Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Хватит войн, разрухи, революций!
13.03.2012 14:47
Прием в отделе МВД
15.03.2012 11:02

По крупицам создавшая музей

По крупицам создавшая музей

Живет в станице Динской среди многих интересных людей человек с необыкновенной биографией. Это Таисия Алексеевна Чекрыгина, которая родилась 12 марта 1937 года в станице Динской.

Необыкновенный человек

Ее имя известно не только станичникам, но и жителям края по многим публикациям в районных и краевых газетах, а также из передач по краевому телевидению. Знают ее и как основателя и первого директора районного краеведческого музея в станице Динской, и как доброго учителя, автора многих книг по краеведению в том числе и трехтомника «Книга Памяти» о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла нашего района. И каждый, кто хоть раз встречался с ней, помнит ее лучистые глаза и то душевное тепло, которое ощутил рядом с нею.

Безмерная доброта, искренность, необыкновенная увлеченность, преданность и бесконечное чувство любви Таисии Алексеевны Чекрыгиной ко всему, что ее окружает, заставляет рассказать о ней.

Мечтала о карьере учителя

Тая Варанкина, дочь планового переселенца Алексея Михайловича Варанкина и «раскулаченной» казачки Антонины Михайловны Погуляевой, внучка одного из атаманов станицы Динской, в школе училась прекрасно и мечтала об учительской карьере. Поступила в Армавирский пединститут, была вожатой, активисткой и комсомольским лидером, всерьез занималась научной работой (и получала за это грамоты Министерства высшего образования – награды весьма высокие). Вышла замуж за Анатолия Сергеевича Чекрыгина. Вслед за старшей дочкой родилась вторая, потом третья. Жили в старинной свекровкиной хате: топили печку, подмазывали полы, белили стены. Таисия Алексеевна работала в школе учителем математики. Просто давать уроки и уходить домой она не могла: участвовала во всевозможным конференциях, исследовала действенность методик и приемов обучения, выступала с докладами и лекциями. Классное руководство, так нелюбимое некоторыми учителями, отнюдь не казалось ей обузой: пятиклашки еще не переступали порог ее класса, а она уже на шесть лет вперед планировала всю их будущую жизнь с поездками, экскурсиями, общими делами и общими праздниками. Они проводили вместе массу времени. Буквально с первых дней, Таисия Алексеевна организовывала для своих учеников поездки по району: в степь – изучать растения и животных, к курганам – чтобы представлять себе, кто и как жил в наших краях много тысячелетий назад, на раскопки – чтобы увидеть прошлые века своими глазами. Потом начались и поездки по памятным местам: то в Аджимушкайские каменоломни – на место подвига Володи Дубинина, то на Малую землю, то в Волгоград. Поездки были поразительные, захватывающие. Впечатления были настолько сильны,

что однажды пятиклассник Валера Незь решил проверить и себя: сможет ли один ночью проехать на ишаке (ишака присмотрел на окраине еще загодя, днем) из Крыма до самой Динской, миновав паромную переправу и половину Краснодарского края. «Испытателя» искали всю ночь.

Обычные в советское время задания школьным классам и дружинам заниматься поиском героев или даже просто участников войны, задания, ложившиеся на плечи классных руководителей тяжелым грузом, Таисия Алексеевна как груз не воспринимала. Может быть, потому, что с раннего детства привыкла к тому, что и дед ее, Михаил Денисович Погуляев, и отец, Алексей Михайлович Варанкин, писали своего рода семейные хроники, записывая в тетрадь все основные события своей и семейной жизни. Красными и черными чернилами дед отмечал рождение и смерть детей, покупку сельхозинвентаря, на который долго, годами, копили деньги, и приглашение на работу помощников, и поселение квартирантов, издержки на строительство и события жизни своей родни; бабушка Елена Иосифовна карандашом поверх этих записей –

события после революции и кончины супруга: «25 марта 1930 го-

да выгнали з хаты»… Отец описывал службу в армии в свое переселение на обезлюдевшую после голода 1933 года Кубань, рождение и первые шаги детей, события военных лет.

Открывая сердце людям

Первым серьезным заданием был сбор материалов об участниках Гражданской войны. Таисия Алексеевна ходила по дворам, расспрашивала в пятый, в десятый раз, уговаривала поделиться фотографиями и документами. Даже выправила себе удостоверение уполномоченного собирать материалы: станичники, пережившие 1937-й и многие подобные ему годы, сведениями делились неохотно. Иногда и откровенно плакали: раз собирают документы, значит, скоро опять война: перед 1941-м тоже так было. Недоверие было ко всему: и к власти, которая уже не раз обманывала, и к самой идее что-либо собирать, и даже к выговору: пока Таисия Алексеевна говорила с хозяином хаты по-русски (все-таки учитель, да и в чем-то и представитель государства), калитка, как правило, даже не открывалась: «Та нэ знаю, та нэма». Но стоило сказать: «Дiду, та вспомнытэ ж», –и перейти на станичную украинскую «балачку», как за вопросом: «А ты чья будэшь, дочка?» – открывалась калитка, за ней и дверь в хату, а там, глядишь, и сердце старика. Во многом Таисии Алексеевне помогала ее собственная бабушка: и рассказывала, и показывала, и свои собственные вещи отдавала – даже роскошный кружевной шарф, который сберегала годами, чтобы в нем уйти в последний путь и предстать перед Богом, не пожалела – разделила пополам: «Цэ тобi половына, а цэ мэнi». Глядя на бабушку Елену, открывали заветные скрыни и другие.

Несметные сокровища

Собранные документы, уникальные подлинные фотографии, некоторые уже тогда попадавшие ей в руки старинные вещи Таисия Алексеевна хранила в школе и дома; образцы пород, срезы деревьев, чучела птиц (все это неутомимая собирательница выпросила для своих учеников в лабораториях солидных ученых) – в школе и Доме Пионеров. Муж иногда шутил: «Насобирала – хоть машиной вывози». Анатолий Сергеевич во всем поддерживал: и в научных трудах, и в поездках, и в собирательстве, – хотя мог бы топнуть ногой, как это бывает, и разом пресечь все эти затеи жены: не обязан, мол, терпеть это, и все! Так что муж оказался той самой каменной стеной, о которой мечтает каждая женщина. Вскоре Таисия Алексеевна поняла: пора создавать настоящий музей, который вначале разместился в Динской школе № 3, а затем в райвоенкомате. Военком, полковник Нагабедян, выделил сначала небольшую комнатку и коридорчик. Но когда начали оформлять стенды и витрины, когда начали подразделять все хранившееся до этого в шкафах и под диваном на отдельные темы, оказалось, что Таисия Алексеевна собрала уже несметное сокровище, и выделенного помещения для него явно недостаточно. Освободили оружейную комнату и учебные классы. В комнате построили копию настоящей казачьей хаты – с русской печью, фотографиями в деревянных рамках на беленых стенах, с иконами, любовно покрытыми вышитыми полотенцами. Все нашлось для хаты: и столик раскладной под кружевной скатертью, и старинный самовар (такого не было даже на выставке больших самоварных коллекций: на керосинке грелся самоварчик с восемнадцатью медалями!), и лавы, и прялка. Чучело гусыни, высиживающей яйца у теплой печи, на этот раз, как смогли, сделали сами: как было снова

обратиться к людям, щедрый дар которых с такой легкостью был отправлен на помойку? В коридорчике Таисия Алексеевна разместила историко-этнографическую часть коллекции. Тут и ткацкий станок, и деревянные зернорушки, и путы для коня, и роскошные бабушкины наряды из домотканого полотна и самовязаного кружева, и многое другое.

Благодарили и плакали

Наконец 18 мая 1984 года состоялось открытые районного музея. Музей потряс всех. Даже те, кто, бывало, пошучивал за спиной Таисии Алексеевны, что занимается она, мол, странным делом, теперь благодарили со слезами на глазах: Чекрыгина сумела собрать материалы едва ли не о каждом жителе станицы или о его семье и об очень многих жителях района. А увидеть в музее фотографию прадеда или рушник, сотканный и вышитый твоей бабкой, и посмотреть на историю станицы, как на историю чего-то большого и важного, – это удивительное чувство.

Многие годы Таисия Алексеевна, учитель математики, стремилась не только дать ребятам точные знания, но и привить любовь к окружающей природе. Она считала главным, чтобы за образованностью чувствовался пыл неспокойной души. А пыл этот можно разжечь огнем своего сердца. И поэтому педагогический талант, любовь к детям у Т. А. Чекрыгиной неразрывно связаны с любовью к родной стране, краю, к ее малой, но дорогой частице – станице.

Наверное, поэтому Таисия Алексеевна с головой окунулась в беспокойные хлопоты по созданию музея, ведь он, по ее мнению, могучее средство воспитания любви к родному краю. Она не только являлась создателем, хранителем, но и долгое время возглавляла, была первым директором районного музея. По-видимому, не случайно именно этой сильной женщине выпало на долю взять на себя все заботы по созданию музея в своей станице, посвятив этому полвека. История района развивалась на ее глазах. Мало того, она сама энергично участвовала в ней. В течение последних

20 лет Т. А. Чекрыгина трудится неустанно, нередко по ночам, жертвуя свободным и несвободным временем, над очередными томами районной «Книги Памяти» по увековечиванию имен погибших и пропавших без вести воинов, ушедших на фронт из Динского района и отдавших свои жизни за Родину.

Быть первой

Такова уж она – Таисия Алексеевна Чекрыгина – другим не дает покоя, и сама его не знает. И где она только не побывала, в каких местах и городах в поисках материалов для пополнения фондов музея.

Говорят, человек славен делами. Наверное, не каждому в жизни выпадает участь быть первым, и не одно еще поколение сможет увидеть в нашем музее то, что было собрано Таисией Алексеевной Чекрыгиной по крупицам дорогою в целую жизнь.

Елена КОРОБОВА.

Директор Динского

краеведческого музея.