Затрагивая такие деликатные темы, как отношения с ребенком и воспитание, нельзя всякий раз раздавать указания, а тем более – использовать методы насильственного физического или психологического воздействия.
Прежде всего, задумаемся о том, как в любой ситуации оставаться человеком. Как сделать неудачи рычагами самоуправления. Как, если понимание не найдено или потеряно, суметь его отыскать.
Ребенок в материнской утробе от многих напастей защищен природой, ведь с момента зачатия он воспринимает мир сначала через мать, а затем уже сам… И потому те черты характера или особенности поведения, которые мы так настойчиво хотели бы изменить, появились либо от нас «в наследство», либо не без нашего участия.
В той или иной конфликтной ситуации построение диалога должно происходить в системе «здесь и сейчас». Постарайтесь говорить о конкретном, объясняя, почему стоило бы поступить иначе именно в этом случае, или по какой причине другое (ваше) мнение было бы более выгодным.
Недопустимо использовать какие бы ни было обобщения, вроде: «ты вечно…», «я тебе сто раз…» Любые ярлыки, тем более оскорбления, ведут к снижению самооценки, и это трудно забыть или загладить потом, когда ситуация перестанет быть острой. Таким образом, умение сделать паузу, когда возникает желание использовать давление или насильственные рычаги, очень важно. Лучше остановиться и вернуться к разговору чуть позже, быть может, он построится уже иначе. Какими бы масштабными и глобальными проектами воспитания мы ни озадачивались, нужно стараться не выпускать из рук ту невидимую, но бесконечно важную нить понимания и связи, которая существует между родителями и детьми. Если же нить потеряна, то ребенок обязательно станет искать какого-то утешения, отвлечения, понимания на стороне. Ну, а кто ищет, тот, как известно, всегда найдет…
Только внимательное соотнесение своих требований с миром ребенка позволят пройти по тропинке взросления вместе. Помогают и наблюдение за своим ребенком и другими детьми, и детские игры, в которые можно играть и взрослым, и умение поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами. И взаимопонимания, быть может, станет больше.
К. Н. ЕФИМОВА.
Педагог-психолог отделения
профилактики семейного
неблагополучия.
Читайте другие материалы рубрики: Общество