Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Важно знать
10.04.2012 15:38
С верой в чудо
10.04.2012 15:41

Секрет долголетия любимой учительницы

Секрет долголетия любимой учительницы

Ей уже девяносто, но глаза живые, чуть с зеленцой… Из-под платочка выбиваются седые ухоженные волосы. Долго не приглядывалась. Меня узнала сразу. Прохожу, а у самого то редкостное состояние духа, которое всегда бывает у человека при встрече с кем-то дорогим и близким…

Родилась Анна Степановна Стороженко в селе Иванковка, что в Вознесенском районе Целиноградской области. В большой крестьянской семье. Родители были переселены в Казахстан из Центральной России по Столыпинской реформе. Отец ее, Степан Павлович Сысоев, – участник Первой мировой, а в Гражданскую в конной Буденного воевал. Мать – по дому, да детей воспитывала.

После революции на Урале жили. В 1935 году семья Сысоевых переехала на Кубань. Поселились в совхозе «Агроном». Аня среднюю школу закончила в 1940 году в станице Динской. В этом же году поступила учиться в Краснодарский педагогический институт на факультет естествознания. Закончила первый курс, а тут – «глядь – война». Учебу в институте приходилось совмещать с дежурствами в госпитале, с тушением пожаров. Студенты принимали активные участия в рытье окопов на оборонной линии города Краснодара.

Вот она какая, наша классная руководительница Анна Степановна Стороженко. А мы-то думали – просто учительница!

– В 1944 году окончила институт, и направили меня работать в среднюю школу № 1 станицы Архангельской, что в Тбилисском районе, – рассказывает Анна Степановна. – Там я провела свои первые самостоятельные уроки по химии. Правда, отработала всего один учебный год. В 1945 году вернулся с фронта Пантелеймон Семенович Стороженко, мой будущий муж. Мы с ним познакомились еще до войны. Он преподавал

в начальных классах, а я училась в десятом. Подружились. В

1939 году его призвали в армию. А тут грянула война. Мы все годы переписывались. И дождались. В 1945-ом поженились. Правда, два года «служили» вместе, вернее, дослуживали. Пантелеймон Семенович вернулся с фронта, но еще был не демобилизован. И два года служил в городе Сухуми.

В 1947 году, после демобилизации, супруги Стороженко получают направление на работу в пятую школу станицы Пластуновской.

– Год, когда мы приехали, был трудный, – говорит Анна Степановна. – Нет, трудный – не то слово. Это была беда горькая. В станице люди голодали. В классах «собачий» холод. Занятия приходилось проводить при керосиновых лампах. Не хватало тетрадей, учебников. Но! Ты не поверишь, Виктор, настрой был хороший. Коллектив учителей, правда, небольшой, но сильный. Все старались работать на «эффект соленного огурца».

– А как это понять?– уточнил я.

– А это изречение В. Ф. Шаталова, известного советского педагога. Он говорил: «Главное – это рассол. Какой бы огурец ни был – плохой, хороший – попав во вкусный рассол, он замечательно просолится». Вот и старались мы создавать такие условия, такой «рассол»,

чтобы в школе каждый учитель, любой ученик чувствовали себя хорошо, несмотря на трудности тогдашней послевоенной жизни.

Сотни ее учеников связали и свою судьбу с химией, с химическими процессами в сельском хозяйстве, в медицине, промышленности. Среди них кандидаты химических наук А. Васильев, Е. Г. Лисовин, профессор Н. С. Котляров и другие.

Многие ее выпускники стали преподавателями химии, а преуспевающие «химики» – директорами школ в родной станице Пластуновской.

Беспокойной была Анна Степановна в наши школьные годы: смотришь, а она уже на учебных грядках с юннатами. А там, глядишь, на колхозных полях вместе с нами убирает зерновую кукурузу (в то время вручную ее убирали), а вот – и на спортплощадке среди болельщиков, когда идут спортивные баталии школьников.

Частым гостем являлась Анна Степановна у тех, кто нерадиво относился к учебе, да и многих родителей она навещала, помнится. И за учебу нагоняй был, но больше за плохое поведение. Бывало.

А уж в школе, кажется, Анна Степановна жила. То с отстающими сидит – занимается. А там, смотришь, кружок юных химиков ведет, а там, глядишь, уже воскресник устроила по уборке класса, территории школы.

И среди энтузиастов-кролиководов была она – Анна Степановна Стороженко. Сегодня с высоты своих седых годов думаю: «И как она все успевала: учить нас, быть в семье, растить детей, вести уход за тяжело больным мужем-фронтовиком, да еще выкраивать время для посещения родителей двоечников, хулиганов? А ведь успевала же! Видимо, в этом и кроется секрет ее долголетия».

Анна Степановна убрала фотографии из семейного альбома. Налила по чашечке чая. Мы еще немного поговорили.

Вышел я из дома любимой учительницы, а навстречу мне поднималось, как бы из великого, необъятно святого мира, огромное здание Храма Вознесения Господня. На фоне синего чистого неба сияли его золоченые кресты, крыши куполов, отдавали белизной стены. И мне подумалось: «Какой щедростью, видением жизни обладали наши предки, выбирая место для строительства Храма. Видно его – на сколько глаз видит. И возвышается сам над станицей, как бы охраняя жизнь станичников, благословляя их. Святой дух, исходящий от него, расплывается, как яркий свет солнца, далеко за окраины станицы, на поля».

Видя это, я и получил ответ на то редкостное состояние духа, возникшего у меня, когда шел по тропинке внутрь двора моей учительницы химии.

Именно в этой станице должен стоять дом, цвести сад, богатым урожаем одаривать грядки огород, и чистой, хрустящей водой поить колодец. И жить в этом доме, пользоваться дарами сада и огорода, пить воду из этого колодца должна наша классный руководитель 10 «А» Пластуновской средней школы № 5, выпуска 1958 года. Для нас она, как святая, –

Анна Степановна Стороженко. С Днем рождения, дорогая!

Виктор КАЛИНИН.

Ветеран труда,

ученый агроном.