Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Девиз 60-х годов:«Каждый школьник – спортсмен!»
09.02.2012 15:56
11 февраля 1943 года шел 600-й день войны
14.02.2012 11:52

Голодная девочка с хлебной карточкой в руке…

Голодная девочка с хлебной карточкой в руке…

8 сентября 1941 года Ленинград оказался в кольце голода и смерти.

Фашистская блокада длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Но что знают об этой страшной странице истории Родины современные школьники?

Г. А. Павлюк, заведующая культурно-массовым отделом РДК, в содружестве с О. В. Петрякиной, заместителем директора по воспитательной работе СОШ № 3, и Т. Ю. Дорониной, преподавателем ОБЖ, организовали и провели открытое мероприятие для динских школьников, посвященное 68-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады.

Воспоминания людей, переживших ее, их письма и дневники, фотодокументы, представленные на экране, открывают страшную картину. На город обрушился немыслимый голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни.

В булочные, где выдавался ежедневный паек, стояли огромные очереди. Помимо голодаблокадный Ленинградатаковалии другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до минус 40 градусов. Закончилось топливо и замерзли водопроводные трубы – город остался без света и питьевой воды. Еще одной бедой для осажденного города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Динские шестиклассники встретились с жителями блокадного Ленинграда и услышали воспоминания из их жестокого детства. Когда началась блокада, Евгении Петровне Халяпиной было 12 лет. Очереди и карточки, голод, бомбежки и родительский дом она не забудет никогда. Во время блокады Женя потеряла всех родных. Зимой не было возможности похоронить маму, и в соседних комнатах также лежали покойники. Девочка в течение нескольких недель жила среди них. На мамину карточку получала 120 граммов хлеба, которые делила с младшими детьми. На неработающих и детей карточку не давали…

– Подростки помогали взрослым: включали сирену во время бомбежки, дежурили на крышах, чтобы тушить бомбы. Трупы выносили, их было так много, что они лежали снизу до верха, слева и справа, – сдерживая слезы, рассказывает Евгения Петровна.

Она выжила, потому что ела все, даже клейстер и льняной жмых. После смерти родных сироту направили в детский дом, оттуда – в эвакуацию.

Память не дает покоя… Таисии Яковлевне Рупаковой иногда кажется, что она все та же голодная девочка с карточкой в руке, которая верит, что блокадный ад когда-нибудь закончится.

На встрече со словами благодарности за стойкость и мужество обратился к гостям Виктор Михайлович Суетов, заместитель председателя районного совета ветеранов Динского сельского поселения.

Ни один ребенок не остался равнодушным. Притихшие дети выходили из зала, благодаря ветеранов за урок жизни…

Светлана ЕЛАГИНА.

Учитель русского языка

и литературы СОШ № 3.

Дорога Жизни и дневник Тани Савичевой…

Илья Холодков, ученик 6 «А» класса:

– Мне запомнился рассказ о Тане Савичевой – ленинградской девочке, которая вела блокадный дневник. Таня не дожила и до

15 лет. Ее дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас, когда один за другим уходили все ее близкие. Она – символ страданий, которые перенесли жители Ленинграда…

Ксения Троян, ученица 6 «А» класса:

– На меня произвели большое впечатление строчки стихотворения «В школе» Юрия Воронова, прочитанные Галиной Александровной Павлюк. Я нашла его и обязательно прочитаю своим друзьям.

Девчонка руки протянула

И головой – на край стола…

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Анастасия Головко, ученица 6 «В» класса:

– Я очень надеюсь, что традиция передачи памяти о Блокадных днях с годами продолжится. И что моим детям в школе будут рассказывать про Дорогу Жизни и дневник Тани Савичевой.

Даниил Болдырев, ученик 6 «А» класса:

– Хочу сказать о школьных «Уроках мужества». Сейчас я понимаю, какую огромную роль они играют в моей жизни. Мне кажется, что я становлюсь лучше, добрее и внимательнее к окружающим.