Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
«Казачий разгуляй» принимает гостей
31.05.2011 15:07
Вспоминая «Солнечный остров»
02.06.2011 13:55

Дети страдают больше, чем взрослые

Дети страдают больше, чем взрослые

Семья является важнейшим институтом человека как личности. Именно в ней ребенок получает первый опыт общения, социального взаимодействия.

Затем в жизнь человека включаются социальные институты: детский сад, школа, улица. Семья играет одну из главных ролей в психологическом здоровье ребенка. Психологическое здоровье – это способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своим эмоциональным состоянием, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии и познании себя.

Психологическое и физическое здоровье взаимосвязаны. И нарушение одного из них приводит к возникновению проблем в другом. Поэтому родители не должны забывать, что ребенку мало быть только сытым и одетым, ему необходимо эмоциональное благополучие.

Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, расстройствами сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и многими другими психосоматическими заболеваниями, при которых психическое и соматическое (телесное) неразрывно связаны. Та или иная система организма ребенка может быть врожденно или прижизненно ослабленной. Одной из причин появления психосоматических заболеваний у детей во всех случаях являются неблагоприятные факторы формирования личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, среди сверстников – тягостные переживания, психическая травма… Нервничают родители – нервничает и ребенок. Напряжен темп жизни матери – торопят, тормошат, рано поднимают с постели ребенка. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших. Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Родители требуют успешного усвоения всех предметов, а у детей различны способности. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой – перед уроком литературы или физкультуры. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку это не дано. И дети страдают больше, чем взрослые. Одни дети протестуют, отказываются посещать школу, агрессивны в семье, другие капитулируют, пассивны и как бы глупеют, соглашаясь на роль «несчастья семьи, дурочка»; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе. Но все они без исключения страдают от этого.

Что же следует предпринять родителям?

Устранить неправильное воспитание, начиная с перевоспитания самих себя.

Улучшить психологический климат семьи.

Предотвратить рождение болезнетворной неудовлетворенности у ребенка.

Помнить, что главная потребность ребенка – любовь и забота!

Соблюдать определенный режим труда и отдыха.

Основным условием нормального психосоциального развития ребенка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Не забываете, что дети копируют наше поведение, и реагируют как и мы в определенной ситуации. А значит, и винить нам некого, кроме себя, если начинаются у ребенка проблемы.

В завершении невольно вспоминается народная мудрость: «Здоровье не все, но все без здоровья – ничто!» Желаю вашим детям здоровья и эмоционального благополучия.

Эльмира БАГИЯН.

Медицинский психолог.

Родительские заповеди

Табак, алкоголь, наркотики… вряд ли найдется родитель, который захочет, чтобы его ребенок употреблял эти вещества и был от них зависим.

Как уберечь сына или дочь от такой зависимости? Универсального рецепта, к сожалению, не существует. Но некоторые советы дать можно.

Зависимое поведение в той или иной степени суть человеческой жизни. По большому счету, зависимое поведение – это своеобразная попытка бегства от реальности, ухода в измененное психическое состояние.

Как оградить ребенка от вредного воздействия?

Нужно начать с себя. Ни алкоголизм, ни наркомания по наследству не передаются. Передается лишь предрасположенность. Тем не менее, этот факт необходимо учитывать. Так, у детей из пьющих семей в семь раз больше вероятность формирования алкоголизма, чем у выходцев из семей, где практически не пьют. Но даже наличие предрасположенности вовсе не означает, что заболевание обязательно разовьется: все зависит от влияния семьи и окружающей подрастающего человека социальной среды.

Будьте примером для ребенка. Если отец и мать курят и выпивают в присутствии ребенка, то можно с уверенностью сказать, что ребенок будет подражать родителям.

Советуем вам помнить родительские заповеди:

1. Не старайтесь сделать из сына или дочери свою копию, он (или она) будет собой, даже если вы станете активно противодействовать.

2. Не требуйте от ребенка благодарности только за то, что вы дали ему жизнь. В свое время он даст жизнь вашим внукам и уже этим вернет свой долг с лихвой.

3. Не вымещайте на нем свою злость и обиды за неудачи в работе или личной жизни. Все зло, которое вы излили на маленького человека, вернется к вам.

4. Относитесь серьезно к проблемам дочери или сына, даже если они вам кажутся смешными. У них меньше жизненного опыта, помогите им, поделитесь своими знаниями.

5. Никогда не унижайте ребенка. Помните, что он – личность, у него тоже есть чувство собственного достоинства.

6. Любите его просто так, а не за то, что он талантлив, красив или умен.

7. Никогда не делайте чужому ребенку того, чего не сделали бы своему!

Анжелика БУНДЮК.

Социальный педагог СОШ № 4.