Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
В образе Наташи Ростовой
13.11.2015 14:49
Хор Вербицкого
16.11.2015 17:26

Семья Ульяновых. Возвращение из небытия

Семья Ульяновых. Возвращение из небытия

Очередную встречу «От всей души» провела писательница-краевед Н. Ф. Быковских. Мероприятие состоялось в Центре внешкольной работы станицы Динской под девизом-названием «Чтобы жили МЫ!»

На этот раз героями многолетних исторических исследований Нины Фирсовны стала семья динчан Ульяновых.

Подвиг матери

На фотографии предвоенного времени – семья Ульяновых. За спиной сидящих родителей Тимофея Степановича (1897-1944) и Екатерины Архиповны (1898-1981) стоят братья (слева направо): талантливый химик Михаил (1917-1996), военный врач-невропатолог Иван (1920-1981), Николай (1923-1944), мечтавший о поприще медика, но волею судьбы в свои неполные 19 лет ставший офицером, и, конечно, всеобщий любимец Василий (1925-1982).

Всем мужчинам этой семьи выпало стать фронтовиками. Представьте, пятеро – из одной в одночасье опустевшей кубанской хаты! Не для такой, а для другой, счастливой доли в середине тридцатых они переехали на юг с малой родины, из села Коровино Тамбовской области. Судьбоносные коррективы в биографию внесла Великая Отечественная война.

Говоря об этом, Н. Ф. Быковских вспоминает памятник матери, провожающей пятерых сыновей, которые с фронта домой не вернутся. Он поставлен в Беларуси, в городе Жодино. Героиня скульптурной композиции – Анастасия Фоминична Куприянова. Младший из ее детей станет героем Советского Союза, бросившись на амбразуру вражеского дзота.

На Кубани тоже немало подобных историй. Например, в Тимашевске установлен памятник Епистинии Федоровне Степановой, девять сыновей которой воевали с захватчиками. Примерно так было в каждой семье, и вряд ли в те годы это считалось подвигом, скорее – долгом чести и совести.

Вдовой Екатерина Архиповна Ульянова стала в 45 лет. Прожила она 82 года, насыщенных надеждами, полных лишений, из которых только четверть века Господь отвел ей побыть замужней женой, но до конца своих дней она оставалась верной, заботливой, любящей и любимой матерью.

Четыре брата

Михаил Тимофеевич – самый старший, после возвращения с фронта в звании капитана был репрессирован, как многие из граждан страны Советов, строившей коммунизм. По этапу, претерпевая по дороге издевательства и унижения, он попал в Норильск, где лагерное руководство обратило внимание на его познания в химии и определило на один из обогатительных комбинатов заведовать лабораторией. Уже пенсионером он возвратился в станицу Динскую и пошел работать на консервный завод. Среди возвращенных ему при реабилитации наград есть орден Красной Звезды.

Иван Тимофеевич – полковник медицинской службы, кавалер боевых наград, в том числе ордена Красной Звезды, проработал до самой пенсии в военном госпитале в Феодосии.

Николай Тимофеевич погиб при освобождении Белоруссии.

Все братья, кроме Михаила, учились в школе № 4, которую Василий Тимофеевич окончил с отличием буквально за полтора месяца до начала оккупации фашистами Динского района.

Фронтовой путь

Можно представить страшную зиму 1942-1943 годов, когда Василий один остался с матерью. Оккупанты не жаловали тех, чьи родственники воевали против гитлеровцев.

После освобождения Динского района в ряды Красной Армии он был призван в мае 1943 года, направлен в 1-е Орджоникидзевское военно-пехотное училище, после ускоренного окончания которого в его 18 лет назначен командиром пулеметного взвода 341-го стрелкового полка на 2-м Прибалтийском фронте. Самым значимым событием на этом участке была Ленинградско-Новгородская операция с целью разгрома немецкой группы армий «Север», снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области. В те морозные дни солдатам было жарко. О масштабе действий говорит то, что в военной операции участвовали солдаты Ленинградского и Волховского фронтов, моряки Балтийского флота и летчики авиации дальнего действия.

Закончил войну Василий Ульянов гвардии лейтенантом, командиром взвода 119-й гвардейской стрелковой Режицкой Краснознаменной дивизии 6-й гвардейской армии, прославившейся ликвидацией Курляндской группировки противника, освобождением Прибалтики и взятием Риги.

Глядя на карту России, кажется, что Ульяновы были друг от друга относительно недалеко, но встретиться на трудных дорогах войны им было невозможно. На подступах к Латышской границе Василию пришли известия о смерти брата и отца, и он ожесточенно мстил за них врагу, был ранен и за боевые отличия награжден орденом Отечественной войны II степени.

Потеря родных

В январе 1944-го года 19-летний офицер Василий Ульянов сначала узнал о гибели брата Николая, с которым держал связь солдатскими треугольничками, и даже писал отцу, что «давно что-то нет писем от Николая», а спустя полтора месяца был огорчен известием, что на алтарь Победы в Псковской области сложил голову и отец.

В первой пришедшей матери похоронке значилось, что Николай погиб 17 января 1944 года будто бы в Томской области, в селе Кротово. Армейский писарь торопился, в те дни было много погибших, поэтому он написал неразборчиво, чем на многие десятилетия ввел семью Ульяновых в заблуждение. Не Томская это была область, а Гомельская, в которой ежедневно всю зиму 1943-1944 годов шли кровопролитные бои с фашистами. Деревня Кротов (без окончания на «о»!) западнее Гомеля, чуть севернее райцентра Калинковичи, который был освобожден 14 января 1944 года.

– На поиски могилы Николая Ульянова ушло более десяти лет, – делится на встрече Нина Фирсовна. – Незнакомые ранее мне люди из Беларуси проблемы разрешили в полном объеме. Сегодня, может, не назову всех, кто помог мне в работе. Надеюсь, не будет обиды. Поверьте, за короткое время невозможно объять необъятное, как нельзя за час-полтора пересказать содержание всей книги почти в 300 страниц.

Вторая похоронка утверждала, что 46-летний глава семьи Ульяновых, Тимофей Степанович, погиб 2 марта 1944 года. Похоронен «в мог. 789 от зап. края мог. 14 во 2 ряду, д. Мельница Пустошинского района Калининской обл.». По уточняющей информации ЦАМО, первое его захоронение – 300 метров западнее от этой деревни.

Сегодня Пустошкинский район – это не Калининская (сегодня Тверская), а Псковская область. Останки многих погибших под Мельницей бойцов после войны в 1957 году были перенесены в Братскую могилу на несколько километров южнее – в деревню Алушково.

Схватки партизанских отрядов и действующей армии с фашистами там были ожесточенными. В одном только этом районе Псковщины более десятка братских могил. В списке Алушковского захоронения свыше двух с половиной тысяч установленных имен, и в нем значится ефрейтор Т. С. Ульянов.

Хирург Ульянов

Уволен в запас Василий Тимофеевич в 1946 году. Вернувшись к мирной жизни, продолжил дело отца и старших братьев, окончил Кубанский мединститут. Свидетели его отношения к профессии медика по праву назвали его «основателем хирургического дела» Динского района, вспоминая годы и непростую обстановку, в которой после войны приходилось ему работать. В людской памяти он навсегда остался достойным благодарности и уважения профессионалом, который спас сотни жизней и тысячам пациентов возвратил здоровье.

– Таких хирургов, как Василий Тимофеевич, по всей стране можно по пальцам пересчитать, – подчеркнул в воспоминаниях о коллеге приехавший из Анапы Петр Лукич Денисенко, а ребята из станицы Пластуновской, сегодняшние студенты Кубанского государственного медицинского университета, сообщили, что имя динского хирурга будет навеки вписано в Книгу памяти этого вуза для назидания будущим врачам, как пример ответственного отношения к избранному поприщу.

Чтобы жили МЫ!

Подобных встреч из серии «Возвращение из небытия» Нина Фирсовна Быковских провела уже более полусотни. Собранных ею за годы исследований материалов хватило на издание нескольких книг и достаточно для предстоящих. В этот вечер автор возвратилась к вышедшему в 2013 году тому «Убит подо Ржевом».

Отпечатанные на принтере, вложенные в папки с файлами страницы книги с сотнями имен она передала на вечное хранение представителям станичных и хуторских казачьих обществ Динского района, обращая внимание атаманов на тех разысканных ею людей, кто был казачьего рода, чтобы потомки помнили, чтили, гордились…

На встречу прибыли краеведы и участники поисковых отрядов Динского и других районов Краснодарского края. Перед собравшимися выступили воспитанники Центра внешкольной работы: солисты Вероника Скиба, Анастасия Зимонина, Анастасия Кравченко, ансамбль народных инструментов «Наигрыш», образцовый хореографический ансамбль «Росинка» и «непотопляемый», как назвала его Нина Фирсовна, духовой оркестр.

Из уст участников Динского военно-исторического общества «Красноармеец» прозвучали слова благодарности всем, кто на фронтах ковал Великую Победу. «Красноармейцы» в обмундировании образца Великой Отечественной войны рассказали, что накануне они возложили букеты к могилам Ульяновых, похороненных в Динской. На плиту в Беларуси, в Гомельской области, где высечена фамилия Николая Тимофеевича, по просьбе динских краеведов также были возложены цветы. Перед этим землю из Динского района доставили на место захоронения отца семейства, Тимофея Степановича, в деревню Алушково на Псковщине.

Владимир РАЗУМОВСКИЙ.