Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Богаты на детей и внуков…
23.05.2014 10:07
Лидер – в «ритме»
23.05.2014 10:32

Музейное лето 1983 года…

Музейное лето 1983 года…

Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных 30-летнему юбилею динского историко-краеведческого музея. Сегодня – слово известному кубанскому историку и писателю Юрию Бодяеву.

До того, как приступили к созданию экспозиции современного историко-краеведческого музея Динского района, делались неоднократные попытки собрать различные исторические материалы и экспонировать их в школах, на производствах. В Доме культуры динского колхоза «40 лет Октября» была организована и действовала несколько лет комната «Боевой и трудовой славы» – прообраз будущего музея. Все эти материалы, в том числе и материалы, собранные в 3-й школе Таисией Алексеевной Чекрыгиной, весной 1983 года находились в ведении Динского райкома КПСС. Он и занялся организацией музея. Непосредственно в райкоме этим делом руководил В. Г. Киселев.

В начале лета 1983 года группа динских художников и я начали работать под руководством Виктора Георгиевича. Всю нашу работу он объединял, непосредственно руководил ею, координировал наши действия, вдохновлял нас. Делал он это как-то незаметно, умело, не командуя нами. Часто создавалось впечатление, что мы сами приходили к тому или иному решению, вроде бы и без его участия. Хотя он в действительности оставался главным руководителем и вдохновителем дела.

Работу проводили в стенах старинного здания 2-й школы, что на пересечении улиц Красной и Школьной. Сюда (в несколько бывших классных комнат) были доставлены самые разнообразные экспонаты будущего музея. Это были найденные во время раскопок артефакты: глиняная посуда, амфоры, кувшины, кубанские глечики. Собранные у населения старинные орудия труда, быта, образцы одежды, вышивки. Это были фотографии наших станичников времен первой мировой, гражданской войн, периода становления советской власти, строительства первых колхозов.

Без систематизации все это лежало мертвым хламом и не несло никакой информации. Необходимо было все систематизировать, разложить в хронологическом порядке по историческим периодам.

Моя задача, как историка, состояла в том, чтобы консультировать художников, смотреть, чтобы выполненные ими работы соответствовали исторической правде. Я обеспечивал художников литературой, рисунками, фотографиями, репродукциями картин, которые они использовали для создания экспозиции. Мне приходилось самому вычерчивать эскизы карт, посвященных древнему периоду на территории нашего района; карты, показывающие исторические, археологические и культурные памятники района; карту, отображающую появление первых куренных селений на динской земле, несколько карт гражданской войны, карту оборонительных боев на динской земле во время Великой Отечественной войны, карту наступательных боев в феврале 1943 года, карту строительства Тщикского и Краснодарского водохранилищ, карту побега Мызгина из сибирской ссылки. По моим эскизам художники вырисовывали карты, которые уже можно было выставлять в стендах.

Полгода я работал над созданием экспозиции будущего исторического музея: весь летний отпуск, никуда не выезжая, и еще до отпуска почти два месяца, и столько же после отпуска. Иногда не хватало знаний. Приходилось читать историческую литературу. Это уже позже я обладал достаточным запасом знаний, что мог писать учебники по истории Кубани и по кубановедению. По этим книгам сегодня учатся школьники всего Краснодарского края. А тогда, чтобы изготовить какой-либо музейный стенд, надо было параллельно пополнять свой багаж исторических знаний: читать и работать, работать и читать.

Приносил домой большое количество документов, которые должны были войти в экспозицию. Дома раскладывал это на полу по сложившейся системе. Продумывал, как расположить материалы,  какие подписи будут сделаны под документом, материалами, фотографиями, картами и схемами. Иногда делал две-три такие пробные раскладки. Каждую фотографировал или зарисовывал (делал эскизы). Потом по этим эскизам или фотографиям художники делали хорошие рисунки, которые можно было разместить в музейном стенде.

Все эти заготовки мы относили в райком партии (здание, где ныне находится районное управление образования). Виктор Георгиевич Киселев организовывал еще одно, окончательное обсуждение, на котором принималсяк заключительному оформлению тот или иной стенд.

В здании, в котором до 1965 года размещалась первая школа, а в 80-е годы оно принадлежало райвоенкомату, для будущего музея выделили несколько комнат. Вот туда, в эти комнаты, мы и свозили уже готовые стенды. Постепенно вырисовывалась экспозиция будущего музея. Один зал был посвящен древности и созданию первых куренных селений. Здесь художники по моему рисунку изготовили сторожевую казачью вышку, которая стояла на пограничном кордоне. Следующий зал был посвящен этнографии кубанского казачества. Основной его экспозицией была казачья хата под камышовой стрехой. Отдельные залы были посвящены советскому периоду: гражданской войне, коллективизации, Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, послевоенному восстановлению и современному состоянию Динского района.

Через полгода работы систематизация накопленных материалов в основном была завершена. Осенью 1983 года приехала Таисия Алексеевна Чекрыгина.

А через зиму, 18 мая 1984 года, музей был открыт.

Юрий БОДЯЕВ.

Заслуженный учитель Кубани.