Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Простая ромашка – символ вечной любви
23.07.2013 12:08
Душа мастера
23.07.2013 12:12

Как Рыбаков и Михалков нашему «КРОШу» помогали

Как Рыбаков и Михалков нашему «КРОШу» помогали

Согласитесь, всегда интересно беседовать с людьми увлеченными, творческими, знающими события и факты из истории Динского района, о которых многие из молодого поколения ныне живущих и слыхом не слыхивали.

Ведь история не начинается с сегодняшнего дня и порой преподносит нам такие встречи и «сюрпризы», что диву даешься. Итак, как уже догадались наши постоянные читатели, в гостях у «Трибуны» Б. К. Козаченко – наш земляк, краевед и учитель.

– Борис Константинович, как это не удивительно, но ведь по образованию Вы вовсе не историк. С нашей газетой стали сотрудничать аж в 1970 году, и основными темами Ваших выступлений тогда были публикации о трудовом воспитании ребят…

– Да, учителя тех лет не только давали глубокие и содержательные знания, но много занимались и воспитательной работой. Добиться результата – значит жить жизнью детей, их проблемами и интересами. Особая задача учителя – работа с детьми летом. Нам тогда с коллегой и другом Вячеславом Сергеевичем Рангульт – молодым коммунистам – было поручено создать производственную бригаду и все лето трудиться на полях колхоза «Путь к коммунизму». И здесь я, будучи классным руководителем, воочию увидел, что ребятам такая работа не очень-то нравится из-за тяжести и монотонности. Еще бы! Пополи-ка три – четыре часа под палящим солнцем кукурузу или подсолнечник, а затем потопай пять километров домой. Какой уж тут отдых, полноценное питание и творческие инициативы?

Разговоры же некоторых руководителей о том, что «нам в войну и после войны было труднее», уже не убеждали. Пионерские лагери для детей создавались повсеместно, а полевые станы для ученических производственных бригад были единичны.

Студентом два лета подряд я ездил со стройотрядом в Казахстан, где мы возводили школы. Вот и рассказал своим ученикам о том, как работали ударно и с выдумкой, как «с огоньком» отдыхали – танцы, КВН, спортивные соревнования… Ребята слушали, улыбались и стали мечтать о том, что было бы здорово и им пожить такой жизнью.

– И что же в итоге получилось?

– Председатель колхоза И. М. Гончаров – дядька требовательный и толковый, – согласившись с доводами иметь в колхозе не только пионерский лагерь, но и стационарную базу для труда и отдыха старшеклассников, сразу сообразил, что это – резерв подготовки молодежи к труду на своем производстве. И 25 мая 1967 года мы обживали полевой стан нашей бригады на 70 мест. Ребята решили назвать бригаду «Рабочим отрядом школьников», а так как все были комсомольцами, возник Комсомольский рабочий отряд школьников (сокращенно «КРОШ») имени Ю. А. Гагарина. Главными в Уставе отряда были слова В. И. Ленина, сказанные им на 3-м съезде комсомола: «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами».

А в это время молодежь и учителя зачитывались книжками Анатолия Рыбакова «Каникулы Кроша», «Приключения Кроша», «Неизвестный солдат». Наш «КРОШ» был живым и энергичным. В 1968 году о нем заговорили в районе, в 1969 – на Кубани. А когда Кубань задружила с Бургасским округом Болгарии, культурные и молодежные делегации зачастили друг к другу. Так, в августе 1969 года «КРОШ» принимал болгарских ребят у себя, они вместе работали и отдыхали. А на следующее лето сами поехали в Болгарию. Это было здорово! Кстати, впервые в Советском Союзе сельские школьники выезжали за границу.

Слух дошел до Академии педагогических наук, и в станицу для знакомства с опытом прибыла делегация во главе с академиком К. И. Ивантовичем, который дал весьма высокую оценку «КРОШу», его самоуправлению, труду и нравственным основам в деле воспитания старшеклассников. Опыт «КРОШа» подтолкнул академию к методическому обоснованию «Трудовых объединений старшеклассников». Но это были уже городские объединения…

– Да… «Заварили Вы кашу» и на весь Союз прогремели. А что это за история Вашего знакомства со знаменитыми писателями Анатолием Рыбаковым и Сергеем Михалковым?

– В академии о нашем «КРОШе» узнал и писатель А. Н. Рыбаков. С 1972 года мы с ним знакомы. В поселке литературной элиты Переделкино он меня представил Сергею Владимировичу Михалкову, это произошло в 1980 году. Мы сошлись во мнении, что многопрофильные трудовые объединения школьников – и в селах, и в городах – очень своевременны и необходимы. А затем Михалков эту мысль высказал на 7-м съезде писателей ССР в июле 1981 года, и пример у него был о работе «КРОШа» СШ № 29 станицы Новотитаровской. В центральных газетах в то время развернулась дискуссия на тему: «Юноше, обдумывающему жизнь». Сергей Владимирович активно в ней участвовал и тоже в пример приводил наш «КРОШ» как удачный опыт в формировании у ребят активной жизненной позиции и полезного труда как категории нравственной. «Быть полезным обществу – нравственная основа человека», – утверждал С. В. Михалков – поэт, писатель, баснописец и автор гимнов СССР и России.

– А как Михалков реагировал на то, что Вы с «крошевцами» были еще и красными следопытами?

– Когда писатель узнал, что мы установили имена воинов 9-й горно-стрелковой дивизии, погибших в бою за Краснодар, и теперь ищем имена освободителей станицы Новотитаровской, из 2-й гвардейской дивизии, он сказал моему сыну Сергею: «Сейчас же езжайте в Голицыно, там находится штаб дивизии. Я позвоню командиру, вас примут и покажут музей. Завтра мне доложите о результатах». А результаты были. Мы нашли, наконец, имя и адрес санитарки, которая в бою заменила павшего командира роты разведчиков и повела их на штурм позиций врага. Отряд, возглавляемый храброй женщиной, первым ворвался в райцентр Новотитаровскую, и она водрузила Красное знамя над райкомом партии. За этот подвиг младший лейтенант медицинской службы, девятнадцатилетняя дивчина Тамара Стацура была награждена орденом Красной Звезды. С февраля 1993 года она – Почетный гражданин Динского района. Мы к тому времени вместе с красными следопытами увековечили более пятисот имен советских солдат на памятниках в хуторе Копанской и станице Новотитаровской.

– Наверное, и Рыбаков, и Михалков хотели побывать на Кубани, в наших школах, встретиться с молодежью, «крошевцами»?

– Да, такая мечта была. Зная, что мне приходилось еще и школы строить, уговор был такой – они приедут на открытие школы № 29. Сергей Владимирович, обращаясь к Рыбакову, говорил: «Анатолий, а Борис тебе нос утер. Он еще и школы строит, а у тебя в книжках этого нет. А знаешь, сколько ему это нервов стоило!» Поэт точно чувствовал и знал, что директоры, которые строили новые школы, в них не работали. Их или выдвигали наверх, или… Но оставалось главное – здания новых школ, а это уже и новый уровень обучения подрастающих поколений.

Я об одном жалею – что в то время не было современных телефонов и фотоаппаратов, чтобы запечатлеть таких удивительных людей, столько сделавших для страны и нас с вами. Их творчество – кладезь нравственности.

– Борис Константинович, Вам довелось работать со многими учителями. Для Вас и сейчас кто-то дорог и любим?

– Прежде всего, это Федор Филимонович Костенко, бывший директор Нововеличковской школы. Его уроки были эталоном педагогики. В то время в его школу приезжали знаменитые писатели: Петр Павленко, в войну – военный корреспондент газеты «Красная звезда», который описал подвиг Николая Приймака на «Голубой линии», Семен Скляренко – классик украинской литературы.

Виктор Борисович Дельфинов – любимец учеников. Его авторитету любой педагог мог позавидовать. Учитель литературы был непревзойденным мотоциклистом, замечательным охотником и Педагогом с большой буквы. Сколько трудных ребят благодаря ему стали достойными защитниками Родины!

Для меня был кумиром Николай Федорович Щукин, директор. Это он построил школу № 4 в станице Динской. А какие учительницы были рядом со мной – Екатерина Дмитриевна Дмитриева, Мария Тимофеевна Барабаш, Надежда Федоровна Мартюшенко! Сейчас придумали мудрое слово – инновация учителей. Да проще было и понятнее всем – учитель-новатор! Этим все сказано.

А вот Вы знаете, что в Динском районе, точнее, в наших школах до войны учителями работали будущие Герои Советского Союза Семен Васильевич Кокора, Михаил Григорьевич Матюнин? А после войны директорами школ трудились кавалеры орденов Славы Владимир Иванович Ряднов, Иван Васильевич Мишнов, кавалер четырех орденов Отечественной войны Иван Николаевич Бутко.

В завершение хочу сказать, что встреча и дружба с писателями А. Н. Рыбаковым и С. В. Михалковым оставили неизгладимый след в моей жизни.

Виталий УШКОВ.