Вальс для Анны
06.05.2014 09:13
Сэкономил миллион
06.05.2014 10:12

Казаки штурмуют небо, или Легендарный летчик Ткачев

Казаки штурмуют небо, или Легендарный летчик Ткачев

Первая мировая война выявила среди русского воинства много истинных патриотов отечества, прославившихся замечательными подвигами.

В предыдущей статье в «Трибуне» мы назвали имена наших земляков – полных Георгиевских кавалеров – казаков, пластунов, артиллеристов, но казаки были и летчиками! И первым среди них был кубанский казак, родом из станицы Келермесской, Вячеслав Матвеевич Ткачев. Уже 12 августа 1914 года командир 20-го авиаотряда IV-ой армии сотник Ткачев лично совершил глубокую разведку войск противника и при возвращении был обстрелян из винтовок и пулеметов по низко летящему аэроплану. Одна из пуль пробила картер двигателя, и мотор стал терять касторовое масло, что грозило остановкой двигателя и пленом. Пилот, изловчившись, закрыл пробоину подошвой сапога и в таком неудобном положении долетел до своих, вручив командованию бесценные сведения о противнике.

Командующий армией, вручая офицерский Георгиевский крест IV степени казаку Ткачеву, сказал: «Поздравляю! Наша армия гордится, что в ее составе первый Георгиевский кавалер авиации!» Имя отважного летчика стало популярным. Подвиги следовали один за другим, награды тоже. А за наградами учреждались и очередные боевые чины и звания. К 1917 году Вячеслав Матвеевич стал полковником и фактическим Главой русской авиации на фронте. Все эти звания и должности были результатом героической работы его духа и силы ума. Так, получив более совершенный самолет, он стал первым бомбардировщиком вражеских батарей и блиндажей. Узнав, что под Ковелем и Луцком немцы препятствуют нашим гвардейским корпусам сотней своих бомбардировщиков, он добился распоряжения ставки Верховного Главнокомандующего о формировании русской истребительной группы из 20 самолетов (современный полк). Через несколько дней учебы авиагруппа Ткачева разогнала и уничтожила фактически целую авиадивизию противника.

Фронт свел В. М. Ткачева с генералом А. А. Брусиловым, сделав их соратниками по защите Отечества…

Вячеслав Ткачев еще с кадетского училища был другом и соратником Петра Нестерова. Два будущих прославленных летчика мечтали о подвигах в небе и совершали их. «Мертвую петлю» они рассчитывали вместе. Вместе рассуждали о вооружении самолетов пулеметами, но вооружать аэропланы было строжайше запрещено! И тогда у них возникла мысль о таранном скользящем ударе противника колесами своей машины. Петр Нестеров первым пошел на таран врага. После расчета на земле осталось проверить это в воздухе. 26 августа 1914 года Нестеров совершил таран вражеского разведывательного аэроплана. Еще в Гатчине своим товарищам за несколько месяцев до того рокового дня Петр Нестеров говорил: «Теперь меня занимает мысль об уничтожении неприятельских аппаратов таранным способом, например, ударом на лету своим шасси сверху…» Это он и применил в тот роковой день. И погиб над городом Жолква, переименованным в город Нестеров.

А Вячеслав Матвеевич Ткачев по праву считается в авиации родоначальником истребительной авиации. Его учебное пособие по тактике воздушного боя было первым и единственным до 1930-х годов учебным пособием в России и СССР.

Начавшийся развал империи после революции 1917 года оставил без работы боевого летчика. Он приезжает на родину в Екатеринодар и из таких же «безлошадных» летчиков к марту 1919 года создает 1-й кубанский казачий авиаотряд. С Деникиным Ткачев не ладит, и его приглашает Врангель. Присваивает ему чин генерал-майора и назначает командующим своей авиацией. Но к этому времени Красная Армия громила белую гвардию, и в октябре 1920 года Вячеслав Ткачев оказывается в Турции, а затем в Югославии…

В 1941 году Гитлер пытается склонить бывших царских генералов к походу на Россию. Но истинные патриоты родины во главе с А. И. Деникиным, так же, как и В. М. Ткачев, которого дважды вызывали в гестапо и арестовывали, говорили «нет!» Это было выше их чести, совести и морали.

В 1944 году, после освобождения Югославии, В. М. Ткачев ходатайствует о возвращении в Россию. Ему это разрешают, но вместо Кубани его садят на Лубянку, дают 10 лет и отправляют в Сибирь. И только в 1954 году он приезжает в Краснодар. Пенсия в 26 рублей заставляет его работать переплетчиком и изготовителем плетеных «авосек». В то же время к трудам об авиации «Крылья России», написанным в заключении, в 1961 году он наконец-то издает книгу о П. Н. Нестерове «Русский сокол», которую мы, студенты, бывшие воины авиационных и ракетных войск, зачитывали до дыр. И, к своей радости, я узнал, что автор книги В. М. Ткачев живет рядом с нашим общежитием! В детском сквере у знаменитого «Слона» в фонтане мы и познакомились с высоким мужчиной с красивым волевым лицом, в поношенной коричневой летней куртке – Вячеславом Матвеевичем Ткачевым. Нам, студентам физмата, он был очень рад и благодарен, что мы помним Нестерова, Арцеулова, Уточкина, Крутень, Чкалова

Да, преемственность духа кубанских казаков, прежних героев и их сподвижников, вечна, особенно в авиации! Вот смотрите:

  20 апреля 1934 года первым Героем Советского Союза стал парнишка из Белой Глины – Анатолий Васильевич Ляпидевский, полярный летчик, герой из героев, спаситель челюскинцев.

  22 февраля 1939 года звание Героя Советского Союза присвоено Тимофею Тимофеевичу Хрюкину, родом из Ейска, за образцовое выполнение боевых заданий против японских милитаристов в Китае (потопил японский авианосец!). 19 апреля 1945 года награжден второй золотой медалью Героя за образцовое командование авиационными армиями. Генерал-полковник был самым молодым полководцем-авиатором Советской армии. Трагически погиб 19 июля 1953 года в возрасте 43 лет.

  8 августа 1944 года стал Героем Советского Союза летчик Владимир Георгиевич Серов, родом из станицы Курганной. 26 июня 1944 года он вступил в бой один с 7 фашистами. Двоих он сбил огнем, а третьего – таранным ударом. Погиб. Боевой счет – 29 самолетов врага.

  Захар Артемович Сорокин родился в 1917 году, работал на Тихорецком заводе помощником машиниста. Окончил Ейское авиаучилище. Воевал на Севере. Капитан Сорокин вступил в бой с несколькими самолетами врага. Один сбил огнем, второй – тараном. Поврежденный самолет посадил недалеко от вражеского, два летчика которого и овчарка напали на него. Израненный выходил к аэродрому несколько суток. Обморозил ноги, ступни которых были ампутированы. Жестокие тренировки – и он добился разрешения летать! В родном полку продолжил воевать. Довел счет до 11 сбитых самолетов. Звание Героя Советского Союза присвоено 19 августа 1944 года.

  11 мая 1944 года и 2 июня 1945 года звание дважды Героя Советского Союза присвоено генералу Евгению Яковлевичу Савицкому – из старинного казачьего рода, родившемуся в городе Новороссийске, – воину, защитившему кубанское небо, воевавшему в эскадрилье Новотитаровского аэродрома летом 1943 года.

  27 января 1923 года в селе Киевское Крымского района Владимир Аврамович Алексеенко окончил Краснодарскую школу пилотов. А с февраля 1943 года бил фашистов на штурмовике ИЛ-2. 19.04.1945 года и 29.06.1945 года награжден золотыми звездами Героя. Стал генералом авиации.

  30 сентября 1939 года родился в станице Успенской будущий Герой Советского Союза Григорий Павлович Хаустов. Высокого звания удостоен 16 июня 1989 года за героизм и мужество в составе ограниченного контингента войск в Афганистане.

  29 сентября 1951 года родился в станице Кухаревка Ейского района Герой Российской Федерации Виктор Васильевич Маркелов. Это высокое звание ему присвоено 13 июня 1996 года за героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга в чеченской войне.

Борис КОЗАЧЕНКО.

Заслуженный

работник культуры Кубани.