Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Шайтан пролетел…
18.03.2013 14:11
Сражался в Японии и бил врагов в Корее
25.03.2013 09:21

Нацисты стреляли по детям, не задумываясь

Нацисты стреляли по детям, не задумываясь

Современные дети, в основном, мало помогают родителям по дому, но многого от них требуют. Им нужен лучший компьютер, лучший телефон, фотоаппарат, лучшие игры, одежда и питание. А вот Любовь Ивановна Лагерева (Таран), когда ей было 6 лет, мечтала не о роскоши, а о том, чтобы родные остались живы, и было хоть немного еды.

У маленькой Любочки детство кончилось с началом войны. В 1942 году в их хутор Ленинский Молдавского сельсовета Крымского района (ныне Краснодарского края) пришли немцы. Отец – на фронте, мать осталась одна с тремя детьми: годовалым Валентином, шестилетней Любой и десятилетней Валей. Фашисты заняли их дом, отобрали и вырезали весь домашний скот, а семью выгнали в сарай.

Ужасно хотелось есть, младший братик постоянно плакал от голода. Мать втайне от немцев умудрялась готовить своим крошкам кукурузные лепешки, прятала их под матрасом, чтобы дети смогли покушать, а потом уходила в поле работать, каждый раз прощаясь с ними, как в последний. Две сестры и крохотный брат оставались одни под дулом автомата – нацисты не выносили детский плач и все время грозились убить.

В 1943 году хуторян стали, как скот, грузить в товарные вагоны. Когда начиналась бомбежка, все падали на землю. Стояли душераздирающий крик женщин и плач детей. В памяти у Любови Ивановны до сих пор осталась страшная картина: маленького мальчика на куски разорвало бомбой.

Семьи угоняли в Австрию, Германию, Украину. Семья Любы попала в Украину в село Батурино. Мать с детьми стали узниками концлагеря. Жили в бараке, спали на прелой соломе, там же ели, там же ходили по нужде. Женщин и детей постарше отправляли на тяжелые работы, пожилых не трогали, оставляли следить за маленькими детьми. И снова над малышами стояли гитлеровцы, и снова грозились всадить пулю, если услышат чей-то плач, и угрозы свои нередко воплощали в жизнь…

В 1944 году немцы стали отступать, и в августе семья Любы, наконец, вернулась обратно в свой родной хутор, но ни отчий дом, ни знакомые улицы, ни даже зеленую травку увидеть им не довелось. От их Ленинского ничего не осталось, все было разрушено и сожжено дотла. Жить негде. Пришлось как-то приспосабливаться, начинать все сначала.

Мать и дети из веток сделали шалаш, облепили его глиной, в нем и обосновались. Мама пошла работать в поле, а ребята следили за домом, сами готовили нехитрую еду, в основном затирку, ждали ее к ужину. Через время дедушка построил небольшую хатку, ведь глава семьи пропал без вести, и помочь женщине с детьми больше было некому. Стали жить в этой хатке, Люба пошла учиться в школу.

В своем селе она отучилась 4 класса, а 5-й оканчивала в 10 километрах от дома – в Крымске, ходила туда одна через лес, ужасно боялась волков, но ни на что не жаловалась и училась хорошо. Потом случился очередной переезд, семья поселилась в Баканской у дяди. Там Любочка окончила 6-7 классы, а затем поступила в Краснодарский сельхозтехникум, хотела работать в поле, как мама.

В техникуме девушка познакомилась со своим будущим мужем Михаилом Лагеревым. По распределению они попали в Динской район в станицу Старомышастовскую. Здесь сыграли свадьбу, трудились агрономами в колхозе «Заветы Ленина», жили на квартире. Через год у них родилась первая дочь Зоя, потом от колхоза получили дом по улице Кирова, а там и вторая дочь Татьяна появилась на свет.

Любовь Ивановна и Михаил Артемович Лагеревы 57 лет живут вместе душа в душу. У них 5 внуков, 5 правнуков и домашний любимец гусь Васька, который живет с ними уже 20 лет. Несмотря на то, что им пришлось пережить много горя и страха, они никогда не отчаивались, всегда жили по совести и учат этому своих детей, внуков и правнуков.

Алина ЛЮБИМОВА.