«Где жить? Как жить?..»
25.06.2013 14:58
Вирус 71-го типа
28.06.2013 11:18

Кому платить за чистоту?

Кому платить за чистоту?

«Горячий» вопрос об установке контейнеров в многоквартирных домах станицы Динской сегодня у всех на слуху. Кто это должен делать и за чей счет?

В местных СМИ появился ряд противоречивых статей. Прокуратурой Динского района эти публикации рассмотрены. И вот какое разъяснение нами получено:

«Разъясняем, что к организациям ЖКХ относятся управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы. Их обязанностью в соответствии с законодательством является содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Обратимся к Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила содержания общего имущества).

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества, такое содержание включает в себя, среди прочего, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в многоквартирном доме.

Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, образующихся в многоквартирном доме, в соответствии с пп. «д» п. 11 Правил № 491, являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной, и, в соответствии с федеральным законодательством, ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления ТСЖ, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов или в случае, указанном в п. 34 Правил № 491, органом местного самоуправления как одна величина. При этом стоимость отдельных работ должна указываться только в прилагаемом к договору управления многоквартирным домом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В письме Минрегионразвития России от 3 октября 2008 года № 25080-СК/14 также отмечено, что услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию «содержание жилого помещения».

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, что прямо отражено в п. п. 1.8, 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.

Эксплуатация таких объектов и оборудования заключается в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов. В частности, согласно п. 3.7.1 названных Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов;

своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;

организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;

свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;

содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего многоквартирного дома, и тому подобное), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. К такому решению пришел Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 21 февраля 2008 года № КАС07-764.

Данным постановлением Госстроя также установлены требования к местам размещения площадок мусора, регулярности их очистки и т.д.

В действующих нормативных правовых актах в большинстве случаях под организациями по обслуживанию жилищного фонда подразумеваются управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы и т.д., вместе с тем данное понятие различается в зависимости от статуса жилищного фонда и его собственника. Информацией о данных организациях, обслуживающих конкретный дом, обладает орган местного самоуправления, т.е. администрация сельского поселения. Также на администрацию поселения возложена обязанность по содержанию муниципального жилищного фонда.

Иными словами, если дом относится к муниципальному жилищному фонду, то устанавливать контейнеры должна администрация поселения совместно с организацией, обслуживающей данный фонд, а если дом и помещения в нем приватизированы, то данная обязанность возложена на соответствующую организацию, обслуживающую жилищный фонд.

Однако в каждом случае необходимо выяснять у органа местного самоуправления организацию, обслуживающую жилищный фонд, и требовать соблюдения вышеуказанного Постановления Госстроя, а в случае несоблюдения обращаться в Жилищную инспекцию Краснодарского края.

Кстати, за невыполнение обязанностей по содержанию контейнеров и мусоросборников для отходов организации ЖКХ, обслуживающие жилищный фонд, могут быть привлечены к административной ответственности, что подтверждает Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 февраля 2010 года по делу

№ А17-8095/2009.

Ю. А. ЯНКИН.

Помощник прокурора

Динского района».