Первая мировая война выявила среди русского воинства много истинных патриотов отечества, прославившихся замечательными подвигами.
В предыдущей статье в «Трибуне» мы назвали имена наших земляков – полных Георгиевских кавалеров – казаков, пластунов, артиллеристов, но казаки были и летчиками! И первым среди них был кубанский казак, родом из станицы Келермесской, Вячеслав Матвеевич Ткачев. Уже 12 августа 1914 года командир 20-го авиаотряда IV-ой армии сотник Ткачев лично совершил глубокую разведку войск противника и при возвращении был обстрелян из винтовок и пулеметов по низко летящему аэроплану. Одна из пуль пробила картер двигателя, и мотор стал терять касторовое масло, что грозило остановкой двигателя и пленом. Пилот, изловчившись, закрыл пробоину подошвой сапога и в таком неудобном положении долетел до своих, вручив командованию бесценные сведения о противнике.
Командующий армией, вручая офицерский Георгиевский крест IV степени казаку Ткачеву, сказал: «Поздравляю! Наша армия гордится, что в ее составе первый Георгиевский кавалер авиации!» Имя отважного летчика стало популярным. Подвиги следовали один за другим, награды тоже. А за наградами учреждались и очередные боевые чины и звания. К 1917 году Вячеслав Матвеевич стал полковником и фактическим Главой русской авиации на фронте. Все эти звания и должности были результатом героической работы его духа и силы ума. Так, получив более совершенный самолет, он стал первым бомбардировщиком вражеских батарей и блиндажей. Узнав, что под Ковелем и Луцком немцы препятствуют нашим гвардейским корпусам сотней своих бомбардировщиков, он добился распоряжения ставки Верховного Главнокомандующего о формировании русской истребительной группы из 20 самолетов (современный полк). Через несколько дней учебы авиагруппа Ткачева разогнала и уничтожила фактически целую авиадивизию противника.
Фронт свел В. М. Ткачева с генералом А. А. Брусиловым, сделав их соратниками по защите Отечества…
Вячеслав Ткачев еще с кадетского училища был другом и соратником Петра Нестерова. Два будущих прославленных летчика мечтали о подвигах в небе и совершали их. «Мертвую петлю» они рассчитывали вместе. Вместе рассуждали о вооружении самолетов пулеметами, но вооружать аэропланы было строжайше запрещено! И тогда у них возникла мысль о таранном скользящем ударе противника колесами своей машины. Петр Нестеров первым пошел на таран врага. После расчета на земле осталось проверить это в воздухе. 26 августа 1914 года Нестеров совершил таран вражеского разведывательного аэроплана. Еще в Гатчине своим товарищам за несколько месяцев до того рокового дня Петр Нестеров говорил: «Теперь меня занимает мысль об уничтожении неприятельских аппаратов таранным способом, например, ударом на лету своим шасси сверху…» Это он и применил в тот роковой день. И погиб над городом Жолква, переименованным в город Нестеров.
А Вячеслав Матвеевич Ткачев по праву считается в авиации родоначальником истребительной авиации. Его учебное пособие по тактике воздушного боя было первым и единственным до 1930-х годов учебным пособием в России и СССР.
Начавшийся развал империи после революции 1917 года оставил без работы боевого летчика. Он приезжает на родину в Екатеринодар и из таких же «безлошадных» летчиков к марту 1919 года создает 1-й кубанский казачий авиаотряд. С Деникиным Ткачев не ладит, и его приглашает Врангель. Присваивает ему чин генерал-майора и назначает командующим своей авиацией. Но к этому времени Красная Армия громила белую гвардию, и в октябре 1920 года Вячеслав Ткачев оказывается в Турции, а затем в Югославии…
В 1941 году Гитлер пытается склонить бывших царских генералов к походу на Россию. Но истинные патриоты родины во главе с А. И. Деникиным, так же, как и В. М. Ткачев, которого дважды вызывали в гестапо и арестовывали, говорили «нет!» Это было выше их чести, совести и морали.
В 1944 году, после освобождения Югославии, В. М. Ткачев ходатайствует о возвращении в Россию. Ему это разрешают, но вместо Кубани его садят на Лубянку, дают 10 лет и отправляют в Сибирь. И только в 1954 году он приезжает в Краснодар. Пенсия в 26 рублей заставляет его работать переплетчиком и изготовителем плетеных «авосек». В то же время к трудам об авиации «Крылья России», написанным в заключении, в 1961 году он наконец-то издает книгу о П. Н. Нестерове «Русский сокол», которую мы, студенты, бывшие воины авиационных и ракетных войск, зачитывали до дыр. И, к своей радости, я узнал, что автор книги В. М. Ткачев живет рядом с нашим общежитием! В детском сквере у знаменитого «Слона» в фонтане мы и познакомились с высоким мужчиной с красивым волевым лицом, в поношенной коричневой летней куртке – Вячеславом Матвеевичем Ткачевым. Нам, студентам физмата, он был очень рад и благодарен, что мы помним Нестерова, Арцеулова, Уточкина, Крутень, Чкалова…
Да, преемственность духа кубанских казаков, прежних героев и их сподвижников, вечна, особенно в авиации! Вот смотрите:
♦ 20 апреля 1934 года первым Героем Советского Союза стал парнишка из Белой Глины – Анатолий Васильевич Ляпидевский, полярный летчик, герой из героев, спаситель челюскинцев.
♦ 22 февраля 1939 года звание Героя Советского Союза присвоено Тимофею Тимофеевичу Хрюкину, родом из Ейска, за образцовое выполнение боевых заданий против японских милитаристов в Китае (потопил японский авианосец!). 19 апреля 1945 года награжден второй золотой медалью Героя за образцовое командование авиационными армиями. Генерал-полковник был самым молодым полководцем-авиатором Советской армии. Трагически погиб 19 июля 1953 года в возрасте 43 лет.
♦ 8 августа 1944 года стал Героем Советского Союза летчик Владимир Георгиевич Серов, родом из станицы Курганной. 26 июня 1944 года он вступил в бой один с 7 фашистами. Двоих он сбил огнем, а третьего – таранным ударом. Погиб. Боевой счет – 29 самолетов врага.
♦ Захар Артемович Сорокин родился в 1917 году, работал на Тихорецком заводе помощником машиниста. Окончил Ейское авиаучилище. Воевал на Севере. Капитан Сорокин вступил в бой с несколькими самолетами врага. Один сбил огнем, второй – тараном. Поврежденный самолет посадил недалеко от вражеского, два летчика которого и овчарка напали на него. Израненный выходил к аэродрому несколько суток. Обморозил ноги, ступни которых были ампутированы. Жестокие тренировки – и он добился разрешения летать! В родном полку продолжил воевать. Довел счет до 11 сбитых самолетов. Звание Героя Советского Союза присвоено 19 августа 1944 года.
♦ 11 мая 1944 года и 2 июня 1945 года звание дважды Героя Советского Союза присвоено генералу Евгению Яковлевичу Савицкому – из старинного казачьего рода, родившемуся в городе Новороссийске, – воину, защитившему кубанское небо, воевавшему в эскадрилье Новотитаровского аэродрома летом 1943 года.
♦ 27 января 1923 года в селе Киевское Крымского района Владимир Аврамович Алексеенко окончил Краснодарскую школу пилотов. А с февраля 1943 года бил фашистов на штурмовике ИЛ-2. 19.04.1945 года и 29.06.1945 года награжден золотыми звездами Героя. Стал генералом авиации.
♦ 30 сентября 1939 года родился в станице Успенской будущий Герой Советского Союза Григорий Павлович Хаустов. Высокого звания удостоен 16 июня 1989 года за героизм и мужество в составе ограниченного контингента войск в Афганистане.
♦ 29 сентября 1951 года родился в станице Кухаревка Ейского района Герой Российской Федерации Виктор Васильевич Маркелов. Это высокое звание ему присвоено 13 июня 1996 года за героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга в чеченской войне.
Борис КОЗАЧЕНКО.
Заслуженный
работник культуры Кубани.
Читайте другие материалы рубрики: Общество