Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Ей форма всегда к лицу
20.03.2015 10:59
Славу Отечества храним!
20.03.2015 11:45

Под лентой цвета дыма и пламени (часть XI)

Под лентой цвета дыма и пламени (часть XI)

С небом породненные подвигом

Александр Николаевич Прокофьев-Северский, а не Алексей Маресьев, был первым в истории авиации летчиком, который, несмотря на увечье (потерю ноги), вернулся в строй и в воздушных боях во время 1-й мировой войны сбил более десятка немецких самолетов.

До Маресьева и Гастелло

Александр Прокофьев-Северский еще в 1914 году научился летать на «Фармане» в Гатчинской школе. Затем он был переведен в Севастопольскую школу, которую окончил 2 июня 1915 года. Этим же летом он начал служить в морской авиации. Когда самолет Александра возвращался после бомбардировки вражеских кораблей на родную базу, при посадке 10-фунтовая фугасная бомба, которую механик держал на коленях, взорвалась. Механик был убит, Прокофьев-Северский серьезно ранен в правую ногу, которую пришлось ампутировать. Приобретя протез, Александр Николаевич научился не только ходить на нем, скрывая свою инвалидность, но и кататься на коньках, играть в теннис, плавать и даже танцевать. Произошло это за год до рождения Алексея Маресьева, подвиг которого хорошо известен.

Велико было желание снова вернуться к штурвалу самолета. Александр подает рапорт о зачислении его на службу летчиком-истребителем. Ему отказали. Тогда он самовольно взлетел на строевом самолете и продемонстрировал свое умение летать. После посадки его арестовали и послали служить в наземные войска. Прокофьев-Северский добился личного свидания с императором Николаем II. Государь был поражен мужеством летчика, его горячим желанием служить Отчизне и позволил Александру Николаевичу летать на боевых самолетах.

Через три дня после прибытия в часть он сбил немецкий самолет, потом еще два. 10 октября 1917 года Александр Прокофьев-Северский на «Ньюпоре» сбил два самолета немцев. Всего за время боевых действий он участвовал в 57 воздушных боях и сбил 13 вражеских самолетов. Награжден орденом Святого Георгия IV степени, Георгиевским оружием и многими другими российскими наградами.

После революции Александр Николаевич – в эмиграции, в США. Здесь он стал знаменитым авиаконструктором. В 1917 году, будучи еще в России, Прокофьев-Северский предложил идею дозаправки самолетов в воздухе. В 1921 году в США получил патент на это изобретение. Он был также конструктором летательных аппаратов, в основном гидросамолетов. Александр Николаевич изобрел самолет-амфибию. И не только создавал новые самолеты, но и сам как летчик-испытатель первым садился за их штурвал и испытывал аппараты в полете. Скончался в Нью-Йорке в 1974 году.

Другой русский летчик периода Великой войны, который с протезом ноги водил боевые самолеты, был Юрий (Георгий) Владимирович Гильшер, выпускник Гатчинской школы. В апреле 1916 года он попал в авиационную катастрофу. После этого пришлось до колена ампутировать левую ногу. Юрий Владимирович проявил такую силу духа и воли, что уже в ноябре 1916 года вернулся в авиацию. Храбро сражался. Сбил шесть самолетов противника. Представлен к Георгиевскому оружию, получить которое, однако, не успел. 7 июля 1917 года он погиб в воздушном бою над Тернополем. Ему было 23 года.

Героический подвиг никогда не остается единственным. Он всегда находит свое продолжение в последующих поколениях. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, кроме Алексея Петровича Маресьева, Героя Советского Союза, прототипа литературного персонажа «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого и одноименного кинофильма, подобный подвиг совершили, по крайней мере, еще два человека.

Захар Артемьевич Сорокин, которого часто называют «кубанским Маресьевым», до войны работал на тихорецком паровозоремонтном заводе. Во время войны он, раненый летчик Северного фронта, шесть суток пробирался к своим по промерзшей тундре. Обмороженные ноги ампутировали, но Захар Артемьевич добился разрешения вернуться в строй и вновь поднялся в небо. Земляки, узнав о его подвиге, собрали деньги на строительство самолета «Тихорецкий комсомолец». На этом самолете З. А. Сорокин закончил войну, сбив 18 вражеских самолетов и получив звание Героя Советского Союза.

Морской летчик Леонид Георгиевич Белоусов, Герой Советского Союза, одессит, окончивший Борисоглебскую школу пилотов, в последний год войны без обеих ног летал на быстрокрылом истребителе ЛА-7. Одержал не одну победу над фашистскими стервятниками.

Но вернемся к летчикам Первой мировой войны. Выпускник Севастопольской школы летчиков капитан Евграф Евграфович Грузинов за 26 лет до гибели в 1941 году Николая Гастелло совершил подобный подвиг. Этот случай произошел в Восточной Пруссии. Капитан Грузинов был тяжело ранен при разведке. Решив не сдаваться, раненый летчик перевел машину в вертикальное пике и врезался во вражеские позиции. Как и Нестеров, он посмертно был награжден офицерским орденом Святого Георгия IV степени. При награждении учитывали, что воздушные разведки героя всегда приносили много ценных сведений.

Советские историки Великой Отечественной войны подсчитали, что за время с 1941 по 1945 годы летчики Советской Армии совершили 506 огненных таранов, поразив наземные цели противника, и 16 морских таранов, поразив горящим самолетом суда и другие цели на море.

Казаки за штурвалом самолета

Казаки не составляли большой прослойки среди летчиков русской авиации, но все же некоторые из них сменили поводья казачьего скакуна на штурвал самолета.

Донской казак из станицы Новочеркасской Александр Михайлович Пшиванов начал войну в казачьей коннице. Воевал лихо. Получил четыре Георгиевских креста – полный бант. Когда свергли царя, поступил в Одесскую школу летчиков. Ускоренный курс – и уже весной 1917 года Пшиванов произведен в прапорщики. Воюя на аэроплане, Александр Михайлович заслужил еще офицерский орден Святого Георгия IV степени. С 1918 года служил в Добровольческой армии под командой Корнилова, затем Деникина. После гражданской войны – эмиграция в США. Навыки летчика пригодились в фирмах Игоря Сикорского, а позже – Александра Прокофьева-Северского.

Другой донской казак – Вячеслав Григорьевич Баранов – стал первым летчиком-генералом в Войске Донском. В войну с германцами и австрийцами он, мастер воздушной разведки, был награжден Георгиевским оружием. В гражданскую войну генерала В. Г. Баранова назначили Главкомом ВВС Всевеликого Войска Донского. Затем – эмиграция в Югославии, в Париже, в Англии. Похоронен в Лондоне.

Подъесаул Войска Донского Анатолий Трофимович Захаров был летчиком-наблюдателем, Кавалером Георгиевского оружия. Во время гражданской войны – летчик Донской авиации. В эмиграции был в Югославии, в США. Умер и похоронен в Бостоне.

Станица Наурская Терского казачьего войска гордится своим земляком есаулом Федором Трофимовичем Зверевым, прославленным асом Великой войны. Сначала Федор Зверев сражался в Горско-Моздокском полку Терского казачьего войска. Но кавалериста тянуло в воздух, на аэропланы. И казак заканчивает школу пилотов в Севастополе.

В районе Браилова в ноябре 1916 года Ф. Т. Зверев сбил немецкий самолет типа «летающая крепость», огромную двухмоторную машину-бомбардировщик «Румплер». Впереди и сзади крыльев этот вражеский самолет имел кабины стрелков с пулеметами. Подойти к нему было крайне сложно. У Федора Зверева еще не было пулемета с синхронизатором, позволявшим стрелять строго по курсу самолета. Пулемет на самолете Зверева стрелял с отклонением на 23 градуса от курса, выше тянущего винта. Федор Трофимович изловчился, подлетел сзади и снизу, и его пулеметная очередь прошила мотор «Румплера». Бомбардировщик, серьезно подраненный, приземлился в расположение русских войск. В самолете Зверева насчитали 37 пробоин.

За этот подвиг герой получил офицерский орден Святого Георгия Победоносца IV степени. Всего Федор Трофимович Зверев вместе с огромным «Румплером» сбил в воздушных боях 10 немецких самолетов. В гражданскую войну Ф. Т. Зверев воевал в Добровольческой армии, в Вооруженных силах Юга России. Затем – эмиграция. Умер в 1938 году.

Потомственный уральский казак Георгий Георгиевич Горшков был начальником первого военного аэродрома в России. Это аэродром при школе летчиков в Гатчине под Петербургом. Кроме того, Георгий Георгиевич учил летному мастерству будущих пилотов. Он был летчиком-инструктором номер один в Гатчинской школе. В 1915 году Г. Г. Горшков командовал русским бомбардировщиком-гигантом «Илья Муромец-Киевский» конструкции русского инженера Игоря Сикорского. На этом самолете уральский казак совершил разведывательный полет вглубь территории противника на расстояние более 500 километров. В ходе разведки были сделаны более 50 особой важности фотоснимков расположения вражеских позиций. Г. Г. Горшков был кавалером ордена Святого Георгия Победоносца IV степени. В 1919 году был расстрелян Одесской ЧК.

Поединок

Кубанское казачество всегда гордилось своим летчиком Вячеславом Матвеевичем Ткачевым, которого мы уже вспоминали. Он первый из 269-ти русских летчиков – Георгиевских кавалеров – получил эту награду. Поэтому его имя очень широко было известно в России в годы Великой войны.

Назвать асом Вячеслава Матвеевича нельзя. Он одержал лишь одну-единственную победу летом 1916 года, когда сбил австрийский самолет. Это было еще до изобретения пулеметного синхронизатора. Ткачев так умело развернул свой самолет, что его стрелок Иван Дмитриевич Хризоскалео огнем своего пулемета поразил вражеский аэроплан. Но тем не менее Ткачев внес значительный вклад в развитие истребительной авиации воюющей России. Находясь долгое время на командных должностях в русской авиации, он обобщил опыт многих русских авиаторов-асов и создал первый в России учебник для фронтового летчика «Материалы по тактике воздушного боя».

В июне 1920 года, когда Врангель вышел из Крыма в Северное Причерноморье, белая авиация, руководимая В. М. Ткачевым, нанесла серьезный урон войскам Красной Армии. За эту победу Ткачев был награжден редкой наградой – орденом Святого Николая Чудотворца, заменившим в армии Врангеля Георгиевский крест. Во время этих боев недалеко от Мелитополя командующий авиации Вооруженных сил Юга России (белые) генерал В. М. Ткачев встретился в воздушном бою с командующим авиацией Красной Армии на Юге Петром Христофоровичем Межераупом.

Воздушное единоборство двух командующих закончилось символически, тем, чем заканчиваются многочисленные гражданские войны: ни одна из сторон не побеждает. После сорокапятиминутного противостояния белого генерала и красного командира они вышли из боя и направились на свои базы. Не смогли одержать победу ни георгиевский кавалер, ни кавалер ордена Красного Знамени. П. Х. Межерауп погиб в авиационной катастрофе в 1931 году.

В. М. Ткачев долгие годы был в эмиграции. После Великой Отечественной войны нашел в себе силы вернуться на Родину, хотя и стоило ему это несколькими годами сталинских лагерей.

Он похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище. Недалеко от него, на том же кладбище, на соседнем участке, похоронен мой отец, тоже военный летчик. Мне поэтому часто приходится бывать рядом с захоронением прославленного кубанского героя. На могиле первого георгиевского кавалера российской авиации пропеллер самолета – символ победы над воздушным пространством.

Юрий БОДЯЕВ.

Станица Динская.



Уникальное историческое видео воздушных сражений над Кубанью

http://www.livekuban.ru/news/obshchestvo/unikalnoe-istoricheskoe-video-vozdushnykh-srazheniy-nad-kubanyu/