Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Новости станиц
16.08.2011 10:24
В одном шаге от сломанной ноги
18.08.2011 10:58

В августе 91-го…

В августе 91-го…

Завтра исполнится ровно двадцать лет с того дня, символом которого стало «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, – начала августовского путча ГКЧП.

Это событиероссияне сейчас воспринимают, в основном, с безразличием, хотя именно оно и нехватка профессионалов в советской политике на закате эпохи коммунизма, людей, которые бы четко понимали национальные интересы, привели к радикальным переменам, резким экономическим реформам, очень болезненно отразившимся на подавляющем большинстве граждан страны.

Самопровозглашенный Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), состоящий из руководства ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ, 19 августа 1991 года предпринял попытку государственного переворота и отстранения Михаила Горбачева с поста президента СССР. Действия ГКЧП сопровождались объявлением чрезвычайного положения, вводом войск в Москву, переподчинением местной власти назначенным ГКЧП военным комендантам, введением жесткой цензуры в СМИ. Эти шаги привели к радикальным изменениям политической ситуации в стране, а затем распаду СССР и приватизации, которую наше общество до сих пор считает несправедливой.

Сегодня мы попросили вспомнить события тех дней Виктора Георгиевича Кисилева, работавшего в 1991 году заведующим идеологическим отделом Динского райкома КПСС.

3.jpg

Виктор Георгиевич, как Вы встретили тот день?

– Так же, как и вся страна, – под музыку знаменитого балета. А если серьезно, было очень беспокойно. Все мы, работники райкома, понимали, что ситуация серьезная, фактически революционная.

Первоначальная эйфория от объявленной Михаилом Сергеевичем Горбачевым перестройки постепенно сошла на нет, а усугубленные ею экономические проблемы остались. Появился продуктовый и товарный дефицит и, как следствие, введение карточной системы. Начали вспыхивать межнациональные конфликты: Баку, Сумгаит, Нагорный Карабах, Фергана… Все понимали – ни к чему хорошему это не приведет. Происшедшее в то утро уже давно назревало.

– А как Динской райком партии отреагировал на заявление ГКЧП?

– ГКЧеписты попытались исправить сложную ситуацию в стране. Благие, в общем–то, намерения были…

Но не телюди и не теми методами решили действовать, и поражение было закономерностью.

Уже 20–го августа 1991 года стало ясно, что успех не на стороне ГКЧП, а 21–го все было кончено. Вечером следующего дня Борис Ельцин подписал указ о прекращении деятельности Коммунистической партии Советского Союза.

Момент подписания указа транслировался в прямом эфире по телевидению. Помню растерянность и смятение на лице Горбачева. Такое же смятение было и у меня в душе. И не только потому, что автоматически становился безработным: я отчетливо понимал – страна сейчас сделала крутой поворот в своем развитии, а куда он приведет?..

Было уже достаточно поздно, но я собрался и пошел в райком, в свой рабочий, пока еще, кабинет. Забрал свой партийный билет и личные вещи…

Рано утром следующего дня я подвозил соседа на вокзал, мы ехали по улице Красной. Было около шести, но в здании районного комитета уже горел свет, в окнах мелькали силуэты людей. Чуть позже у входа меня встретил вооруженный милиционер и преградил путь дулом автомата: «Куда?»

Сотрудникам районного комитета разрешили пройти на свои рабочие места только для того, чтобы забрать личные вещи. Во всех кабинетах опечатывались и изымались документы…

4.jpg

– Страшно было?

– Нет. Тогда уже нет. По–настоящему страшно было за полтора года до этих событий.

Когда запасников из Краснодарского края массово отправили в Нагорный Карабах, а их матери и жены вышли на митинг против этой акции. Тогда мы, сотрудники райкома, впервые оказались лицом к лицу с возбужденной, почти неуправляемой толпой. И просто не знали, как себя вести в сложившейся ситуации.

– Виктор Георгиевич, как сложилась Ваша дальнейшая судьба, не было ли гонений и преследований за работу в руководящем районном органе КПСС?

– Гонений не было. Я по профессии учитель физики и вскоре стал директором Динской СОШ №1. Были некоторые горячие головы, готовые сразу и безоговорочно сделать из нас врагов народа, звучали голоса и в мой адрес: мол, разве можно таким доверять воспитание детей. Но я прекрасно понимал, что любой шторм выбрасывает на берег пену. Пена улеглась, и со многими из тех горячих голов я сейчас в достаточно хороших отношениях.

От редакции хотим добавить, что Виктор Георгиевич всегда очень серьезно и ответственно относится к порученному делу, и в последние двадцать лет истории России он немало сделал для блага Динского района: пять лет отработал директором школы, был депутатом районного Совета, его председателем, руководил управлением имущественных и земельных отношений.

Елена КОНОПЛЕВА.