Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
«Подарок» от Снежной Королевы
08.07.2013 12:06
Крымская трагедия. Год спустя
09.07.2013 15:37

«И мать-земля стонала и гудела…»

«И мать-земля стонала и гудела…»

В ходе зимнего наступления Красной армии и последовавшего контрнаступления вермахта на восточной Украине в центре советско-германского фронта образовался выступ глубиной до 150 км и шириной до 200 км, обращенный в западную сторону (так называемая «Курская дуга»).

Тактика маршала Жукова

На протяжении апреля – июня 1943 года на фронте наступила оперативная пауза, в ходе которой стороны готовились к летней кампании.

8 апреля Г. К. Жуков, заместитель Верховного Главнокомандующего, прислал с Воронежского фронта Сталину доклад, в котором изложил свою точку зрения на сложившуюся обстановку и высказал свои предложения в отношении предстоящих действий. «Переход наших войск в наступление в ближайшие дни, – писал он, – с целью упреждения противника считаю нецелесообразным. Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьем основную группировку противника».

Изучив мнения командующих войсками фронтов и Генерального штаба, И. В. Сталин 12 апреля провел совещание, на котором присутствовали Г. К. Жуков, А. М. Василевский и генерал-лейтенант А. И. Антонов (начальник оперативного управления Генерального штаба). После детального обсуждения сложившейся обстановки было решено, укрепляя оборону, сосредоточить основные усилия на северном и южном фасах Курского выступа, где, по всем расчетам, должны были развернуться главные события. Здесь предполагалось создать сильные группировки войск, которые, отразив мощные удары противника, должны были перейти в контрнаступление, нанося главные удары на Харьков, Полтаву и Киев с целью освобождения Донбасса и всей Левобережной Украины.

«Цитадель» с «Тиграми»…

Операция «Цитадель» – генеральное наступление германской армии на Восточном фронте в 1943 году (целью которого было окружение войск Центрального (К. К. Рокоссовский) и Воронежского (Н. Ф. Ватутин) фронтов в районе города Курска путем встречных ударов с севера и юга под основание курского выступа, а также разгром советских оперативных и стратегических резервов восточнее основного направления главного удара, – началась 5 июля 1943 года.

Для проведения операции в район Курска немецким командованием были выдвинуты несколько элитных танковых дивизий СС. В них – 134 танка «Тигр» (еще 14 – командирских танков), 190 «Пантера» (еще 11 – эвакуационные и командирские), 90 штурмовых орудий «Фердинанд». Наши конструкторы и ученые к тому времени усовершенствовали танки Т-34, ИС-2 и самоходные установки. Благодаря изобретению ученого Е. О. Патона сварка корпуса и брони наших боевых машин были непревзойденными в сравнении с немецкими.

По общему замыслу для разгрома врага на Курском выступе надо было оборудовать три фронтовых оборонительных рубежа. В полосе Центрального и Воронежского фронтов их протяженность составила 2590 км. Сейчас трудно даже представить, как за два месяца успели возвести восемь оборонительных полос и рубежей. Только в полосе Центрального и Воронежского фронтов их протяженность составила 2590 километров. Было построено 9333 командных и наблюдательных пунктов, 48073 артиллерийских и минометных скопа.

Массовый героизм

Неоценимую помощь войскам в создании прочной обороны оказало местное население – женщины и подростки. Работали полуголодные под постоянными налетами и бомбежками вражеских самолетов. Стойкость народа не знала предела. Так, мужество и героизм проявили 25 тысяч колхозников Курской области на строительстве железной дороги Старый Оскол – Ржава (протяженностью 95 км), получившей название «Дорога Мужества», которая ускорила доставку грузов, техники и войск к линии фронта и сыграла значительную роль в победе советских войск в Курской битве.

Самоотдача населения вдохновляла воинов на боевые подвиги. Они видели и чувствовали, что здесь, под Курском, от них ждут одного – победы! Поэтому советские солдаты шли в бой с открытым забралом!

И мать-земля стонала и гудела

Под танками на страшном их пути,

Металл смешался

с человечьим телом,

Чтоб этим сплавом

в чернозем уйти.

Да, здесь в июле

в русском поле чистом,

Где каждый миг

рвал чьей-то жизни нить,

Красноармеец показал фашисту,

Как мы умеем Родину любить.

И словно свежим ветерком подуло,

Хоть был еще к Победе долог путь,

Когда дуга врагу хребет согнула,

Да так, что до Берлина

не смог он разогнуть!

В воспоминаниях заместителя начальника оперотдела 5-й танковой армии И. Дакукина так запечатлелась битва под Прохоровкой: «Все слилось в сплошной гул и рев. Бой шел на земле и в воздухе. С высоты падали то наши, то гитлеровские горящие самолеты, несколько вражеских самолетов взорвалось над полем боя, клочья дюралюминия, словно огромные подстреленные птицы, падали на землю. Загорелась пшеница. Едкий удушливый дым, проникая в танки, щипал до слез глаза, душил. Солнце померкло, его заволокли тучи дыма и пыли. Боевые порядки обеих сторон перемешались. Над полем стояли грохот и скрежет столкнувшихся лоб в лоб танков».

А английский историк Пэрриш так описал это сражение: «Весь день на земле и в воздухе кипело сражение. Это было действительно САМОЕ ОЖЕСТОЧЕННОЕ СРАЖЕНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Потери наступающих достигли 10 тысяч человек. Так развеялись последние надежды немцев извлечь что-нибудь из Курской битвы».

С этого времени инициатива в ходе Курской битвы полностью перешла к советским войскам, победившим благодаря слаженности действий всех родов войск, поддержке и помощи мирного населения.

23 августа были освобождены Орел и Белгород. В честь этого события впервые в Москве был дан победный салют. Так завершилась битва на Курской дуге, участниками которой были и наши динчане. Сейчас их в районе осталось всего восемь человек, в их числе и автор этих строк.

Дмитрий ОСТРИКОВ.

Станица Динская.