Радуге – 25!
18.03.2011 15:28
«Москва! Звонят колокола!»
21.03.2011 14:48

Проект нового закона об образовании в России: что мы знаем о нем?

Проект нового закона об образовании в России: что мы знаем о нем?

Проектом предусмотрена возможность финансового обеспечения деятельности не только государственных и муниципальных образовательных учреждений, но и частных образовательных организаций, что, безусловно, расширит возможности родителей в выборе образовательной организации.

С целью обеспечения дошкольным образованием всех желающих будет разре­шена индивидуальная педагогическая деятельность по реализации основной обще­образовательной программы дошкольного образования. Ранее индивидуальные предприниматели могли осуществлять только присмотр и уход за детьми.

Эти меры должны обеспечить доступность дошкольного и общего образования в любых образовательных учреждениях независимо от их формы собственности. Развитие конкуренции должно способствовать и повышению качества образования.

Актуально, что проект предполагает оптимизацию видового многообразия образовательных организаций.

Если в настоящее время предусмотрено шесть видов общеобразовательных учреждений, то в законопроекте – их всего три (общеобразовательная школа, коррекционная общеобразовательная школа, специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением), вместо восьми видов дошкольных обра­зовательных учреждений предложено только два (детский сад и детский сад компенсирующего вида). Это направлено на создание действительно единого образовательного пространства.

Вместе с тем законопроектом субъектам Российской Федерации предоставляется право самостоятельно вводить новые виды общеобразовательных организаций, не предусмотренные федеральным законодательством, чтобы учесть все особенности и запросы каждой территории.

Законопроект, безусловно, направлен на повышение статуса начального профессионального образования, где оно рассматривается как часть системы (подуровень) среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование будет включать в себя два уровня образовательных

программ: подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

При этом значительная часть образовательных программ начального про­фессионального образования станет программами среднего профессионального образования 1-го уровня.

Действующие виды учреждений высшего профессионального образования «институт – академия – университет» законопроектом заменяются на «колледж – институт – университет», что соответствует принятой в международном сообществе терминологии.

Ныне действующие колледжи при готовности реализовывать программы бакалавриата сохранят свое название, но станут учреждениями высшего профессионального обра­зования, в противном случае вместо колледжа получат статус техникума.

Важнейшим положительным аспектом законопроекта является сохранение и даже развитие основных социальных гарантий для всех участников образо­вательного процесса: обучающихся и педагогов.

Так, обеспечению социальной поддержки обучающихся посвящено восемь статей в новом законопроекте (об охране здоровья, обеспечении питанием, общежитием и т. п.).

Отдельная статья проекта федерального закона полностью посвящена стипендиям и другим денежным выплатам обучающимся.

Предполагается, что размер государственных академических стипендий лицам, обучающимся по аккредитованным основным профессиональным образовательным про­граммам, а также дополнительным специализированным последипломным профессиональным программам (программам интернатуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки) за счет средств федерального бюджета, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Размеры и условия выплаты стипендий студентам, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, определяются органами государственной

власти субъекта Российской Федерации; в образовательных учреждениях, находящихся в ведении муниципального образования, – органами местного самоуправления.

Не отменяются льготы при приеме в вузы. Кроме того, с целью социальной поддержки отдельных категорий граждан в законопроекте предусмотрены:

– право на прием без вступительных испытаний (для победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд РФ и т. п.);

– право на прием вне конкурса в высшие военные образовательные учреждения (для граждан, уволенных с военной службы и поступающих по рекомендациям командиров воинских частей, инвалидов войны, участников боевых действий и др.);

– право на прием на подготовительные отделения, создаваемые при государственных образовательных организациях высшего образования для обучения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и др.);

– преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях (для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и др).

Законопроектом не ухудшается статус педагогических работников.

Более того, предусматривается отдельная глава, в которой определены права и обязанности педагогических работников, меры их социальной поддержки (право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, право на досрочное назначение трудовой пенсии).

Отдельно закреплены профессиональные права и интересы педагогических работников. Регламентированы вопросы аттестации педагогических работников, прохождения ими повышения квалификации, вопросы профессиональной переподготовки.

В школе есть две профессии…

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» широко обсуждается в школах, в семьях…

Он призван заменить собой сразу два документа: законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые в 1992 и 1995 годах соответственно. Задумано, что в новом законе должны быть четко прописаны права и обязанности детей, родителей, учителей, гарантии бесплатности образования и доступности качественного образования. Это должно обеспечить открытость системы образования в интересах каждого гражданина и общества в целом.

Однако на интернет-сайтах проект уже получил более 20 тысяч критических замечаний и поправок… Некоторые опасаются, что образование, несмотря на все конституционные статьи, станет платным, по крайней мере, за дополнительное образование, кружки надо будет выкладывать родительские денежки…

Что думают по этому поводу динчане?

12_big.jpg

Нина Владимировна Сатарова, начальник управления образования:

– В основных положениях Закона акцент сделан на следующих моментах:

– все имущество остается в собственности учредителя образовательного учреждения. Приватизация имущества запрещена;

– сохраняется бесплатное обучение с 1 по 11 классы;

– финансовое обеспечение деятельности учреждения зависит от реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, потребностей конкретного учреждения, количества обучающихся или воспитанников;

– деятельность учреждения станет намного прозрачней для общественного контроля.

Так что говорить о том, что образование станет платным, не приходится. Согласно Конституции общее среднее образование в стране бесплатное, и оно не должно быть платным в принципе.

9.jpg

Галина Николаевна Пронина, учитель СОШ № 3:

– При принятии этого Закона в дальнейшем необходимо вычленить главное, особенно то, что касается сельских школ. Потому что сравнивать результативность обучения общеобразовательных сельских школ и городских лицеев неправильно. Также есть две профессии в школе: учитель и классный руководитель. Они совершенно разные. В настоящее время педагоги серьезно занимаются воспитанием ребят, стараются, чтобы те стали личностями с большой буквы: креативными, яркими, мыслящими. Необходимо оговорить роль классного руководителя, как нужную, значимую и важную, и выделить ее.

Валентина Игоревна, домохозяйка (фотографироваться отказалась):

– То, что большие перемены ждут дошкольное образование меня радует. Мест в детских садах, как известно, остро не хватает. Строить новые невыгодно – слишком дорого. Поэтому разговор ведется о детских мини-садах на 20 –

40 мест. Ожидается, что в ближайшее время в России появится 15 тысяч таких садов. Меня это радует. Стоим с сынишкой на очереди в детсад.

8.jpg

Ольга Владимировна Кудрявцева, учитель английского языка:

– Хочется надеяться, что законопроект не ухудшит статус педагогических работников. Ведь если говорить о наших учителях, то сегодня они имеют по 40 уроков в неделю, трудятся на огородах, чтобы в доме водилась «лишняя копейка»… И образование должно быть более целенаправленным. Вот в Оксфордском университете, к примеру, за семестр студент изучает два курса, но «на все 100». Наш же, российский студент, «тянет» 11 – 15 предметов, многие из которых в жизни ему никогда не пригодятся… 

Мария ОНЕЖСКАЯ.