Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Россия, я любуюсь тобой
18.08.2016 17:52
«Земля отцов – моя земля!»
06.10.2016 11:08

«ОДНА», или 17 минут наедине с совестью

«ОДНА», или 17 минут наедине с совестью

В киноцентре «40 лет Победы» станицы Динской прошел просмотр короткометражного фильма «Одна» начинающего режиссера, студента медицинского университета, нашего земляка Александра Беркоза.

Вспоминается избитое выражение В. И. Ленина «Из всех искусств важнейшим является кино», которое было написано на красном кумаче по обеим сторонам экрана в каждом кинотеатре. То есть именно кино должно воспитывать от мала до велика. Но сегодня, при наличии TV, планшетов, смартфонов и прочих гаджетов, я думаю, вряд ли…

Что мы видим сейчас в кино? Убийства, ужасы, развлекуху… А зритель кто? «Молодежь, дети, да и взрослые, сидящие в зале с ведрами попкорна. Зрелище, увиденное на экране, задерживается в их головах не дольше, чем попкорн в желудке» (А. Адабашьян).

– Поэтому «нам нужны новые фильмы, рождающие гордость за свой народ, за его историю», – сказал недавно С. В. Жиленко, глава Динского района, поздравляя динчан с Днем кино.

Те, кто решил посмотреть и поддержать своего сверстника, пришли в кинотеатр «40 лет Победы» на премьеру фильма «Одна» сценариста, постановщика и режиссера Александ-ра Беркоза. Зал был полон, в основном молодежь с голыми коленками. Жара! В шортах пришли и юношество, и взрослые. Мероприятие состоялось при поддержке Раисы Сергеевны Колоколовой, директора киноцентра, депутата райсовета, которая создала все условия для приятного просмотра: комфорт, простор, свежий воздух, чистоту, уют.

О чем лента? События разворачиваются вокруг одной героини. Была семья. Не безбедная. Не стало мамы. Отец запил. Это его отвлекало от жестокой реальности. В поисках денег на очередную бутылку водки посылает свою старшую дочь. За кадром слышится плач младенца.

– Продай книги. Без денег не возвращайся!

В подземном переходе ее лишают стопки книг. Она остается ни с чем. Ночь. В отчаянии девочка бредет по пустынным улицам города. Отчетливо слышен ее плач сквозь шум транспорта и грустное музыкальное сопровождение. Блеск и роскошь новогодних витрин. Прильнув к стеклу, она рассматривает нарядные елки, праздничное убранство. Там, за стеклом, – другой, недосягаемый для нее мир. Собачий холод. Ее знобит. И она решается войти. Ноги сами понесли, хотя в тяжелых ботинках еле передвигаются от холода и голода. Села, прислонившись к стойке, и закрыла глаза. Тепло стало разливаться по всему телу. Казалось, она задремала. Рядом сидела счастливая молодая пара. Они что-то пили, ели, смеялись. Молодой человек несколько раз бросил, казалось для меня, сочувственный взгляд. Ну, думаю, наконец-то, хоть кто-то проявит милосердие.

Нет! Ему на ухо что-то шепчет его подруга, презрительно глядя на нашу горемыку. Он подзывает официанта, который с вежливым оскалом выдворяет девочку. Красивые белокурые до пояса волосы, огромные синие глаза, молящие о пощаде, не остановили клерка. Изможденная, замерзшая, наша героиня без сил рухнула у батареи в чьем-то подъезде. Мимо проходит прилично одетый мужчина с кулем, полным новогодних деликатесов. Смерив взглядом несчастную, скрывается за богатой на европейский манер дверью. Выбегает его жена, дородная мещанка, в бигуди и халате.

– А ну, вставай! Это тебе не вонючий твой притон. Сука!

Эту роль блестяще исполнила, перевоплотившись в образ, известная в районе врач Людмила Полищук, тем самым исполнив свою мечту сняться в кино.

Раннее утро. Лай собак. Мчится скорая помощь. У подъезда на корточках сидит девочка. Она мертва. Из подъезда выходит мужчина, несколько часов назад натравивший жену на бедолагу.

– Мужик, помоги…

Ее грузят в машину. Звучит печальная песня в исполнении талантливого музыканта Насти Григорьевой, учащейся 11 класса школы № 4. Отец на кухне в отчаянии хватается за голову. Протрезвел. Поздно! Слышен безудержный плач младенца.

Конец фильма. Всего 17 минут. С чьих-то юных уст слетело: «Браво!» – и зал подхватил. Финальной точкой просмотра ленты стала дискуссия зрителей и тех, кто ее создал. Вопросов было много.

Фильм «Одна» поставлен по мотивам сказки Андерсена «Девочка со спичками», которую не один раз читали Саше Беркозу в детстве.

– Недавно сам ее перечитал, – делится начинающий режиссер. – Мною овладели сильные эмоции, и тут же я начал делать наброски. Я понял, что это моя тема. Сюжет сказки перенесен в реалии российской действительности. Как начать? Долго думал. Дал сообщение в интернете.

Никита Масливец, студент политеха, стал помогать. Организовалась творческая группа. Были удачи и неудачи. Но мы старались. Фильм безбюджетный. Все на свои деньги. Одна аренда камеры на месяц стоит 20 тысяч рублей.

София Фоменко, студентка журфака КубГУ, сыгравшая главную героиню, сказала:

– Я – оптимист. Думала, что все смогу. А на деле оказалось очень трудно. Это великий труд.

А вот роль отца девочки сыграл настоящий актер Краснодарского драмтеатра Сергей Мочалов. Он давал практические советы и свободу в действиях, разумеется, бесплатно.

Спасибо творческому коллективу, старались, снимали в любую погоду, в натуральных декорациях, играли в полную силу, волновались. Это проба, дебют. «А дебют – выстрел в темноту: неизвестно куда и неизвестно, что получишь в ответ».

Но не суть важно. Радует, что молодые люди, студенты, учащиеся школы заинтересованы в судьбах героев фильма. И это волнует зрителя. Молодого зрителя.

Я тоже у экрана переживала, волновалась и думала о том, какие испытания выпали на эту хрупкую беззащитную девочку, какие равнодушие и черствость царят среди людей разных возрастов. А все потому, что у нас еще есть социальное неравенство и духовное опустошение. И я очень благодарна моей любимой газете «Трибуна», опубликовавшей сказку «Девочка со спичками» и отзыв на нее православного священника еще в январе 2015 года.

А теперь вот и фильм Саши Беркоза заставляет спросить себя, почему мы так равнодушны к чужому горю, почему мы так мало говорим друг другу хороших добрых слов, не протянем руку помощи, не возьмем чужую боль на себя, не посочувствуем?

Наверное, в этой короткометражке есть что-то такое, что привлекло много молодежи и завоевало зрительские симпатии к ее создателю – Саше Беркозу.

Высокий стройный парень, одет соответственно современной моде, да и речевой портрет говорит о нем гораздо больше. Ни от кого не зависим. Свободен в суждениях и поступках, которые соотносит с уроками жизни своих родителей. Не посещает клубы и заведения с кальянами, а свободное от учебы в вузе время отдает творчеству – режиссуре и написанию сценариев.

В день премьеры у Александра состоялся и первый рабочий день санитаром в оперблоке Динской райбольницы, где, наводя порядок, он размышлял об истинном предназначении врача – лечить не только тело, но и душу.

Светлана ЗАДОРОЩЕНКО.

Член Союза журналистов Российской Федерации.