зрителей, то и зритель невольно проговаривает вместе с героями: «Неужели мы заперты в замкнутый круг?»

Или другой пример. Актриса, стоящая рядом со мной, запела голосом Марины Влади «Я несу свою беду». (Кстати, сидят только зрители). Вся эта песня сопровождалась монологом Марины: «Мне каждый вечер зажигают свечи… И не хочу я знать, что время лечит, что все проходит вместе с ним…»

Эти слова она произносит много раз, пока не заканчивается песня, потом переходит на шепот.

«Быть или не быть!» – знаменитые слова Гамлета произносит Алексей. Этот афоризм подхватывают актеры из зала сначала по одному, а потом все вместе хором. Ты забываешь, где ты находишься. Ты здесь, среди них. Рыдающая гитара, нежный шепот героини, голос героя Алексея на такой запредельной ноте, что ты веришь ему, и сама сидишь вся в напряжении и тоске. В его хрипе слышится чистый лирический голос, голос любви к Марине. И чем громче его голос, тем тише и задумчивее становится зритель.

Пусть поют во сне и наяву

Заканчивается спектакль «Балладой о любви». Поют все: «Я поля влюбленным постелю – пусть поют во сне и наяву!.. Я дышу, и значит – я люблю! Я люблю, и значит – я живу!»

Аплодисменты бурные и продолжительные. Зажегся свет. Нескончаемые «Браво!» актерам и их режиссеру Геннадию Николаеву, взыскательному и требовательному, оригинально мыслящему творческому художнику, чей «Гамлет» неординарен, нестандартен, вырывающийся за узкие «параграфические» рамки.

Почему «Последний»? Алла Демидова, актриса театра на Таганке: «18 июля. Опять «Гамлет». Володя внешне спокоен, сосредоточен, не так возбужден, хотя в сцене «мышеловки» опять убежал за кулисы. Снова плохо. Вернулся на сцену очень бледным. Сыграли с ним ровно. Духота. – А слабо сыграть еще раз? – Нет уж, 27-го. И не успели».

Так совпало, что и для Алексея Журавлева это был тоже «Последний Гамлет». Он принял решение навсегда перебраться в северные края.

После спектакля

Наталья Владимировна Козырева зачитала благодарственное письмо Алексею Журавлеву за популяризацию творчества Владимира Высоцкого, за неповторимое исполнение песен и незабываемый образ Гамлета. Вручила медаль В. С. Высоцкого.

– Эти два имени совершенно неразрывны, – сказала она.

Предоставили слово Динскому району. Евгений Александрович Беркоз рассказал о неоценимой роли Алексея в организации музея Высоцкого, напутствовал его перед дальней дорогой. Научный сотрудник Динского районного музея Любовь Никандровна Любимова подарила фотоколлаж с подборкой памятных фотографий.

Дорогой Алексей! Как и Дому Высоцкого в Краснодаре, как и Динскому музею, так и нам, Вашим землякам и почитателям Вашего творчества, будет очень Вас не хватать. И, как сказал Высоцкий, «Ну, пожалуйста, не уезжай насовсем, – постарайся вернуться! Осторожно, не резко бокалы сближай, – разобьются…»

Светлана ЗАДОРОЩЕНКО.

Почитатель творчества Высоцкого.

Фото автора.