Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Клубничка для Якубовича
29.05.2017 09:21
«И племзавод будет жить, и крышу Дома культуры отремонтируем!»
02.06.2017 08:22

Всего себя раздавал людям!

Всего себя раздавал людям!

В юбилейный для Краснодарского края год, в рамках краевого проекта «Имя Кубани», народная газета «Трибуна» продолжает публикации о людях, которым присвоено звание «Имя Динского района» в различных номинациях.

Сегодня в номинации «Духовное имя Динского района» речь пойдет об Олеге Михайловиче Малахове. Его уже нет с нами, но память об этом человеке, подарившем станице Динской храм, живет в сердцах многих прихожан.

С Урала – на Кубань

Олег Михайлович Малахов родился 2 апреля 1942 года в Красноярском крае. Его дедушка – отец Иоанн – был священником в Свердловской области.

С 1 сентября 1968 года Олег начинает учиться в Московской духовной семинарии. Здесь же, в стенах семинарии, он познакомился со своей будущей женой – матушкой Натальей. Морозным февральским вечером в одном из храмов Троице-Сергиевой Лавры закончилась служба. Наталья, спускаясь по ступеням храма, услышала позади шаги и восторженный голос молодого семинариста, восхищавшегося большой красивой луной.

На венчание семинаристу Олегу разрешили взять из музея Троице-Сергиевой Лавры иконы Спасителя и Божией Матери, «Казанскую». Таинство состоялось на родине невесты – в Кривом Роге.

В 1972 году, после окончания Московской духовной семинарии, Олег Михайлович был рукоположен в сан иерея и назначен штатным священником Свято-Казанского собора в город Нижний Тагил. Спустя два года батюшка был переведен в Свято-Екатерининский храм города Алапаевска. Через год отца Олега приняли в клир Ставропольской епархии, где он трудился шесть лет. Из них три года он прослужил в Грозном, там, где обычно ставропольские священники не задерживались больше одного-двух месяцев. С 1 ноября 1982 года назначен на должность настоятеля Свято-Троицкого молитвенного дома станицы Динской.

Из уст в уста, от отца к сыну…

За время служения батюшки в станице Динской свершилось большое событие для верующих: был построен храм в честь Святой Троицы. Сколько надо было терпения и сил, чтобы возвести храм в советское время!

Ученик средней школы № 4 станицы Динской Иван Лапко пять лет назад, к 20-летию храма, провел поисково-исследовательскую работу. Он встречался с людьми и записывал их воспоминания, изучал документы в архивах, побывал в районном историко-краеведческом музее, просмотрел подшивки православных газет, документальный фильм телекомпании «Звезда Кубани» из цикла «Святыни Кубани» и… написал реферат. В нем говорится: «На встрече с историком-краеведом и заслуженным учителем Российской Федерации Юрием Михайловичем Бодяевым, который много лет изучает историю Динского района, я узнал, что по воспоминаниям старожилов нашей станицы, которые передавались из уст в уста, от отца к сыну, известно только, что в центре станицы, где сейчас располагается парк, находилась Стефановская церковь. Сведений о ее внешнем облике, размерах, священнослужителях не сохранилось. В парке на месте Стефановской церкви в разные времена были: круглый фонтан, круглый цветник, поклонный крест. Сейчас это место вымощено тротуарной плиткой в форме кругов. В своем рассказе Юрий Михайлович упомянул, что в Динской не было своего храма три десятка лет, и его заменял большой деревянный крест – «камилычка» – с иконой и церковной кружкой для пожертвований. Казак, хорошо знавший молитвы, мог при надобности заменить священника. Данные сведения Юрий Михайлович почерпнул в Государственном архиве Краснодарского края, когда изучал историю Динской».

Рядом со Стефановской церковью в 1894 году построили Свято-Троицкую церковь. Новый храм был намного больше старой церквушки и имел придел, которому в память о первой станичной церкви дали имя первомученика Стефана. Свято-Троицкий храм был деревянный, с серебристыми куполами, с цоколем 1,5- 2 м, в рост человека. Колокольня была построена отдельно от храма. Церковь находилась там, где до недавнего времени был памятник Ленину, а также аттракцион «Автодром». Кладбище священнослужителей было на месте бывшей танцплощадки. После войны места захоронения сравняли. Церковная территория была огорожена кованой чугунной оградой, высотой 120-150 см. Церковно-приходская школа располагалась в одноэтажном кирпичном здании напротив парка. В разные времена в этом здании были школа № 4, дом пионеров, нотариус.

В 30-40-е годы прошлого века в Динской, как и по всей Кубани, отделяли церковь от государства. Свято-Троицкий храм приспособили под складские помещения и свозили туда зерно. Потом волевым решением властей его разрушили, а из строений оставили лишь дом, где сейчас размещается администрация парка, в котором когда-то в одной половине жил звонарь с семьей, а в другой, более просторной, проводились репетиции церковного хора. Кроме этого, здесь же принимали и приезжающих помолиться в Свято-Троицком храме. Людей бесплатно кормили и предоставляли ночлег. Когда храм был разрушен, кованый с остроконечными пиками металлический забор еще долго, до середины пятидесятых годов, окаймлял территорию. Ни одной фотографии Свято-Троицкого храма не сохранилось.

Затем началась Великая Отечественная война, и только в 1943 году, сразу после освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, верующим станицы Динской было предоставлено помещение под молитвенный дом…

…Когда протоиерей Олег Малахов добился разрешения на реставрацию молитвенного дома, он потихоньку начал строить вокруг него храм. Матушка Наталья очень хорошо помнит, как приезжал уполномоченный по делам религии из края и возмущался, что вместо реставрации идет строительство нового храма. Официальное разрешение на строительство было получено в июне 1988 года, о чем свидетельствует строительный паспорт, который хранится в архиве Свято-Троицкого храма. В акте выбора земельного участка под строительство записано: «В связи с тем, что существующее здание молитвенного дома ветхое, не имеет фундамента и требует капитального ремонта, возникла необходимость в строительстве нового молитвенного дома. Строительство молитвенного дома будет осуществляться на существующей территории Свято-Троицкого молитвенного дома, со сносом старого здания».

Кто знает, как обернулась бы судьба верующих станицы Динской, если бы не самоотверженный труд отца Олега. Он строил храм вопреки всему почти десять лет! Освятил его Владыка Исидор 26 июля 1992 года. В этом году храму исполнится четверть века.

А оставалась доброта…

…В 1992 году отец Олег переезжает в Краснодар служить в Свято-Ильинском храме, затем недолго служит в Свято-Троицком соборе. И уже через год – в 1993 году – он перемещен на должность штатного священника Свято-Георгиевского храма, где и работал до конца своих дней.

С декабря 1992 года по февраль 1995 года настоятелем Свято-Троицкого храма станицы Динской был иерей Александр Мерцев, с февраля по июль 1995 года – иерей Петр Коваль, с октября 1995 года по январь 2002 года – иерей Василий Максимец, а 1 февраля 2002 года правящий митрополит Исидор назначил настоятелем Свято-Троицкого храма станицы Динской иерея Иоанна Лапко. Все священнослужители продолжали дело, начатое отцом Олегом, и, как могли, благоустраивали храм.

«Доброта… Отеческая доброта», – так говорят самые разные люди, вспоминая, каким был батюшка Олег.

Как-то матушка Наталья рассказала притчу преподобного Амфилохия Почаевского, который был ее духовным отцом: «Один человек шел рядом с лошадью, которая везла груженую телегу. Когда они приблизились к горке, лошадь остановилась. Она отказывалась тянуть телегу в гору, несмотря на все уговоры человека. Случайный прохожий посмеялся просьбам мужика и посоветовал подбодрить лошадь плеткой. А человек тот удивился: «Плеткой? Как можно бить лошадь плеткой? Ведь ей и так тяжело!»

Вот таким человеком, жалевшим все живое, и был муж матушки Натальи. И преподобный старец в иносказательной форме говорил ей об этом.

В станице Динской, где супруги служили вместе (отец Олег в алтаре, матушка Наталья – на клиросе), батюшка всего себя отдавал прихожанам, а домой приходил сильно уставшим. «Всего себя раздавал людям, а нам уже, что осталось», – говорила жена. А оставалась доброта… Таким же добрым, как с прихожанами, отец Олег был с домашними. «С ним, – вспоминает матушка, – нельзя было даже поругаться, он все переводил в шутку».

Когда построили и освятили храм Александра Невского, там почти не было икон. И тогда матушка Наталья и отец Олег подарили храму Казанскую икону Божией Матери – венчальную.

Успел попрощаться со всеми

А потом батюшка заболел. Его увезли в больницу, а в Свято-Георгиевском храме на каждом богослужении молились о его выздоровлении.

Врачи делали все возможное, и вскоре состояние больного улучшилось. Через время нужно было повторить курс лечения. Но… не успели. Помешала другая болезнь. Отец Олег вновь справился с недугом и продолжил служить в храме. Как радовались прихожане, придя за благословением к батюшке, которого давно не видели! И вдруг вернулась недолеченная болезнь. Опять больница, врачи, лекарства… А лекарства, как говорят, одно лечат, другое калечат. Глюкоза, которую медики вводили батюшке для поддержания организма, вызвала обострение сахарного диабета.

В среду батюшка причастился, а в воскресенье умер в больнице. Так получилось, что отец Олег успел попрощаться со всеми, кого знал. Приезжало к нему и духовенство из Свято-Троицкого храма станицы Динской. Одна из прихожанок даже посвятила батюшке стихотворение.

Об усопшем отце Олеге как о добром пастыре до сих пор помнят и возносят молитвы священнослужители и прихожане. Благочинный протоиерей Иоанн Лапко все годы своего служения в храме Святой Троицы станицы Динской поддерживает матушку Наталью, вдову покойного…

Время не стоит на месте. Сегодня в России и на Кубани возрождается православие. Создаются воскресные и богословские школы, организуются православные приюты, кадетские корпуса, в почете благотворительность. Строятся новые храмы, куда каждый верующий может прийти, чтобы найти утешение и покой среди невзгод и мирской суеты.

«У каждого христианина есть храм. И в трудную минуту, когда угасает вера, а в душе остаются одни разбитые надежды, мы идем в свой храм. Храм, где душа, исполненная благодати и Святого Духа, через смирение и покаяние, в горячей молитве к Богу, вновь обретает духовную силу, гармонию и покой, милосердие и сострадание, терпение и снисходительность к ближнему. И как бы исподволь, незаметно, в этом храме и душе зажигается огонек веры, будущих надежд, пробуждаются чувства благоговения и любви». Н. М. Марков.

 Материал подготовила Светлана БОНДАРЕВА. Фото из архива Свято-Троицкого храма.