Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Крымчанам от динчан
08.09.2014 15:21
Значимая победа
10.09.2014 14:17

Под лентой цвета дыма и пламени (часть VI)

Под лентой цвета дыма и пламени (часть VI)

Женщины – Георгиевские кавалеры
Знаменитый историк Кубанского казачьего войска Федор Андреевич Щербина писал: «Трудно представить себе, что вынесла на своих многострадальных плечах женщина в Черномории. Все невзгоды необеспеченной казачьей жизни ложились тяжелым бременем прежде всего на нее. Голод, холод, болезни, неурожаи, падежи скота, бездорожье, тяжелые повинности и прочее прежде всего и больше всего испытывала казачка как жена, как мать, как хозяйка. Даже дерзкий черкес, как вор, украдкой пробиравшийся темной ночью в казачью станицу на грабеж, нередко имел дело с казачкой, и бывали случаи, когда высокая грудь казачки украшалась Георгием за военный подвиг».
Далее Ф. А. Щербина рассказывает о случае, происшедшем в 1860-х годах, на исходе Кавказской войны: «В станице Пашковской казачка из ружья застрелила горца, пытавшегося пленить ее вместе с волами. Убитый черкес на том же возу, на котором ехала воинствующая казачка, привезен был в станичное правление, и, по сообщению правлением высшему начальству, казачка получила за свой подвиг Военный орден. В шестидесятых годах на базаре в Екатеринодаре часто можно было видеть этого военного кавалера в юбке». Плохо, что имя этой георгиевской кубанской казачки не сохранилось.
Да, действительно, женщины проявляли героизм на поле боя не только в качестве сестер милосердия и санитарок, но и участвуя в сражениях наряду с мужчинами. Первой к почетной георгиевской награде была представлена Надежда Андреевна Дурова. Она сражалась на фронтах войны 1812 года под вымышленным мужским именем и получила 4-ю степень ордена Святого Георгия. Личность Надежды Дуровой была поистине легендой. Ее подвигом интересовался А. С. Пушкин, редактируя ее воспоминания «Записки кавалерист-девицы». Ее подвиг оставил огромный след в русском искусстве. Он вдохновил А. К. Гладкова написать пьесу «Давным-давно», спектакль по которой поставил Центральный театр Армии еще во время Великой Отечественной войны. Эльдар Рязанов, экранизируя пьесу, перевоплощает ее в 1962 году в фильм «Гусарская баллада», героический образ девушки-гусара в котором создает Лариса Голубкина. Тихон Хренников написал музыку к балету «Гусарская баллада», композитор Анатолий Богатырев – оперу «Надежда Дурова».
Другой композитор – Николай Рахманов – создает оперетту «Голубой гусар». В начале 1950-х годов она была поставлена на сцене Краснодарского театра музыкальной комедии. Главный образ героини создавали в спектакле Клара Крохмалева и Любовь Рогова – любимицы Краснодарских театралов того времени. Образ главной героини во всех этих произведениях вдохновлен подвигом Надежды Дуровой.
Участницы русско-японской
До начала XX века награждение женщин было единичным, исключительным явлением. Массовое награждение женщин началось во время русско-японской войны. За время военных действий в Маньчжурии около 150 женщин – сестер милосердия получили золотые и серебряные медали «За храбрость» на Георгиевской ленте. Среди них Е. Афанасьева, которая за два года своей службы получила одну золотую и две серебряные Георгиевские медали. Сестра милосердия лазарета Кубанской общины в Харбине Н. Вяземцева была награждена 6 медалями. По нескольку медалей получили П. Мандражи и Е. Иванова. Среди награжденных медалями «За храбрость» на Георгиевской ленте – О. Саватьева, графиня Е. Игнатьева, графиня Е. Шувалова, А. Луговина, Е. Радецкая, С. Тучкова, А. Хвастунова, М. Сафронова, Е. Осетрова, Е. Захаржевская, П. Давыдова, С. Андронова, Е. Черкасова, О. Гренова, Е. Карпенко, Е. Васильева, Е. Петрова, А. Борисова и многие-многие другие участницы русско-японской войны 1904–1905 годов. Сестры Вера и Софья Лобко прошли три войны, в том числе русско-японскую, имели каждая по 7 медалей и среди них – на Георгиевской ленте.
Подвиги под мужскими именами
Первым Георгиевским кавалером среди женщин в годы 1-й мировой войны стала кубанская казачка Матвеева, сестра милосердия 2-го Елизаветинского госпиталя. Во время одного только боя она вынесла с места сражения 30 раненых. Награждена Георгиевской медалью «За храбрость». К сожалению, каких-либо подробностей о ней, ее жизни и подвиге мы больше не имеем.
На первом этапе 1-й мировой войны Георгиевский крест женщинам не давали. Давали только Георгиевскую медаль. Поэтому многие из них скрывались под мужским именем и свои подвиги совершали в мужском платье. Сестра милосердия З. Ф. Смирнова удостоена Георгиевского креста 4-й степени как унтер-офицер Евгений Марков.
Елена Константиновна Цебр-жинская, дворянка, дочь морского офицера К. И. Хечинова, закончила Батумскую женскую гимназию. После того, как ее муж, военный врач, попал в плен, она отвезла своих трехлетнего и шестилетнего сыновей к отцу в Батуми. Переодевшись в мужское платье, служила фельдшером в 186-м Асландузском пехотном полку под фамилией Цетнерского. Она не только лечила раненых, но и неоднократно ходила в разведку. Однажды ей пришлось, взобравшись на дерево, под непрерывным обстрелом противника, с риском для жизни, корректировать огонь нашей артиллерии. 4 ноября 1914 года, делая перевязку раненому офицеру на поле боя, Елена сама была ранена. Превозмогая боль, вынесла раненого с поля боя и только потом обратилась за помощью. При перевязке «комедия с переодеванием» раскрылась. После ранения Елена Цебржинская, награжденная Георгиевским крестом 4-й степени как фельдшер Цетнерский, продолжала служить, уже не скрывая, что она женщина.
Во время 1-й мировой войны в 4-м Мариупольском гусарском полку служил гусар Олег Шидловский. Это тот самый полк, в который за сто лет до этого определен был самим государем корнет Александров, под именем которого скрывалась героиня 1812 года Надежда Дурова. Вместе с полком Олег Шидловский прошел по дорогам сражений всю войну с 1915 года по 1917 год. Верховный главнокомандующий определил Олега рядовым в этот полк. Храбрость отважного гусара была отмечена. Ему присваивается звание младшего, а позже – и старшего унтер-офицера. 11 декабря 1915 года Олег Шидловский награжден Георгиевской медалью 4-й степени. А 16 июля 1916 года – Георгиевским крестом 4-й степени. Под этим именем и мужским платьем скрывалась Ольга Шидловская – представительница старой дворянской российской фамилии.
В приказе генерала Брусилова от 12 ноября 1915 года было объявлено о награждении рядового Иосифа Глущенко Георгиевским крестом 4-й степени за то, что он проник в расположение противника и доставил о нем ценные сведения. Командующий прекрасно знал, что под именем Иосифа Глущенко скрывается Евдокия Карповна Чернявская, и лично вручил крест героине.
Лихо воевал урядник Лагерь. Во время разведки с двумя казаками попал он в плен. Но, дождавшись ночи, пленники выбрались из сарая, в котором они были заперты. Под покровом ночи беглецы направились к своим позициям, но неожиданно натолкнулись на германский пикет. Казаки не растерялись, уничтожили пикет. В качестве трофея принесли в свое расположение вражеский станковый пулемет. За этот подвиг были награждены Георгиевскими крестами 4-й степени. Позже выяснилось, что урядником была кубанская казачка Александра Ефимовна Лагерева. Потом Александра Лагерева была награждена еще одним серебряным крестом с бантом – уже 3-ей степени.
Кира Александровна Башкирова (Николай Попов), ученица 6-го класса Мариинского высшего училища в городе Вильно, продала за пять рублей свою длинную косу. Одевшись в солдатское обмундирование, с удостоверением своего двоюродного брата Коли Попова бежала из дома. Служила в ночной конной разведке. За храбрость получила Георгия 4-й степени. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов работала медсестрой военного госпиталя в Мурманске.
Крестьянка Самарской губернии Клавдия Алексеевна Богачева под именем Николая Александровича Богачева храбро воевала на фронте 1-й мировой войны. Отличилась в разведке. Была награждена Георгиевской медалью «За храбрость» и Георгиевским крестом 4-й степени № 148904. После Великой Отечественной войны жила в Москве. Умерла в 1961 году. Похоронена на Ваганьковском кладбище.
Послушница Казанского монастыря Анна Александровна Красильникова бежала на фронт из обители под именем Анатолия Красильникова, была награждена Георгиевским крестом 4-й степени № 16602, произведена в прапорщики. Анна Тычина, воспитанница одной из киевских женских гимназий, скрывалась на фронте под именем Анатолия Павловича Тычины, награждена Георгиевским крестом 4-й степени.
Наталья Комарова, уральская казачка, дочь войскового старшины из Назаровской станицы, тоже была Георгиевским кавалером. Воспитанная в суровом казачьем духе, она, надев мужской костюм, отправилась на фронт вслед за отцом и братом. Воевала храбро, поражая всех казачьей лихостью, удалью, джигитовкой. Владела хорошо конем, штыком, прикладом, по-молодецки рубила шашкой. Особенно отличилась в рукопашных схватках.
Нина Николаевна Нечволодова имела два Георгиевских креста. В 1918 году, участвуя в отряде Андрея Шкуро, во время дерзкой атаки на Кисловодск освобождает многих заложников, которых удерживали большевики, в том числе и великую княгиню Марию Павловну с сыновьями Борисом и Андреем. Выходила раненого известного генерала Якова Слащева, стала его женой. В 1929 году Слащев был застрелен. Судьба Нины Нечволодовой осталась неизвестной.
Юрий БОДЯЕВ.
Станица Динская.