Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Жизнь, чистота, милосердие…
18.12.2014 14:20
И в больницу придет Новый год
25.12.2014 13:17

Всем смертям вопреки

9 декабря рассказом о Т. Е. Прошиной, участнице Великой Отечественной войны, мы открыли публикацию на страницах «Трибуны» материалов из «Книги Памяти станицы Пластуновской». Их предоставил редакции А. П. Дубовик, учитель истории средней школы № 6. Сегодня мы знакомим читателей с еще одним героем-фронтовиком – Борисом Ефимовичем Куликовским.
Первый бой «салажат»
В 1942 году я окончил
10 классов в СШ № 15 станицы Старокорсунской Динского района. Мне исполнилось 17 лет. В июле 1942 года фашистские войска захватили Ростов и двигались по направлению к Краснодару. На этом направлении им противостояла 30-я Иркутская дивизия. Под напором врага дивизия, неся большие потери, отступала к Краснодару. Требовалось срочно пополнить ее численность. 27 июля 1942 года юноши, окончившие 10 классов, были призваны защищать город Краснодар. Я был зачислен в 256-й стрелковый полк 30-й Иркутской дивизии. Ночью нам выдали винтовки и по 15 патронов. На рассвете полк занял оборону севернее Краснодара. С 27 июля по 7 августа 1942 года нас обучали навыкам рукопашного боя.
Утром, 5 августа 1942 года, по дороге Тимашевская – Краснодар в нашем направлении двигались две немецкие бронемашины. Они остановились и открыли огонь из пулеметов по нашей обороне. Мы лежали и ответного огня не открывали. Машины развернулись и поехали в обратную сторону. Это была немецкая разведка. Солдаты и сержанты посмеивались над нами, не нюхавшими еще пороха: «Ну что, испугались стрельбы, салажата?» Спустя некоторое время по этой дороге в сторону Краснодара двинулись немецкие мотоциклисты. Сзади, как на прогулке, за ними ехали на велосипедах немцы в шортах. Мы открыли огонь по фашистам. Несколько десятков немцев было убито, а остальных взяли в плен. Очень радовались этой маленькой победе.
Ночью, 7 августа, поступил приказ: отходить в горы по направлению к Горячему Ключу, так как немцы уже вошли в город Краснодар, и мы оказались в тылу у фашистов. Группами, по 30 – 50 человек двинулись ночью в сторону Краснодара. Город горел, были слышны выстрелы. Двигались быстрым шагом, минули военный аэродром и на окраине Краснодара наш головной дозор столкнулся с немцами. Мы были вынуждены принять бой, бросились на фашистов в штыковую атаку. Немцы не ожидали здесь встретить большую по численности группу наших войск, отступили и разбежались по садам. Mы быстро собрали
раненных в этом бою бойцов и стали отходить к мосту через Кубань, чтобы уйти в Горячий Ключ. Но мосты были взорваны. Опытные солдаты поплыли на другой берег Кубани, а кто не умел плавать – остались на берегу.
В плену

Рано утром мы услышали звук мотоциклов и увидели, что к реке Кубань подъехали немецкие мотоциклисты. В каждой коляске сидел немец с пулеметом. А у нас патроны кончились. Один из фашистов на русском языке потребовал, чтобы все бросили оружие. Нас было 30 – 50 человек. Несколько солдат встали и бросили винтовки. Я тоже поднялся и бросил винтовку. Одет я был в гражданскую одежду. Ко мне подошел немец и сильно ударил ногой: «И ты, щенок, взялся за оружие!» Я очень испугался и заплакал. Позади меня шел солдат. Он заступился за меня, закричав фашисту: «За что бьешь парнишку, сволочь!» Солдат обнял меня за плечи, и мы с ним пошли становиться в колонну. Фашист направил свой автомат на солдата и едва не застрелил моего защитника. Так мы попали в плен.
Я шел босиком, так как свои ботинки оставил на берегу Кубани. Фашисты нас погнали по улице Красной в Первомайский парк (в рощу). По улице Красной много зданий было повреждено, валялись битое стекло и бумага. Мимо нас двигались танки, бронемашины, мотоциклисты и немецкие солдаты. В Первомайском парке было много пленных. Он был огорожен колючей проволокой в три ряда. Жители города каждый день приносили пленным кукурузу, хлеб, огурцы, помидоры и другие продукты и бросали их нам через сетку.
12 августа 1942 года в 4 часа утра всех пленных из Первомайской рощи погнали по дороге в сторону Ростова. Сопровождавшие пленных фашисты ехали на автомашинах и верхом на лошадях. У фашистов были собаки (овчарки на длинном поводке) и на тех пленных, которые выходили из колонны, они бросались с яростным лаем. Впереди и позади колонны шли два танка с автоматчиками. Раненых солдат и выбившихся из сил фашисты пристреливали.
Побег к партизанам
И вот колонна пленных дошла до Пластуновской и вошла в станицу. Я твердо решил попытаться бежать. Из центра колонны передвинулся на ее край и, когда мы шли мимо одного забора, я заметил чуть приоткрытые ворота. Мигом вбежал во двор и присел за кустом сирени, отвернувшись лицом от колонны. Когда колонна пленных отошла на большое расстояние, ко мне подошел хозяин дома, какой-то дедушка, и поднял меня. Мы вошли в дом, меня накормили, обмыли, переодели. За трое суток в Первомайском парке я отощал, был грязный и вшивый.
Рано утром из станицы Пластуновской я пошел домой в станицу Старокорсунскую, где жили мои родители. В Динскую я не стал заходить, так как там были немцы. Шел
садами, осторожно передвигаясь от дерева к дереву. Вдруг увидел впереди трех вооруженных людей, которые стояли в тени деревьев и курили. Убежать мне от них не удалось. Мне связали руки и повели в какую-то бригаду. Там было много вооруженных людей. Спросили меня кто я и куда иду. Я ответил, что гостил у бабушки в Плас-
туновской, а сейчас иду домой, в Старокорсунскую. Мне не поверили. У большого тополя в тени я увидел председателя колхоза «Мировой Октябрь» Динского района Луку Макаровича Дроздова, у которого за поясом было две гранаты, а на плече висел автомат. Я очень обрадовался этой встрече, а он подозвал меня к себе. Как
оказалось, это были партизаны. Их штаб находился за Кубанью, в селе Курго. Лука Макарович Дроздов был командиром партизанского отряда. Меня накормили и дали обувь.
Я ушел с партизанами за Кубань – в леса. В отряде я был до октября 1942 года.
14 октября 1942 года командир Дроздов вызвал меня к себе в землянку и попросил исполнить его поручение. Мне было поручено вернуться в станицу Старокорсунскую и передать супруге Дроздова Мавре Дмитриевне, чтобы она хорошо спрятала сына Ивана, который тоже сбежал из плена и вернулся домой. Если Ивана фашисты найдут, то его сразу же расстреляют, так как его отец – командир партизанского отряда. Ночью партизаны переправили меня через Кубань, и я пошел домой. Сын Дроздова остался жив и здоров. Живет в городе Краснодаре, член Союза писателей.
Стал пулеметчиком
12 февраля 1943 года освободили город Краснодар. В начале марта 1943 го-
да меня призвали в Красную Армию (мне исполнилось уже 18 лет). Зачислили в Запасной полк, который стоял на кооперативном рынке. Из города пешком трое суток маршем двигались в станицу Абинскую, где приняли присягу и получили оружие. Я стал пулеметчиком.
16 мая на Новороссийском перевале во время нашей атаки меня тяжело ранило осколком в грудь. После госпиталя меня направили служить в 289-й полк НКВД, в составе которого в октябре я участвовал в охране советской делегации в пути следования на Тегеранскую конференцию.
Наступил август 1945 года. Наш полк НКВД погрузили в вагоны, и мы двинулись на Дальний Восток. Ночью, с 8 на 9 августа1945 года, в составе этого полка форсировал реку Сунгари. Мы освободили от японцев китайские города: Тундзян, Фундзян, Цзямусы, Мудадзян, Хобей. В январе 1946 года наш полк был выведен с территории Китая и расформирован. Меня направили служить в 69-й Ханкойский пограничный отряд. Там охранял государственную границу до апреля 1950 года и был демобилизован из пограничных войск.
На этом моя военная биография заканчивается. За участие в боевых действиях против фашистских захватчиков я был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За Отвагу», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией» и другими медалями.
Борис КУЛИКОВСКИЙ.
Наш ветеран
Однажды Борис Ефимович Куликовский приехал к нам, в школу № 6, по своим служебным делам. Он в тот период был ректором юридического факультета. Заглянул в кабинет истории, спросил, не хочет ли учитель истории получить еще и юридическое образование. В руках держал несколько белых листков, на одном из которых была фотография молодого солдата, а на другом напечатан какой-то текст. Он стал рассказывать о своей юности, о войне. Рассказал о том, как ему удалось бежать от фашистов, когда колонна наших пленных проходила через Пластуновскую. Рассказал и о том, что собирает документы, подтверждающие его участие в обороне Краснодара и что ему должны присвоить звание почетного жителя города. Он оставил мне на память свои фотографии, сделав ксерокопии, а его воспоминания я записал в тетрадь. Так мне стали известны воспоминания о Великой Отечественной войне Бориса Ефимовича Куликовского. Учитывая, что военная биография Бориса Ефимовича связана с нашей станицей, то его вполне можно считать ветераном станицы Пластуновской. Из газетной публикации как-то я узнал горестную весть, что Борис Ефимович погиб в автомобильной катастрофе.
А. П. ДУБОВИК.
Учитель СОШ № 6.