Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Талонная система вернулась…
06.12.2012 16:14
Сообщайте о заболеваниях птиц!
06.12.2012 16:36

И вновь о коэффициенте К-2

И вновь о коэффициенте К-2

На 36-й сессии Совета было принято решение о повышении с 1 января 2013 года значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2, используемого при расчете ЕНВД.

Это вызвало много вопросов среди предпринимателей района, использующих данный специальный режим налогообложения. Ответить на некоторые из них мы попросили Т. Б. Гладкову, начальника финансового управления администрации муниципального образования Динской район.

– Татьяна Борисовна, что это за коэффициент К2, и чем вызвана необходимость его изменений с 2013 года?

– Начнем с того, что К2 – это используемый при расчете ЕНВД корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и т.д.

Согласно пункту 7 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов на период не менее чем календарный год.

Действующие сегодня на территории муниципального образования Динской район значения коэффициента К2 были установлены решением Совета муниципального образования Динской район от 28 ноября 2007 года № 544-35/1 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Динской район от 10.11.2005 г. № 155-11/1 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в муниципальном образовании Динской район». Изменения в данное решение вносились, но они не затрагивали значения коэффициентов.

Учитывая неоднократные обращения предпринимателей района в 2009 году, связанные с нестабильной ситуацией в экономике в целом в стране и в частности на территории нашего района, последствиями мирового финансово-экономического кризиса, с целью поддержки развития малого и среднего предпринимательства в районе, администрацией не пересматривались значения действующих коэффициентов К2 в течение пяти лет, несмотря на ежегодный рост индекса-дефлятора потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации.

В отличие от бюджетов поселений, районный бюджет не имеет местных налогов и формируется исключительно за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов. К полномочиям муниципального района относится лишь установление корректирующего коэффициента базовой доходности К2, используемого при расчете ЕНВД. Нельзя отрицать, что размеры значений этого коэффициента влияют на наполняемость нашего бюджета, тем более что район испытывает существенный дефицит финансовых ресурсов для решения многочисленных вопросов, возложенных на местное самоуправление законодательством. В 2011 году при формировании проекта бюджета на 2012 год мы предполагали пересмотреть К2, однако на тот момент Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении был принят проект федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», который предусматривал поэтапную отмену единого налога на вмененный доход с 2012 года. Так, предполагалось с 1.01.2012 по 31.12.2012 применение системы налогообложения ЕНВД разрешить только налогоплательщикам в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли и в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляющим деятельность через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2 со среднесписочной численностью работников, не превышающей 50 человек. С 1 января 2013 года предлагалась отмена системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении вышеназванных видов предпринимательской деятельности, а с 1.01.2014 года – упразднение данного спец.режима налогообложения. Однако, данный законопроект в 2011 году так и остался в первом чтении.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 94-ФЗ от 25 июня 2012 года в Налоговый кодекс РФ, действие данного режима налогообложения продлено до 31 декабря 2017 года.

Основанием для пересмотра действующих значений К2 послужила проведенная оценка налогооблагаемой базы по всем видам предпринимательской деятельности (их групп, подгрупп, видов и отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению), в ходе которой учитывалась среднеотраслевая заработная плата в разрезе основных видов экономической деятельности по полному кругу организаций, сложившаяся по состоянию на 1.01.2012 г. Из 60 видов предпринимательской деятельности (их групп, подгрупп и отдельных бытовых услуг) данная оценка показала на необходимость пересмотра в сторону увеличения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по 34 позициям.

– Среди предпринимателей, осуществляющих грузоперевозки, ходят слухи, что корректирующий коэффициент К2 по этому виду деятельности увеличился в 4 раза?

– Это не соответствует действительности. Согласно пункту 7 статьи 346.29 НК РФ значения корректирующего коэффициента К2 могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. По такому виду деятельности, как оказание транспортных услуг по перевозке грузов, еще первоначальным решением Совета муниципального образования Динской район от 10 ноября 2005 г. №155-11/1 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в муниципальном образовании Динской район» была установлена величина К2 = 1. Это максимальное значение показателя, поэтому внесенные изменения не коснулись данного вида деятельности.

– От предпринимателя, осуществляющего розничную торговлю подакцизными товарами в станице Васюринской через магазины с площадью торгового зала до 150 квадратных метров по каждому объекту, поступил устный вопрос: согласно повышения К2 с 2013 года по подакцизным товарам до значения 1 по этому виду деятельности мы должны будем платить налог в 6 раз больше?

–Действительно, величина К2, равная 1 по розничной торговле подакцизными товарами, будет применяться при расчете единого налога на вмененный доход за 1 квартал 2013 года, и данная величина применима при осуществлении деятельности в населенных пунктах с населением от 30 до 50 тысяч человек (это станица Динская), и от 15 до 30 тысяч человек (это станица Новотитаровская). Учитывая показатель особенности места ведения предпринимательской деятельности, значение данного корректирующего коэффициента К2 для станицы Васюринской составляет 0,68.

И вот что хотелось бы подчеркнуть: законодатель дает право предпринимателям уменьшать сумму налога, исчисленную за налоговый период, на сумму страховых взносов за этот же период, и начиная с 1 января 2013 г. (ст. 346.32 НК РФ в новой редакции) сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на суммы:

– страховых взносов, включая взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных при выплате вознаграждений работникам;

– платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключаемым в пользу работников;

– расходов по выплате работникам пособий по временной нетрудоспособности за те дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, которые имеют лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности (п. 2 ст. 346.32 НК РФ в новой редакции).

Следует учесть, что сумму единого налога можно уменьшить на указанные страховые платежи (взносы) и пособия не более чем на 50 процентов (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ в новой редакции).

Кроме того, для индивидуальных предпринимателей (ИП), не имеющих наемных работников, Законом № 94-ФЗ также предусмотрена возможность уменьшения суммы налога на взносы в ПФР и ФФОМС, исчисленные из стоимости страхового года (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ в новой редакции).

– Скажем прямо, без дипломатии, многие предприниматели выражают несогласие с повышением значений К2 и готовы предоставить подтверждающие документы, обосновывающие необходимость снижения коэффициентов. Возможно ли такое взаимодействие?

–Конечно же, обсуждения продолжаются, в том числе и с предпринимателями. Глава района Сергей Викторович Жиленко на сессии 28 ноября озвучил, что администрация всегда готова к диалогу с предпринимателями, и есть возможность по каждому виду деятельности обсудить и даже пересмотреть значения К2, если будет наглядно видно по данным, предоставленным предпринимателями, что потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога ниже предусмотренного федеральным законодательством и имеют место влияния особенностей ведения предпринимательской деятельности, учитываемые корректирующим коэффициентом базовой доходности К2. Кроме того, пункт 4 статьи 5 НК РФ указывает на то, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Максим СЕРЕБРЯНСКИЙ.