Сетевое издание: сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Как научат, так и поедут!
01.07.2013 14:51
В «Нептун» по льготе
02.07.2013 14:38

Помог видеоблог Дмитрия Медведева

 Для повышения страховой защищенности людей на протяжении многих лет наша Ассоциация публикует в СМИ критические материалы (Интернет, Googlе: «Юрий Сюсин в защиту прав потребителей»). Мы обращались в Госдуму, к главе Правительства и Президенту России. И только после изложения сути волнующих нас проблем в видеоблоге (зимой 2011-12 годов) пришла первая победа. 28 июня 2012 года Пленум Верховного Суда РФ (далее Пленум) исправил ошибку, допущенную ранее: споры простых людей со страховщиками теперь можно решать с применением Закона «О защите прав потребителей». Воистину, это весомый вклад, и он вселяет надежду на воскрешение российского страхования.

Что же изменилось? Теперь гражданин – потребитель страховых услуг – снова имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного недобросовестным страховщиком, может судиться с ним в своем городе или районе, освобождается от уплаты государственной пошлины. Кроме того, существенно изменен порядок применения 333 статьи ГК РФ, позволявшей по усмотрению судьи произвольно снижать сумму неустойки за несвоевременную выплату страховки. Теперь эта статья применяется в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательной мотивацией. А штраф за нарушение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя заставляет страховщика крепко задуматься, прежде чем отказать в выплате убытков. До принятия этого документа кривая страховых выплат неуклонно ползла вниз и в первом полугодии 2012 года «достигла» 41%. И только указанный выше Пленум прекратил этот «грабеж»!

Однако другие причины по-прежнему ущемляют права потребителей. Это и действующий порядок возмещения ущерба жизни и здоровью по ОСАГО, хотя получено три ответа из Минфина РФ о подготовке проекта Закона. Это и правила страхования, в которых остаются «хитрые» пунктики. Их суть потребитель узнает только после страхового случая, но изменить уже ничего не может. И суды, подчас поддерживающие «очень скользкие» действия страховщиков, особенно при больших суммах иска. «Недоделанная поправка» к закону об ОСАГО о прямом возмещении убытков позволяет, на наш взгляд, одним компаниям обогащаться за счет других, а сотни тысяч потерпевших в ДТП вынуждены бегать по судам. Печать по-прежнему редко освещает страховые проблемы. Адвокаты обычно берут деньги не за результат, а за работу, даже некачественную. Но Закон о защите прав потребителей на их услуги не распространяется.

А недавно я вынужден был вновь писать в видеоблог премьер-министра Дмитрия Медведева. Поводом послужило не только желание поблагодарить председателя Правительства, Верховный Суд России, но и желание обратить внимание на оставшиеся недостатки в работе страховой отрасли. Больше того – на попытки страховщиков (и небезуспешные) лоббировать законодателей, чтобы вернуть все на свое место. В кризис 2008 – 2009 годов у государства не дошли руки до поддержки страхового рынка (в отличие от банков и реального сектора), но зачем же сегодня, в новых условиях, забывать о потребителях? Кто же будет добровольно страховаться, если нет уверенности в возмещении убытков?

Но и этого некоторым страховщикам показалось мало. Они пытаются отнять у автовладельцев скидку за безубыточное страхование по ОСАГО (при расчете цены полиса аккуратный водитель имеет право на ежегодную скидку в 5%, за 9 лет – уже 45%, а лихач наоборот платит больше). Вот что рассказал нам, придя в редакцию, динчанин А. А. Битков, пенсионер (77 лет):

«…Много лет я только плачу деньги за ОСАГО. Но скидку за безаварийное вождение мне сделали при условии, что я дам справку из компании, в которой страховался в прошлом году. Агента этой компании в нашей станице не стало, поэтому я вынужден был дважды ездить за справкой в Краснодар. Раньше никаких справок не требовалось, писал все в заявлении, предупреждали о последствиях ложной информации. И все. Что сейчас изменилось, почему они пошли на нас в наступление?»

Получая сегодня полис ОСАГО без скидки, потребитель (а именно таковым признал автора письма Пленум) надеется, что он вернет свою скидку  в будущем году. Как это сделать? В соответствии со ст. 6 Закона от 25 декабря 2012 года № 267-ФЗ при отсутствии справки сведения о безубыточности страховщик должен брать в автоматизированной информационной системе обязательного страхования (АИС ОСАГО). Если нет технической возможности с ней связаться, то полис  выписывается исходя из данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора, но только без скидки, а страховщик в течение 15 рабочих дней проверяет эти данные в АИС. В случае несоответствия – направляет страхователю уведомление о перерасчете цены полиса и предлагает доплатить или возвращает страхователю излишне уплаченные им деньги при наличии соответствующего заявления от страхователя.

Справедливости ради отмечу, что большинство страховщиков с пониманием относятся к просьбам своих бывших клиентов и хотя бы выдают справки без волокиты.

В заключение позволю себе обратить внимание читателей на одну из наших слабых сторон, которой пользуются недобросовестные страховщики. Это пассивность, нежелание бороться за свои права. Сегодня для нас ценности свободы не менее важны, чем стремление к экономическому процветанию и социальному благополучию.

Юрий СЮСИН.

Вице-президент,

председатель Комитета общественного контроля

Краснодарской краевой ассоциации

по защите прав потребителей.

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!