Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Стать защитником Отечества
20.03.2015 11:49
Пять причин оформить подписку на газету “Трибуна”
23.03.2015 08:44

Сталинград не сдавать!

Сталинград не сдавать!

Мы продолжаем публиковать странички «Книги Памяти станицы Пластуновской». Сегодня – воспоминания ветеранов, супругов Дельфиновых. Виктор Борисович – учитель СОШ № 5, участник Великой Отечественной войны, а Нина Ивановна – его коллега, труженица тыла. К сожалению, их нет уже в живых.

Город горел днем и ночью

Родился в 1921-м году в станице Смоленской Северского района. В возрасте одного года прибыл с матерью в станицу Пластуновскую, где все время и проживал. В 1940-м был призван на действительную службу в ряды Красной Армии. В мае 1941-го окончил Буйнакское военно-пехотное училище СКВО. И тут грянула война.

Меня сразу же в июне направили в качестве командира стрелкового взвода на Юго-Западный фронт. Здесь я стал командиром отдельной зенитно-пулеметной роты № 732, а с 1943 года по 9 мая 1945 года – командиром отдельного пулеметного батальона.

Участвовал в Сталинградской битве. Задание зенитно-пулеметной роте было одно – держать небо чистым, не пропускать ни одного фашистского самолета. Бои были очень жаркие. Сбивали немецкие самолеты, и они горящими падали в Волгу. Бойцов роты представляли к наградам, но они их не получили, так как погибли. От роты осталось всего 11 человек, и нам был дан приказ перейти в другую часть города для пополнения.

Сталинград от шквального огня с обеих сторон (и немцев, и наших) горел днем и ночью. Тогда я приказал бойцам достать любой ценой воду, смочить ею одежду, плащ-палатки, и только так нам удалось перейти в другую часть города для пополнения и продолжения боевых действий.

В ходе упорных боев в Сталинграде наши бойцы не всегда могли получить пищу или воду для питья. Бывало, что почти неделю (и не одну) у бойцов был один рацион: отруби, заправленные водой. От этого у некоторых начиналась цинга, выпадали зубы. Я это рассказываю молодежи для того, чтобы они имели хотя бы небольшое представление о том, в каких условиях нам приходилось воевать. Мы ведь прекрасно понимали, что это издержки войны, что мы живы еще, и слава Богу. По месяцу не удавалось помыться, переодеться. Порой и вши надоедали нам, но нельзя было позволить себе расслабиться хотя бы на миг. «Сталинград не сдавать!» И мы, бойцы зенитно-пулеметной роты, делали все возможное и невозможное, чтобы выполнить этот приказ.

После пополнения роты, понесшей огромные потери, новыми бойцами был сформирован отдельный зенитно-пулеметный батальон, командиром которого назначили меня. И вновь сражение за Сталинград! Но ситуация изменилась. После контрнаступления наших войск под Сталинградом фашисты попали в мышеловку, были окружены нашими войсками. Немецкие самолеты теперь не так яростно бомбили город, а 2 февраля 1943 года немецкие войска капитулировали под Сталинградом. В плен попало огромное количество немецких солдат и офицеров во главе с фельдмаршалом Паулюсом.

Виктор ДЕЛЬФИНОВ.



Все для фронта

Перед войной в 1940-м году я училась в шестом классе средней школы. Школа была большая – 600 учащихся. На всю жизнь мне запомнилось, что на переменах в школьном дворе и коридорах дети всех классов пели русские хоровые песни. Звучали «Катюша», «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», «По долинам и по взгорьям», «Три танкиста».

В школе были сильные пионерская и комсомольская организации. Они проводили военные и спортивные игры, шествия с факелами. Такого веселья и такой интересной жизни больше не встречала ни в одной школе.

Но вот грянула война. Почти всех учителей-мужчин забрали на фронт, а комсомольцы ушли добровольцами, и многие сразу погибли. Немцы, вооруженные до зубов, захватывали город за городом. Наша большая, шумная и красивая школа осиротела сразу. Мы, подростки, ежедневно слушали по радио сводки Совинформбюро – голос Левитана. Было пусто в классах, тихо в коридорах, учителей не хватало.

В сентябре я пошла в 7-й класс, но такая тоска охватила меня от перемены жизни в школе, что через месяц бросила учебу. Нac, трех девочек 14 лет и одного мальчика, пригласили работать в артель имени Н. К. Крупской. Артель была создана в районе станицы Староминской, руководил ею товарищ Задирака. У него была бронь, его не брали в армию, видимо, потому, что артель выполняла важное задание для фронта. В нашей станице располагался филиал этой артели: большой старый дом с огородом 0,5 гектара земли. Здесь работали наши родители, вернее, матери и несколько стариков. Нам привозили большие тюки кенафа, который мы должны распушить, а наши матери и мужчины во дворе на каких-то деревянных станках вили веревки-канаты очень толстые и длинные. Работали с утра и до позднего вечера. Почти ежедневно наши веревки отправляли в Староминскую артель, а оттуда прямо на фронт. Нам говорили, что эти канаты нужны для артиллерии, чтобы тащить пушки.

Зимой нам привозили белую шерсть. Женщины пряли ее и вместе с нами вязали носки и перчатки с тремя напальниками. Связанные вещи посылками быстро отправляли в центр, а оттуда прямо на фронт, для бойцов. Вязать я сначала совсем не умела, но научилась. Днем мы, подростки, работали в артели, а ночью – дома при маленьких каптелках из растительного масла и ватного фитиля вязали носки. Тогда мы о себе не думали: ни песен, ни игр для нас не существовало. Мы все жили одним лозунгом страны: «Все для фронта, все для Победы!» Нам ничего не платили, мы вроде бы помогали своим родителям. Но все же старшие нам кое-что давали в награду за труд. Я получила два платья. Это была для меня большая радость, так как тогда негде было что-либо купить, да и не за что.

В артели работа кипела до лета 1942 года. А когда фронт приблизился к городу Таганрогу, потом к Ростову, нашего руководителя артели Задираку взяли на фронт, где он сразу погиб. Артель распалась и уже больше не восстановилась. Меня как комсомолку мобилизовали в помощь фронту рыть окопы. Наша комсомольская группа под станицей Кисляковской целую неделю рыла окопы, но они не понадобились, так как немцы прорвали наш фронт в районе станицы Кущевской и двинулись на Кавказ и Сталинград. Началась оккупация с августа 1942 по февраль 1943 года. Я пряталась, так как состояла в «черном списке» коменданта, и меня должны были отправить в Германию. Не успели. Наше счастье в том, что под Сталинградом немцы попали в мышеловку, Мы узнали это по слухам (тогда и такое радио было), поэтому с отправкой молодежи в Германию немцы не торопились.

8 февраля 1943 года у нас в станице была большая радость: нас освободили от оккупантов. В честь этого события во Дворце культуры состоялся митинг.

Нина ДЕЛЬФИНОВА.

Материалы к публикации подготовил А. П. ДУБОВИК, учитель СОШ № 6.



«Кубанский Сталинград»: уникальная хроника Обороны Туапсе

http://www.livekuban.ru/news/obshchestvo/oborona-tuapse-istoricheskie-foto-vremen-velikoy-otechestvennoy-/