Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Слово о настоящей дружбе
12.01.2017 10:54
На Кубани стартовал региональный чемпионат «Молодые профессионалы»
17.01.2017 16:23

Как «новотитаровский Штирлиц» с Лиозновой встретился

Как «новотитаровский Штирлиц» с Лиозновой встретился

Ушедший год, как известно, у нас в стране был объявлен Годом кино. И под занавес прощания с ним в редакции «Трибуны» произошла интересная встреча и беседа с известным динским краеведом Борисом Константиновичем Козаченко, заслуженным работником культуры Кубани. Оказывается, наш земляк был лично знаком с женщиной-легендой советского кинематографа, которую на съемочной площадке слушались Штирлиц, Мюллер и даже Борман.

– Борис Константинович, как же произошло Ваше знакомство с Татьяной Лиозновой – кинорежиссером знаменитых «Семнадцати мгновений весны»?

– Все дело в том, что мой младший брат Бронислав после продолжительной командировки в Берлин пригласил меня в Москву в декабре 1979 года. И я поехал, отпросившись на неделю. Его жена Людмила, чудесная, очаровательная женщина, на второй день решила познакомить меня со своими папой и мамой. Василий Петрович Колошенко, отец Людмилы, оказался знаменитым полярным летчиком, а авиация для меня – юношеская мечта, и через полчаса общения мы были так близки и знакомы, как будто половину жизни служили в одной части. Василий Петрович испытывал вертолеты в Арктике и Индии, Пакистане и Австралии. Он дал путевку в жизнь самому большому в мире вертолету В-12, или МИ-12, грузоподъемность которого 50 тонн! Герой Советского Союза. Настоящий Герой!

Именно в Арктике на съемках фильма «Красная палатка» и произошло знакомство с Татьяной Лиозновой, его будущей женой и мамой Людмилы.

– Какое впечатление она на Вас произвела?

– Татьяна Михайловна была женщиной очень волевой, но с ранимой душой. Все знают ее как гениального кинорежиссера «Семнадцати мгновений весны», но вся суть ее характера в другом фильме, созданном ею же, – «Карнавал». Татьяна не скрывала, что этот фильм и образ Ирины Муравьевой «о надеждах ее молодости». А знаменитая комедия Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся», клеймящая советскую бюрократию, чем не гражданская позиция Татьяны? Она была очень большим патриотом России и поэтому не приняла то, что принесла нам перестройка. В 90-е искренне плакала, когда узнала, что наша армия получает всего один новый самолет в год. Да и последняя ее кинокартина «Конец света с последующим симпозиумом» явно пришлась не ко двору тогдашним нашим правителям, бросившимся в объятия Запада.

А фильм про Штирлица – это, конечно, классика. После его выхода на экраны Татьяна Михайловна получила целых 12 мешков писем от благодарных зрителей. В «Семнадцати мгновениях весны» она выступила еще и смелым экспериментатором, создав шестиминутную встречу-молчание в кафе Штирлица с женой… Когда говорили только глаза актеров. Идею встречи ей подсказал сам Вячеслав Тихонов, в свою очередь услышав реальный рассказ советского разведчика. Кстати, Татьяна Лиознова где-то и ваша коллега. Ведь ее творческий путь начинался в «Литературной газете», редактировал которую сам Константин Симонов.

– Но что-то мы отвлеклись от Вашей поездки в Москву…

– А все было так. Татьяна Михайловна не вошла, а ворвалась в прихожую, энергично сбросила пальто и, крепко пожав мне руку, безапелляционно заявила:

– Говорите, директор школы? А гуляете по Москве в декабре?

– Мама, во-первых, мы Бориса к себе пригласили, а во-вторых, он пять лет отпуск не видел, новые школы строит, а летом старые ремонтирует вместе с комсомольским рабочим отрядом школьников, сокращенно получается «КРОШЕМ», – вступилась за меня Людмила.

– Сколько же у него школ?

– Школа одна, да зданий в ней семь, – пояснила Людмила матери. – А еще завтра Борис едет в Подольск в военный архив. Во время войны в школе был госпиталь, надо найти фамилии умерших от ран бойцов. Мемориал ребята сооружают, и на нем напишут имена погибших.

– Выходит, наш родственник еще и красный следопыт! – наконец-то улыбнулась Татьяна.

– И не только. У Бориса в школе еще и второе имя – Штирлиц!

И я объяснял кинорежиссеру, что по профессии учитель физики, а в 9-ом классе проходили тему «Средняя и мгновенная скорость». И надо же, как совпало, что кинофильм «Семнадцать мгновений весны» пришелся на эту тему. И такие замечательные слова песни о «мгновениях, спрессованных в века» и «свисте, как пули у виска» заставили учеников выучить и песню, и понятие «физическое мгновение скорости». Услышав это, Татьяна Михайловна долго смеялась…

– Борис Константинович, сегодня мы возвращаемся к тому главному, что чуть было не потеряли в «лихие 90-е». Мы гордимся нашим прошлым и настоящим. Школы района считают высокой честью носить имена великих полководцев Александра Суворова и Георгия Жукова, героя России Андрея Туркина…

– И это правильно. Так и должно быть. Каждое название и школ, и улиц наших станиц должно быть связано с историей Динского района. Поэтому очень порадовался, когда узнал, что недавно Динской СОШ № 4 присвоили имя Георгия Жукова, легендарного маршала Победы, и готов рассказать, как его имя связано с Кубанью и Динским районом, но уже в следующей нашей беседе.

– Спасибо Вам за сегодняшний интересный рассказ! До новых встреч на страницах нашей народной газеты!

Виталий УШКОВ.