Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Наказ: встретить 100-летний юбилей!
23.05.2012 10:49
Профессионализм и чуткость
23.05.2012 11:13

Дети войны

Дети войны

21 мая 2011 года не стало Евгения Яковлевича Исаева.

Его отлично знали и уважали и в районе, и в станице Пластуновской. Честный, порядочный человек. Эти качества прививал ученикам и ценил их в коллегах. Евгений Яковлевич был директором СОШ № 5, оттуда и ушел на заслуженный отдых, оставшись в памяти земляков директором. Пятнадцать лет проработала с ним рядом Вера Петровна Францова, которая возглавляла СОШ № 7. Как-то, еще при жизни, Евгений Яковлевич оставил семье Францовых свои воспоминания о войне, которую он запомнил навсегда, несмотря на то, что был ребенком. Францовы принесли их в редакцию «Трибуны» в канун годовщины со дня смерти своего коллеги и друга.

Последние слова

«Считаю себя и всегда буду считать дитем войны, хотя к началу Великой Отечественной мне было чуть меньше пяти лет». Первым сигналом в нашем доме о начале этой страшной бойни был уход отца на финскую кампанию. Когда отец с вещмешком за спиной прощался со мной и мамой, мне было три года. На всю жизнь я запомнил его последние слова: «Прощай, сынок! На память о себе я дарю тебе этот картуз, который мне теперь не нужен». После этого папа надел мне на голову свою фуражку, обнял и крепко поцеловал.

В июне 1941 года, по словам сослуживца, отец был раздавлен вместе с пулеметом немецким танком на территории Молдавии. А позже пришло извещение, что он пропал без вести. Это извещение я бережно храню до сих пор.

«Мы вернемся!»

В наш дальний хутор Албаши Каневского района, где я родился и жил, приходили тревожные вести. Хорошо запомнил газету «Правда», где были напечатаны снимки немецких бомбардировщиков с черными крестами. Хуторяне говорили: «К нам надвигается черная смерть». Настало лето 1942 года. Через наш хутор, расположенный среди множества лиманов недалеко от Азовского моря, движется бесконечная колонна гусеничных и колесных тракторов, груженых телег. Мы, мальчишки и девчонки, бегали смотреть на эту колонну. Я запомнил ответ на вопрос, заданный одному из участников этого шествия: «Дядя, куда это вы едете на тракторах и подводах?» – на что он ответил: «На пересыпь (так называли у нас берег у Азовского моря). Будем топить все это в море, чтобы не досталось врагу». Несколько дней хутор был объят пеленой дыма и смрада. Горели амбары с зерном, колхозные склады. Этим же летом мы впервые увидели над нашим хутором немецкую раму. В хуторе не было ни войск, ни военных объектов. К счастью, нас немцы не бомбили. Хорошо запомнил последние дни свободного хутора, трех казаков-конников, их прощальные слова: «Мы уходим, но скоро вернемся».

Отзвук

Первыми оккупантами нашего хутора были румынские солдаты, одетые в форму мышиного цвета. Они ходили по улицам, бесцеремонно врывались в хаты, где рылись в сундуках, комодах, забирали ценные вещи. Во дворе стреляли в кур, гусей, индюков, свиней, требовали от хозяек яйца, масло. Боялись партизан. Кто-то из более старших мальчишек на мостах через лиман набил гвоздей и все мотоциклы оккупантов оказались с пробитыми колесами. По этой причине солдаты прочесывали кукурузные посевы в поисках партизан. Зима с 1942 на 1943 год была холодной, почти безветренной. Хорошо запомнился звон стекол в домах. Это был отзвук Сталинградской битвы, как потом сказали люди. Наступили голодные и холодные будни. Ели запасы кукурузы, свеклы, тыквы. Благо, у некоторых сохранились умело спрятанные коровы, которые как-то спасали от голода.

Первый День Победы

В сентябре 1944 года начались занятия в Албашской семилетней школе № 13. Я поступил в 1-й класс. Класс был разновозрастным, так как школа не работала два года. Как начали учиться? Учителя раздобыли несколько букварей, тетрадок в косую линию. Чернила каждый делал из ягод черной бузины. В основном же писчей бумагой были старые газеты. Счастливчиками были те, кому отцы и братья-фронтовики посылали в треугольных фронтовых письмах чистые листочки забугорной бумаги. Одевались, кто во что мог. Обувь была деревянная. Питались в основном макухой. Хвастались те, у кого она была соевой. Запомнился на всю жизнь первый День Победы. Радио у нас не было. Единственным средством связи был телефон на почте хутора, по которому и сообщили о победе. В этот день мы в школу пришли, как обычно, с настроем на уроки. Каково же было наше удивление, когда мы увидели радостные заплаканные лица учителей. Никаких торжеств не было, просто все ликовали и говорили о скорой встрече с теми, кто был на фронте. Была такая мечта и у меня…

В день Победы учителя со всеми учениками сфотографировались на фоне здания нашей школы. Эта уникальная фотография хранится у меня в семейном альбоме. Послевоенное время обрушилось на нас голодом, горем потерь.

Я, переживший все это, хочу, чтобы ни сегодняшние, ни будущие поколения, наши дети, внуки и правнуки не испытали бы никаких трагедий и лишений. Всегда помните о тех, кто завоевал нам счастье и не вернется с войны уже никогда!»

Евгений Яковлевич ИСАЕВ.