Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
«Рожденная» на Кавказском фронте
06.08.2014 13:30
Вес каравая 193250 тонн
06.08.2014 15:05

Под лентой цвета дыма и пламени

Часть III

Пластуны – защитники Севастополя

За отличия в Крымской войне 1853 – 1855 годов солдатским Георгием было награждено 24150 героев. Среди доблестных русских воинов – кавалеров ордена Святого Георгия – огромное количество кубанцев.

10 сентября 1854 года второй и восьмой пластунский батальоны Черноморского казачьего войска под командованием В. В. Головинского и И. И. Беднягина прибыли в Крым и уже на следующий день участвовали в движении наших войск к Бахчисараю, а 13 октября сражались близ Балаклавы, где захватили четыре вражеских редута.

Но особенно доблестная служба пластунов началась, когда они вошли в состав Севастопольского гарнизона. Пешие черноморцы ничуть не смутились, не озадачились, когда им, жителям глухих кубанских станиц, пришлось померяться силами с «цивилизованными», хорошо вооруженными противниками из Западной Европы. Когда эти «просвещенные европейцы» выставили напоказ убитого пластуна и, прикрываясь его телом, палили из штуцеров по казакам, один из них, 23-летний казак Пашковской станицы Порфирий Семак, возмущенный такой «цивилизацией», вызволил тело убитого товарища прямо на глазах у англо-французов.

В борьбе с иноземными захватчиками пали смертью храбрых 220 пластунов, особенно много их полегло в первый день бомбардировки Севастополя – 5 октября 1854 го-

да. Оставшиеся в живых были награждены Знаком отличия Военного ордена и медалями на ленточке «цвета дыма и пламени». Среди севастопольцев было много пашковских казаков (80 человек), из них Георгиевских кавалеров: Демьян Иванович Онищенко, Парамон Николаевич Белый, Макар Георгиевич Семак, Прокофий Демьянович Лебедь, Антон Герасимович Архипенко, Василий Маркович Олешко, Иван Федорович Шрамко. В свое время они заинтересовали великого русского художника И. Е. Репина, когда он в июне 1888 года приезжал на Кубань в поисках материалов для своей картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Около пятидесяти лет Знак Военного ордена Святого Георгия не имел степеней. С Крымской войны учреждены были четыре степени так, как и для офицерского Георгиевского ордена. Сначала вручалась 4-я степень (серебряный крест без банта), затем – 3-я степень (серебряный крест с бантом), следующая награда – 2-я степень (золотой крест без банта). Самой Высокой наградой была 1-я степень –

золотой крест с бантом. В центре каждого креста был отчеканен образ святого Георгия, поражающего дракона. Кресты солдатских Георгиев не покрывались эмалью, как офицерские награды. Но всех их роднила одна деталь – муаровая шелковая лента из чередующихся полос черного и оранжевого цветов – «цвета дыма и пламени». Подобной лентой были обтянуты колодочки солдатских Георгиевских крестов, из нее изготавливали банты для 2-й и 4-й степеней. Награжденный Крестами всех 4-х степеней именовался «Георгиевским кавалером полного банта». Первым полным кавалером Знака Военного ордена Святого Георгия на Кубани стал казак станицы Суворовской Иван Сиволобов, получивший Крест первой степени за номером 8,

который он заслужил за то, что пробрался из осажденного турками Баязета к основным силам русской армии. Это произошло во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов.

В боях с японцами

Во время русско-японской войны 1904 – 1905 годов многие станичники динской земли были награждены Знаком отличия Военного Ордена различных степеней. 15 июля 1905 года приказом № 350 по войскам 2-й Манчжурской армии объявлено о награждении «за оказанные им подвиги в боях с японцами» Знаком отличия Военного Ордена 4-й степени (за №122220) казака 1-го Екатеринодарского полка Михаила Ковтуна из станицы Динской. 28 сентября 1905 года подобную награду получил  младший урядник охотничьей команды 7-го Кубанского пластунского батальона Коваленко Константин Митрофанович из станицы Новотитаровской. Он получил Знак отличия Военного Ордена 4-й степени за № 144600. Георгиевский кавалер, сражавшийся в Гражданскую войну на стороне белых, погиб в бою с коммунистами под Новороссийском 13 августа 1918 года.

Казак из станицы Пашковской Бохан Федор Филиппович, служивший в 1-м Екатеринодарском полку, был награжден 6 ноября 1905 года Знаком отличия Военного Ордена 4-й степени под №139848. Во время Первой мировой войны Федор Филиппович получил еще три Креста, стал кавалером полного банта. 3 апреля 1918 года Ф. Ф. Бохан, командуя сотней пашковцев-старослужащих в отряде полковника Улагая, погиб в бою с коммунистами под станицей Медведовской.

15 марта 1906 года награжден Знаком Военного ордена 4-й степени №115177 Коваленко Иван (отчество неизвестно) из Новотитаровской станицы.

Герои Великой войны

В 1913 году, перед началом Первой мировой войны, был принят новый статут ордена Святого Георгия Победоносца. Теперь солдатский Знак Военного ордена официально стал именоваться «Георгиевским крестом», он сохранил внешний вид и четыре степени. К тому же, в это время появилась еще одна Георгиевская награда для нижних чинов. Еще в 1878 году учреждена была медаль «За храбрость»,  носимая на георгиевской ленте. Ею награждали солдат и унтер-офицеров. Она, как и Знак отличия Военного ордена, имела четыре степени: золотая с бантом, золотая без банта, серебряная с бантом и 4-я степень – серебряная без банта. На медали было отчеканено изображение императора. На обратной стороне указаны степень, номер награды и надпись: «За храбрость».

Новый статут ордена относил медаль «За храбрость» к георгиевским наградам, а солдата или унтер-офицера, награжденного этой медалью, стали считать Георгиевским кавалером, как награжденного Георгиевским крестом.

Статут 1913 года утвердил окончательно сложившуюся систему Георгиевских наград. К таким наградам вновь принятый документ относил: Военный орден Святого Великомученика Георгия Победоносца, Золотое (Георгиевское) оружие – для офицеров; Знак отличия Военного ордена, Георгиевские кресты, Георгиевские медали «За храбрость» – для солдат;

Георгиевские знамена, штандарты, флаги (кормовой и знаменный), вымпелы и Георгиевские трубы – для полков, батальонов, флотских экипажей. Несмотря на все это разнообразие наград, их объединяло наличие (во всех без исключения) одной детали – двухцветной ленты с тремя черными и двумя оранжевыми полосами боевого «цвета дыма и пламени».

Началась Первая мировая война величайшим патриотическим подъемом. Войну сразу стали называть «Второй Отечест-венной», «Великой». Особенно прижилось второе название. После революции по идеологическим соображениям сделали все, чтобы название «Великая война» забылось. Осталось безликое – «первая мировая» (с маленькой буквы). Кубанское казачество на фронты Великой войны выставило 90 тысяч человек.

Орден Святого Георгия 1-й степени за время Первой мировой войны ни разу не выдавался. Зато 2-ю степень заслужили командующие фронтами генералы

Н. Н. Юденич, Н. И. Иванов, В. В. Рузский и великий князь Николай Николаевич. 3-ю степень ордена Святого Георгия получили более 60 человек, в числе которых и генералы А. Е. Гугор, Л. Г. Карнилов, А. М. Каледин, Н. Н. Духонин, А. И. Деникин и другие. Кавалеров Офицерского ордена 4-й степени насчитывалось за эту войну 3963 человека. Десятки из них – кубанцы.

Вот только несколько примеров. Орден Святого Георгия 4-й степени был вручен «20-го корпусного авиационного отряда военному летчику подъесаулу Вячеславу Ткачеву за то, что 12 августа 1914 года провел смелую и решительную разведку в районе Люблина… с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и с беззаветным мужеством  выполнил возложенную на него задачу по раскрытию сил и направлению движения колонны противника, вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенной важности». Это выписка из приказа, касающегося приписанного к Клермесской станице казака Ткачева Вячеслава Матвеевича – первого Георгиевского кавалера российской авиации.

Подвиг Рашпиля

А вот еще слова одного приказа о подвиге Георгия Антоновича Рашпиля: «Государь император в 22 день июня 1916 года всемилостливейше пожаловал орден Святого Великомученика Георгия Победоносца 4-й степени Собственного Его Императорского Величества конвоя есаулу Георгию Рашпилю за то, что 10 июня 1916 года,… несмотря на сильный огонь противника, бросился в штыки на действующий пулемет и взял его вместе с пулеметчиками, рассеяв и переколов прикрытие. Очистив таким образом себе дорогу, он с сотней бегом двинулся дальше по направлению боя и вышел во фланг, противник дрогнул и бежал. В этом бою сотней есаула Рашпиля… было взято в плен 38 офицеров и 700 нижних чинов». Не прошло и двух лет после подвига, как Георгиевский кавалер полковник Г. А. Рашпиль, участник легендарного Ледяного похода, 31 марта 1918 года погиб в бою с красными под Екатеринодаром.

Учебники истории советских времен представляли генерала Улагая как злейшего врага народа, командира контрреволюционного врангельского десанта на Кубань в 1920 году. Наградные документы периода Великой войны сообщают, что полковник

Сергей Григорьевич Улагай награжден орденом Святого Георгия 4-й степени «за то, что в бою 26 июня 1916 года, командуя тремя сотнями и пулеметным взводом… под сильным артиллерийским, ружейным и пулеметным огнем переправился вплавь через три рукава реки Стохода у деревни Рудни-Червице и быстро окопался на неприятельском берегу перед проволочными заграждениями врага, немедленно открывшим по нему напряженный огонь; эта лихая переправа сотен, руководимых доблестным начальником, много способствовала переправе нашей пехоты, сравнительно с малыми потерями, и дала возможность ей закрепиться на неприятельском берегу». Георгиевский кавалер Сергей Григорьевич Улагай умер в эмиграции в марте 1946 года.

Поистине массовым был героизм русского народа в 1-ю мировую, Великую вой-

ну. Георгиевским крестом был награжден 1 миллион 366 тысяч человек, Георгиевской медалью «За храбрость» – 1 миллион 505 тысяч человек. Именно в те же годы родилась поговорка: «Грудь в крестах или голова в кустах». Первым кавалером в 1-ю мировую войну стал донской казак урядник Кузьма Фирсович Крючков. В бою он преследовал разъезд противника, был окружен, убил 12 солдат неприятеля, вырвался из окружения, но был тяжело ранен. Легендарный подвиг Кузьмы Крючкова воспевали в песнях, было сложено множество стихов, огромным тиражом выходили лубочные картины, отражавшие подвиг героя. В дальнейших боях К. Ф. Крючков получил еще Крест 3-й степени.

Георгиевские кавалеры динской земли

В Великую войну отличилось огромное количество динчан. Первым из нашей земли (по моей картотеке) был награжден старомышастовец Василий Сергеевич Беловол, рядовой казак 2-го Черноморского полка, воевавшего на Юго-Западном фронте. 8 октября 1914 года В. С. Беловол добыл в разведке важные сведения о противнике. Разведка была связана с опасностью для жизни. Приказом войсками IX Армейского корпуса он был награжден Георгиевским крестом 4-й степени под № 233914. Старомышастовцы открыли счет Георгиевских кавалеров в Великой войне среди рядовых казаков нашей динской земли. Вторым награжденным был А. А. Горб (также старомышастовец), участвовавший в пленении двух австрийских офицеров.

5 декабря 1914 года был отдан приказ № 349 по войскам IX Армейского корпуса (Юго-Западный фронт) о награждении Георгиевским крестом 4-й степени за № 72459 Кирилла Терентьевича Демченко, казака станицы Пластуновской, «за выдающееся самоотвержение, мужество и храбрость, проявленные в бою с австрийцами». Через полгода приказный 1-й сотни 2-го Черноморского полка Кирилл Демченко «под сильным огнем противника доставил важное приказание в передовую цепь, чем способствовал значительному боевому успеху». За этот подвиг К. Т. Демченко был награжден вторым Георгиевским крестом 3-й степени.

А 20 декабря 1914 года под Сарыкамышем (Закавказский фронт) в боях с турками отличился Герасим Иулианович Боровик, новотитаровский казак. Он был награжден крестом 4-й степени.

Юрий БОДЯЕВ.

Станица Динская.