В сердце Кубани
17.09.2015 15:42
«Лотосовая поляна»
18.09.2015 14:32

За один день всю «Атамань» увидеть невозможно

За один день всю «Атамань» увидеть невозможно

Я переехала в Краснодарский край из Санкт-Петербурга только весной и за полгода моей кубанской жизни уже успела наслушаться про «Атамань». «Если хочешь узнать, кто такие казаки и что такое казачество, поезжай в «Атамань», – утверждали соседи.

Истоки

Поехать хотелось, но как добраться? Выяснилось, что из Динской туда не идет ни один автобус. А значит, необходимо сначала отправиться в Краснодар, затем – в Темрюк, из которого уже ходят регулярные рейсы до этнографической станицы. 300 км (или около того) расстояния пугали, и я все откладывала и откладывала долгожданную поездку.

Поэтому, когда в редакции предложили командировку на краевой фестиваль, посвященный 223 годовщине высадки черноморских казаков на побережье Азовского моря, я согласилась. Итак, ранним утром 5-го сентября мы выехали из Динской.

Пока мы едем, и за окном мелькают довольно однообразные пейзажи, позвольте дать краткую историческую справку (думаю, что все наши читатели превосходно знают историю своего родного края, и все же…).

Таманский полуостров – это земля, на которой люди жили уже несколько тысяч лет назад. В седой древности по ее степям кочевали непобедимые скифы, оставившие нам загадки своих курганов. В античности на побережье двух морей приплыли греки, основавшие города Гермонессу и Фаногорию, прославившиеся изысканностью вин. Однако греческие укрепления не остановили натиск бешеных азиатов – гуннов. Народы сменялись в огне войн и пожарищ: гунны, хазары, византийцы, русичи, половцы, монголы, турки… Пока, наконец, в сентябре 1792 года не явились разудалые вольные люди – запорожские казаки, получившие кубанские земли в дар от императрицы Екатерины Великой за помощь, собственно, в присоединении этих земель к Российской Империи. С тех грозных лет и начинается история Кубани… Прошло два столетия, казаки сменили оселедцы на чубы, пики на шашки и кинжалы, а затем и верных коней на железные машины. Многое изменилось, и, как и повсюду в переменчивом мире, старый быт повсеместно начал уходить в безвозвратное прошлое. Вот тогда, шесть лет назад, и было принято решение возродить исторический быт в этнографическом комплексе «Атамань» у Лысой горы – ровно на том месте, где начиналась история кубанского казачества.

4-big.jpg

Царская награда

Вокруг – выгоревшая на солнце холмистая степь. Нас встречают различные ароматы, пахнет полынью, разнотравьем, шашлыками, морем… Сразу попадаешь в атмосферу настоящего праздника. Вокруг – плетни, плетни, мазанки… Сколько сюда вложено труда! Несмотря на то, что казачья станица выросла буквально вчистом поле, она не выглядит как музей. Воздвигали ее всем краем, каждый район строил свой курень, разрабатывая какую-то отдельную тему. Так, есть курень горшечника, рыбацкий стан, мельница, хаты кузнеца, шорника, ткача…

Динской район представил музей крепких напитков «Чарково». Здесь нас встречает Любовь Никандровна Любимова, научный сотрудник Динского историко-краеведческого музея, по совместительству – хозяйка куреня.

Она показывает нам медаль, которой царь Петр I награждал «за пьянство». Весит такая медаль аж 7 кг, к ней прилагались также семикилограммовые цепи. Все вместе – почти пуд. Провинившийся должен был носить такую «награду» целую неделю, не снимая, а заодно размышлять над своей жизнью.

3-big.jpg

Под навесом распевает многоголосьем пластуновский хор «Серебряный ручей». Мне объясняют, что казаки издавна славились песнями. Ни одна работа не обходилась без песен, в которых вся душа казака. Действительно, повсюду поют, играют гармони, ходят казаки и казачки в национальных костюмах: ярких, нарядных, жизнерадостных.

Я обойду ее за три часа…

Праздник в «Атамани» начался с конных скачек и джигитовки. Целиком это зрелище лучше видно с высоты. Самая высокая точка местности – Лысая гора. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался командный пункт 718 батареи. Отсюда велся огонь по наступающим гитлеровцам. После того как бойцы израсходовали весь боекомплект, они взорвали орудия и отошли в Новороссийск. Так гласит надпись на камне-памятнике о тех героических временах. Памятниками также служат танк, самолет и зенитка. В отличие от других музеев, их не только можно трогать руками, по ним лазает детвора, «стреляет» из макетов автоматов, «водит» самолеты… Каждый здесь может представить себя боевым командиром, летчиком, танкистом…С Лысой горы открывается вид на всю «Атамань» и… море! «Да она совсем небольшая, – решила я, – хотя и 68 га. Я обойду ее часа за три». И ошиблась.

В музее орудий труда улыбающийся казак предложил отгадать, для чего какой предмет предназначен, полущить кукурузу в рушке, затем смолоть ее на жерновах. Кукурузорушка – это специальное приспособление, вроде мясорубки. Ее шипастый диск устроен так, что, прокручивая початок, он его аккуратно очищает от зерен. «Вот жернова. Перемолоть зерна было ежедневной заботой женщины»,показывает их смотритель маленького музея, сам собиравший все экспонаты. Упираюсь двумя руками и с трудом проворачиваю каменный жернов. Ничего себе! И это ежедневный «легкий» женский труд. Тут же другой казак предлагает помолоть муку, а рядом мужчины стараются выиграть конкурс – забить гвоздь с трех ударов. Победителей угощают салом и подносят чарку. Кстати, раньше сало коптили в течение двух суток на дровах из фруктовых деревьев для особого, неповторимого вкуса.

5-big.jpg

А вот и хата горшечника. Тут все желающие могут как посмотреть процесс изготовления глиняной посуды, так и поучаствовать в нем. «Кубанская посуда отличается своей простотой и функциональностью»,объясняет мастер. Рядом можно приглядеть себе глиняную игрушку или свистульку. В рыбацком стане покажут, как плести сети, угостят рыбой. В хате винодела продемонстрируют, как раньше изготавливали вино.

Чуть не забыла: все казачьи избы стилизованы под старинные мазанки. Раньше их строили из деревянных каркасов, или даже из таких же, как заборы, плетней, обмазывали глиной, а затем белили известью. С одной стороны, известь придает хате нарядность, а с другой – она обладает антибактериальными свойствами. Крыши выстилали из камыша. Он не промокает, не впитывает воду, не набухает. Словом, опять же удобно и практично. Сейчас, конечно, строили, используя современные материалы, и все-таки это все те же мазанки, крытые камышовыми крышами.

6-big.jpg

Есть в «Атамани» и свое сказочное царство: для совсем маленьких деток – площадка «В гостях у Мухи-Цокатухи», а детей постарше встречают у частокола настоящие Бабы-Ежки, по случаю праздника тоже нарядные и добродушные, Кикиморы болотные, Кощей, Леший и, конечно, красавица Василиса Премудрая. Желающие сфотографироваться со сказочными персонажами должны сначала отгадать загадку (все как и положено!).

О древней истории полуострова «атаманцы» не забывают. Тут можно найти шатры скифов с непременным атрибутом – кострищем. Ну а где кочевье, там и волки. Два волчьих чучела – самец и самка – наводят ужас своими злобными взглядами. Еще год назад они угрожали домашнему скоту, рыская в поисках пищи. Есть и парк Гермонессы со старинными колоннами…

В «Атамани» своя пожарная вышка, головная хата атамана, школа, даже свой кинотеатр – «Поглядельня», в котором показывают фильмы и мультфильмы про казаков. И, конечно, церковь, чей златоглавый купол возвышается над остальными постройками.

В этнической станице можно заходить в беленые избы, в каждой встречают по-кубански приветливо, рассказывают, объясняют. Можно гулять по дворам и учиться народному мастерству, можно слушать народные ансамбли.

2-big.jpg

Будут корни – будет жизнь

На праздник съехалось множество народа со всех концов России. Почетный гость – Вениамин Иванович Кондратьев, губернатор Краснодарского края, – зашел и в «Чарково». Казаки и казачки тотчас окружили своего земляка.

«Когда наши предки приехали сюда, каждый атаман пытался держать свой курень, а потом у них хватило мудрости объединиться, – поделился своими мыслями Вениамин Иванович. – С тех пор кубанское казачество – мощная, сплоченная, непобедимая сила. Пока мы вместе, мы сильны и будем жить. Дерево без корней и плодов не дает, засыхает. Мы должны поддерживать наши корни. Будут корни – будут плоды, будет жизнь». Он поздравил динчан с праздником и пожелал всем Божьей помощи.

А на майданной площади развернулась ярмарка народных мастеров «Живое ремесло». И чего тут только не было! Изделия из дерева, шерсти, глины, игрушки, украшения, предметы быта, сувениры. Девушки украшали головы венками из различных цветов. Настроение у всех было приподнятым, такое ощущение, что еще немного – и незнакомые друг другу люди начнут обниматься и пожимать руки. Чувствовались радушие и искренность, характерные для казаков во все времена.

Уже к четырем часам вечера я почувствовала, что с трудом переставляю ноги. А ведь еще и половины «Атамани» я не повидала, не рассмотрела. В пять вечера будет театрализованное представление, посвященное высадке казаков, в 22 – праздничный фейерверк. А еще где-то здесь есть хаты сапожника, шорника, ткача и даже собственный зоопарк. А значит, надо будет снова приехать. За один день всю «Атамань» увидеть невозможно.

До встречи, самая молодая и самая древняя станица!

Анастасия ПАЛКИНА.

Фото автора.