Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Слово о Кондратенко, или Кусочек хлеба от первой учительницы…
22.09.2014 15:17
Спасибо вам, учителя!
23.09.2014 09:04

Под лентой цвета дыма и пламени (часть VIII) Дети – Георгиевские кавалеры

Под лентой цвета дыма и пламени (часть VIII) Дети – Георгиевские кавалеры

Подростки бежали на фронт

Патриотический подъем, который охватил русское общество с началом 1-й мировой (Великой) войны, затронул не только взрослых, но и детей.

На поля начавшейся войны пытались попасть юные гимназисты, воспитанники реальных училищ, семинарий, кадетских корпусов. Дети бежали из дома, от родителей на фронт. Бежали из Петербурга, Москвы, Варшавы, Риги, Воронежа, Ростова, Николаева, из маленьких деревень, из станиц и хуторов. Они бежали в одиночку и группами. Ребята прибивались к эшелонам, идущим на фронт. Очень многие были возвращены домой. Но многим, проявившим исключительную настойчивость, удавалось добраться до позиций. Чтобы их не вернули, они упорно скрывали место жительства своих родных. Но были среди них и круглые сироты.

Официально в «охотники», то есть воевавшие по своей охоте, а не призванные (сегодня мы их называем «добровольцами»), записывали с 18 лет. Но дети скрывали свой возраст, приставали к какой-либо роте или батарее, где не расспрашивали ни о родителях, ни о возрасте. Вскоре на фронте появились 14 – 17-летние подростки и даже дети 9 – 13 лет.

Попав на войну, они легко принимались солдатами в свою среду, делались добровольцами приютившей их войсковой части, свыкались с армейским фронтовым бытом, суровой походной жизнью. Оказавшись на фронте, они наравне со взрослыми выступали на защиту своей Родины, проявляли немало героизма и самопожертвования. В некоторых случаях юные добровольцы совершали настоящие подвиги, наравне с солдатами участвовали в боях. Ползали по полю под огнем противника, подбирали патроны, на боевых позициях подносили патроны стрелкам. Сновали по ходам сообщения на фланги рот и передавали указания и команды. А иногда это же приходилось делать, пробираясь под вражескими пулями. Выносили раненых с поля боя. Пользуясь малолетством, легко проникали в расположения противника и приносили важные сведения.

Несколько десятков детей заслужили в Великую войну Георгиевские кресты и Георгиевские медали «За храбрость». К сожалению, смутное революционное время, наступившее после большевистского переворота и сформировавшееся презрительное отношение к георгиевским кавалерам, как защитникам старого режима, привели к тому, что вскоре имена юных героев были забыты. Сегодня по крупицам приходится восстанавливать имена детей – кавалеров самого почетного военного ордена России.

А пулемет-то тю-тю…

Русская рота, атаковавшая немецкие позиции, не дошла до них не более двух сотен шагов. Жестокий огонь немецкого пулемета вынудил залечь солдат. Несколько раз рота пыталась подняться в атаку, но огонь пулемета вновь заставлял ее лечь на землю. Решено было окопаться, чтобы сохранить хотя бы незначительные отвоеванные позиции. Немцы изредка строчили из пулемета, предупреждая какие-либо действия со стороны русских. Когда стемнело, они прекратили огонь. Вот тогда и решено было ликвидировать вражескую пулеметную точку. Был продуман и до деталей разработан дерзкий план уничтожения пулемета противника. Незаметно подкрасться в темноте к пулемету вызвался юный доброволец Николай Заполли. Коле было всего 14 лет. Никто не знал, как и когда он прибился к роте, которая вела жестокие бои с немцами на Северо-Западном фронте. Не знали, был ли он сирота или у него были живы родители. Он тщательно это скрывал, чтобы его не отослали домой. Знали только, что он из Ростова. Солдатам он полюбился. Они опекали его, а иногда брали в разведку. Маленький, юркий, он мог пролезть там, где взрослому не под силу.

Прихватив с собой веревку, Коля пополз в темноту в сторону вражеских позиций. Он обнаружил пулемет, который стоял на бруствере окопа, замаскированный ветками. Пулеметного расчета около него не было. Со дна окопа раздавалось легкое похрапывание. «Спят», – обрадовался Коля. Он накрепко, как его учили, привязал конец веревки к пулемету и пополз к своим позициям, прихватив с собой другой конец веревки. Он полз до тех пор, пока кончилась веревка. Заметив место, где он оставил веревочный конец, Николай продолжал ползти к своим окопам. Несколько крепких солдат из Колиного подразделения подкрались к оставленному им концу веревки и стали с силой ее тянуть. Пулемет был сбит с бруствера и, бороздя землю, медленно полз в сторону русских окопов.

Проснувшаяся немецкая пулеметная команда, перевалив через бруствер, бросилась догонять пулемет. Но метким огнем с русской стороны немецкие пулеметчики были загнаны вновь в окопы. Русская рота моментально покинула свои позиции и мощным броском ворвалась во вражеские окопы.

За находчивость, за смелость, за подвиг, в результате которого была ликвидирована вражеская пулеметная точка и открыта дорога наступающей роте, 14-летний Николай Заполли из города Ростова был награжден Георгиевским крестом IV степени. Он продолжал воевать и позже заслужил второй Георгиевский крест.

Дальнейшая судьба его, к сожалению, неизвестна.

Отвинтил замки у пушек

Совсем юному добровольцу Николаю Смирнову было всего 12 лет, когда он, через несколько дней после того, как прибился к одной из воюющих частей Северо-Западного фронта, попал в немецкий плен. Немцы с пристрастием допросили его. Они пытались узнать у мальчика численность его части и ее расположение. Но Коля молчал. Разъяренный немецкий офицер приказал высечь его. Юный герой получил 50 ударов плетьми, но продолжал молчать. Ночью Коле удалось выбраться из сарая, в который он был заперт, и бежать в расположение своей части. В последующих боях Николай Смирнов совершил несколько подвигов. Он вывел раненого офицера из-под огня и доставил его на перевязочный пункт, захватил в плен германского офицера. Коля был награжден Георгиевским крестом IV степени и двумя медалями «За храбрость».

Одногодок Коли Петр Мельников был удостоен Георгия IV степени и переведен в унтер-офицеры за то, что во время атаки под вражеским огнем первым перерезал проволочные заграждения перед окопами противника и открыл дорогу своему наступающему подразделению. Андрей Мироненко (из Харькова) попал в действующую армию в 12 лет. Ночью он отправился на разведку под видом мальчика-подпаска «побродить» по вражеским позициям. Оказавшись в немецком расположении, он увидел неприятельские орудия. Прокравшись мимо спящего часового, Андрей отвинтил замки у двух пушек. К утру он вышел в расположение своей части. За смелость и находчивость был награжден Георгиевским крестом IV степени.

Ровесник Андрея, двенадцатилетний сибирский казак Василий Наумов через всевозможные испытания и препоны добрался до фронта из восточно-сибирского села Каретниково. Стал разведчиком, был награжден двумя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Был дважды ранен, получил чин унтер-офицера.

Владимир Владимиров в 11 лет ушел на фронт вместе со своим отцом – хорунжим казачьего полка. После гибели отца Володю взяли в команду разведчиков. Он участвовал во многих разведывательных операциях. Во время одной из них попал в плен. Но из плена бежал, добыв при этом важные сведения о немецком расположении. Был награжден Георгиевским крестом.

10-летний доброволец Степан Кравченко из пулеметной команды пехотного полка – самый юный Георгиевский кавалер. Это только по моей картотеке, а возможно, были и более юные герои. Степа был дважды ранен, а за спасение в бою станкового пулемета награжден Георгиевским крестом IV степени.

Простые гимназисты, фронтовики-писатели 1945-го…

Гимназист из Коломны Александр Пробатов был удостоен Георгиевского креста за то, что под обстрелом поддерживал сообщение между двумя соседними частями, при этом был контужен. Георгиевскими кавалерами стали юные А. Маркелов и И. Рябухин, два Георгиевских креста получил Георгий Павлов.

Гимназист седьмого класса Виленской гимназии Александр Мазур обратился

к командующему 1-й армией генералу П. Ранненкампфу с просьбой о зачислении на военную службу. Командующий оставил мальчика при штабе. Талантливый гимназист внес усовершенствование в работу искрового телеграфа. Юный изобретатель погиб при разминировании водокачки в Инстербурге.

Учащийся реального училища города Николаева Яков Шафринович, получив отказ на свое прошение местному войсковому начальнику, обратился к верховному главнокомандующему, а когда и это не помогло, сам добрался до передовой. Гимназист 4-го класса 2-й Житомирской гимназии Николай Орлов был награжден Георгиевским крестом. Когда подразделение, где он служил, оказалось отрезанным австрийцами, Николай вызвался добровольцем пробраться под неприятельским огнем к своим за подкреплением. Это ему удалось.

Много, очень много героических дел на счету у юных добровольцев. Участие в военных действиях детей, которые становились Георгиевскими кавалерами, показывает истинное отношение русского народа к начавшейся 1-й мировой войне. Никогда еще со времен борьбы с Наполеоном и героической обороны Севастополя не было такого патриотического порыва. Недаром с первых же сражений народ стал называть эту войну «2-й Отечественной».

В декабре 1914 года четырнадцатилетним петроградским гимназистом 5-го класса, убежавшим на фронт, начал свой боевой путь во 2-й Отечественной войне Воля Вишневский. На фронте он заслужил солдатского Георгия IV степени и две Георгиевские медали «За храбрость».

В мае 1945 года известный советский писатель, автор знаменитой пьесы «Оптимистическая трагедия» и сценария знаменитого кинофильма «Мы из Кронштадта» Всеволод Витальевич Вишневский вместе с другими советскими писателями, фронтовыми корреспондентами армейских газет сфотографировался на ступенях поверженного Рейхстага в Берлине. На груди Вишневского рядом с советскими орденами и медалями Великой Отечественной войны георгиевские награды – крест и медали на ленте цвета дыма и пламени.

Юрий БОДЯЕВ.

Станица Динская.