Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Директор бассейна
12.02.2013 10:33
Отзывчивость согрела 635 маленьких сердец
12.02.2013 10:50

Вдовьи слезы

Вдовьи слезы

Приближается 70-летие освобождения Кубани и Динского района от немецких захватчиков.

Будь проклят Гитлер!

На защиту нашей Родины, своих семей в разные годы войны ушли около двух тысяч нововеличковцев. Только в первые два месяца войны на фронт отправились двести добровольцев. Уходили добровольцами в основном молодые, совсем юные парни и девушки, уходили даже те, кто не подлежал мобилизации… В армию сразу призывались около 14-ти возрастов. Уходили, расставаясь со своими любимыми, родными, невестами, но особенно горьким было расставание со своими детьми, а их в некоторых семьях было по пять-шесть человек…

Со слезами на глазах вспоминали те далекие дни вдовы… При подготовке материалов для комнаты Боевой и Трудовой славы в 1967 году, я встречался с вдовами погибших на войне мужей, у которых были многодетные семьи. Таких семей в станице было более пятнадцати.

Вот что рассказывала вдова, мать пятерых детей Мария Климовна Жадан: «23 июля 1941 года я родила шестого ребенка, девочку, назвали ее Галей. Муж мой, Михаил Семенович Жадан, был дома, а в сентябре получил повестку о явке в Новотитаровский военкомат для отправки в действующую армию. Старший сын Филипп, которому было 17 лет 6 месяцев, сказал: «Раз папу забирают, то и я пойду попрошусь на войну». Так и ушли вместе. Осталась я одна с пятью ребятишками. Старшему, Федору, было 13 лет, а младшей, Галочке, – два месяца от роду»…

Мария Климовна заплакала, после продолжила рассказ: «Не было своей хаты, жила с ребятишками на квартире, трудиться не могла – куда с маленьким дитем? Одному Богу известно, что мы пережили и как выжили… Дети рано пошли работать в колхоз. С фронта получала письма, что муж и сын живы. Но не суждено мне было увидеть их живыми. В феврале пришла похоронка от командира части, что Филипп погиб в бою в январе 1944 года, похоронен в Днепропетровской области. Поплакала, но надежда оставалась, что встречу мужа невредимым. А в октябре получила извещение: «Ваш муж Михаил Семенович Жадан пропал без вести в сентябре 1944-го…» Собрала детей и сказала им: «Теперь вы – мои надежда и опора. Работайте и учитесь так, чтобы мне за вас никогда не было стыдно»

Помолчав немного, Мария Климовна тогда промолвила: «Будь проклят этот Гитлер! Сколько горя он принес людям! Сколько детей остались сиротами без родителей!»

Подранки

В декабре 1941 года ушел на фронт отец пятерых детей Максим Алексеевич Ищенко. Жена его осталась одна с детьми, старшей Полине было всего 14 лет. Она была помощницей

у мамы, трудилась в колхозе телятницей и дома ухаживала за живностью – доила корову утром, в обед и вечером, готовила похлебку для своих меньших братьев и сестер. Раз в месяц ходила на мельницу, получала по 3 килограмма муки, пекла оладьи на воде. Мать ее работала с утра до вечера, иногда и сутками. Проблем прибавилось, когда все пошли в школу… Полина закончила три класса, Васька – четыре, Надя – пять, а Ваня и Гриша – по 7 классов… Отец с фронта не вернулся, пропал без вести в 1943 году. Когда мать пошла в военкомат узнать, есть ли какие платежи на мужа, то чиновник сказал: «А может, он живой, где-то скрывается…» Вот так и жили…

Не вернулся с войны отец шестерых детей Антон Федорович Черненко. В 1943 году, в мае, его семья получила извещение: «Ваш муж пропал без вести в апреле 1943 года». Поплакала, погоревала его супруга Мария Егоровна, потом собрала детей и сказала: «Вы – мои дети и помощники. Прошу старших Ваню, Васю и Дору стать опорой в семье, вся работа в доме будет вашей»… Так и прожила эта семья в дружбе и согласии. Ваня и Вася в 16 лет водили в поле тракторы, Дора работала рядовой, Шура, Петя и Федя управлялись по дому. Эти выросшие дети впоследствии имели прекрасные семьи, где с уважением и любовью относились к старшим, слыли хорошими работниками.

Вот такое детство было у детей, родившихся до войны и после нее. Всего в Нововеличковской с 1936 года на конец 1941 года было 1170 таковых человек, в том числе по годам: 1936 года – 160 человек, 1937 года – 180 человек, 1938 – 270 человек, 1939 года – 210 человек, 1940 года – 200 человек, 1941 года – 150 человек…

Как удавалось их матерям работать, воспитывать, одевать, кормить и чем кормить, знали только они. Никогда никому не жаловались на свои трудности. Они знали, дети – их будущее, их спокойная старость…

Как староста мельницу спас…

Еще об одной истории хочу рассказать своим землякам… Оккупировав нашу станицу в октябре 1942 года, немцы начали устанавливать свои права и порядки. Старостой станицы избрали старого казака – Захара Антоновича Иванько, которому в ту пору было 80 лет.

Станичники осуждали его согласие. Но он больше помогал своим землякам, чем «новым властям». На упреки говорил: «Я уже пожил свое, пусть хоть убьют, хоть повесятБуду старостой, пусть подчиняться буду, но стану спасать земляков».

Благодаря его действиям, был предотвращен угон нововеличковцев в Германию, сорвана операция по вывозу немцами зерна. За неделю до отхода из станицы, немцы заминировали мельницу. Через нее шло снабжение партизан мукой. К слову сказать, хозяин мельницы Василий Абрамович Серый выдавал бесплатно муку многодетным семьям, чьи мужья ушли, погибли на фронте. В месяц на каждого ребенка до 15 лет получалось по 600 граммов муки. Узнав о том, что мельницу заминировали, староста З. А. Иванько через связиста-осведомителя Евжихия Степановича Куницу связался с командиром партизанского отряда и доложил ему обстановку. Саперы партизан за три дня до ухода немцев разминировали мельницу. Поставили камуфляжи, чтобы не вызвать подозрения у фашистов… Мельница осталась невредима…

Оставить светлую память…

Раиса Степановна Супрунова в районной книге Памяти пишет: «Ведь живем мы все, чтобы оставить после себя добрую память, хорошие дела. Кто-то из великих сказал, что кем бы ни стал человек, каких высот ни достиг бы, он должен помнить, откуда он родом, помнить свой родительский дом, школу, где учился, учителей и друзей. Такая память делает человека благороднее, добрее»…

В. С. ЧЕРНЕНКО.

Член Совета ветеранов

СПК «Колос»,

член Совета старейшин

станицы Нововеличковской.