Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Заневестила «Атамань»!
16.09.2013 14:20
Призвание
17.09.2013 10:14

Дни и ночи «Огненной дуги»

Дни и ночи «Огненной дуги»

По всей стране в знаменательный год 70-летия битвы на Курской дуге прошли патриотические мероприятия. Газета «Трибуна» много рассказывала о памятной дате.

Возвращаясь к ней, я еще раз хочу поделиться своими впечатлениями о прошедшей в Динском районе акции «Огненная дуга», которая объединила ветеранов и молодежь. Проходила акция в форме научно-практической конференции.

В живых осталось семеро

Непосредственных участников сражений «Огненной дуги» в районе осталось всего семь. Все они 1923 года рождения (кроме сына полка), всем им уже по 90 лет, но никто из них не позволил себе остаться сидеть во время звучания Государственного гимна Российской Федерации и гимна Краснодарского края.

Восемь докладчиков кратко, но емко рассказали о битве на Курском выступе. Д. Ф. Остриков – сын полка, фронтовик, участник Курской битвы – остановился на ее решающем и переломном значении во Второй мировой войне. Он с гордостью и теплотой говорил о советском солдате, солдате многонационального Советского Союза, который был воспитан так, что стойко перенес оборону и обеспечил наступательный порыв, проявил твердую решимость при сокрушении и отражении ударов танковых сил врага. Жара, 320 в тени, ни попить, ни поесть, ни помыться. Атаки и контратаки – одна за другой. И так – 52 дня.

В 1943 году Дима Остриков в 11 лет стал сыном полка. Служил в разведке при штабе дивизии. О его боевом военном детстве можно написать целую книгу. В заключение Дмитрий Федотович прочитал большое стихотворение курского поэта В. Н. Еремеева: «У нас под Курском здесь она решалась – судьба народа праведной войны».

О кубанцах в битве на Курской дуге эмоционально говорил Владимир Степанович Черненко, ветеран труда, председатель общественной комиссии по военно-патриотической работе первичного совета ветеранов СПК «Колос» станицы Нововеличковской. Восемнадцать его земляков были награждены орденами и медалями за сражения на «Огненной дуге».

Сержант Григорий Лазарович Пазий был связистом на Курско-Орловской дуге. Он вспоминает: «Оборвался провод. Я пополз искать обрыв. Слышу сзади меня взрыв, да такой мощный, что небо закрыл. А я минуту назад там лежал. Перекрестился и пополз дальше. Так и «дополз» до Берлина». Но Курскую битву не забуду никогда. Такое не забывается!»

Григорий Лаврентьевич Куница принимал участие в наступательных операциях на Орлово-Курской дуге. Артиллерист-разведчик награжден орденом Великой Отечественной войны второй степени, медалью «За отвагу», а в мирное время его наградили орденом Трудового Красного Знамени за 40 лет работы на гусеничном тракторе. Он вспоминает: «Рев моторов, лязг гусениц. Горело все: земля, железо, люди. Небо было закрыто черным дымом. Невыносимая жара. Удушливая гарь».

Прохоровка – танковый ад войны

В конференции принял активное участие отдел по делам молодежи. Творческий монтаж молодые посвятили Прохоровке. Потом был показан фильм «Прохоровское сражение». Это было грандиозное противоборство двух бронированных лавин, в котором наши танки «Т-34» одержали победу над «Тиграми» и «Пантерами». После фильма Илья Рыбалко рассказал о Прохоровском поле, музее-заповеднике, где накануне (с 19 по 21 августа) они вместе с ветеранами побывали.

Под Прохоровкой летом в 43-м

Поистине был самый ад войны.

Броня гудела и дышала смертью,

Дышала с той и с этой стороны.

Юлиана Незнанова, Людмила Пашко, Юлия Контузорова и Илья Рыбалко кроме того, что совместно с В. Н. Прокоповой, председателем районного совета ветеранов войны и труда, организовали эту конференцию, они еще и подготовили благодарности и подарки с символикой «Огненной дуги», вручив их присутствующим в зале участникам сражения, а тем, кто не смог прийти, отвезли домой.

Обугленные, но не побежденные

Своими воспоминаниями поделилась с нами операционная сестра Юлия Георгиевна Юрченко: «Мы стояли в поле под селом Ивня (это Степной фронт). К нам, в основном, поступали раненые танкисты. Страшно было смотреть – все обугленные! Раненых везли нескончаемым потоком. Была изнуряющая жара. И поэтому только что прооперированных сразу же отправляли на эвакопункты, а дальше – в полевые госпитали. И все это под грохот тяжелой артиллерии, воздушных боев, дымовой завесой». О том, как охотился немецкий самолет за матерью с ребенком, о патриотизме и еще о многом другом рассказала нам эта хрупкая, красивая женщина. И если бы не орденские колодки на груди, никогда бы не поверила, что эта дама с красивой прической побывала в той мясорубке смерти, крови, гари, лязга и жары, и что 22 октября ей будет 90 лет. Дай Бог ей здоровья!

Слово генерала

«Мне выпала честь рассказать вам о роли маршала Г. К. Жукова в подготовке и проведении сражений на Курской дуге, – так начал свое выступление А. В. Задорощенко, генерал-лейтенант из станицы Пластуновской. – Курская битва – одна из ярких страниц в истории Великой Отечественной войны – неразрывно связана с именем Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, Н. Ф. Ватутина, А. М. Василевского, И. С Конева, П. А. Ротмистрова. Но имя Г. К. Жукова занимает в ней особое место.

Кто такой Георгий Константинович Жуков? Это человек, умеющий учиться, желающий учиться и способный оценивать и анализировать ситуацию. Тот, кто учится на своих ошибках, на чужих – тот и побеждает! Жуков и Манштейн – это было мощное противоборство двух руководителей Вооруженных сил СССР и Вермахта, в котором победил советский маршал.

«…Лучше будет, если мы измотаем противника в «Преднамеренной обороне» и… перейдем в наступление», – из доклада маршала И. В. Сталину, который, изучив его, собрал совещание

командующих всех фронтов. 12 апреля 1943 года участники совещания, в основном, согласились с мнением маршала.

Г. К. Жуков был воспитан на лучшей стратегии и тактике боевых действий войск в различных условиях. В его сердце глубоко укоренилась аналитическая оценка действий Петра Великого,

А. В. Суворова, М. И. Кутузова, А. А. Брусилова. Любая военная операция Г. К. Жукова имела научный подход. Он много работал с картами, знакомился с данными разведки, беседовал с разведчиками. Посещал Г. К. Жуков и боевые окопы, разговаривал с солдатами и вновь изучал карты в штабах армий, корпусов, дивизий и даже полков. Был на нейтральной полосе под носом у врага. Он буквально прополз по переднему краю Курского выступа: от командующего пункта до простого оборонительного сооружения. Ему пришлось оценивать не только обстановку, соотношение сил и средств, но и дух бойцов. И только после этого Г. К. Жуков принимал решение. Такого же отношения к делу маршал требовал от командиров всех рангов.

В результате, 5 августа 1943 года в Москве прогремели залпы салютов в честь доблестных войск Брянского, Западного, Центрального фронтов, освободивших Орел, и войск Степного и Воронежского фронтов, занявших Белгород.

Попытка сегодня умалить роль Г. К. Жукова бездарными историками и псевдоучеными, рассматривающими в лупу некоторые факты деятельности маршала-героя, не в состоянии опровергнуть требования науки побеждать, завещанной нам А. В. Суворовым: «Бить врага не числом, а умением!»

Генерал А. В. Задорощенко рассказал нам о «Тиграх», «Пантерах», «Т-34», о плане Жукова, о подготовке к сражению, об этапах битвы, о самом бое, о «Цитадели», о разногласиях в гералитете Германии и даже о том, как Гудериан (танковый генерал) просил у Гитлера разрешения на дуэль с фельдмаршалом Модель из-за спора идти или не идти в наступление. Анатолий Васильевич мог бы еще много рассказать о Г. К. Жукове, но регламент – 5 – 7 минут. Он сам был предан военному делу 39 лет, обеспечивал спецсвязью три горячие точки, и «делал свою жизнь» с А. В. Суворова, А. А. Брусилова и Г. К. Жукова.

В заключение своего выступления А. В. Задорощенко обратился к молодежи, сидящей в зале, словами Георгия Константиновича Жукова: «…Бережно относитесь ко всему, что связано с Великой Отечественной войной!».

Светлана ЗАДОРОЩЕНКО.