Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Почтовая сумка как альтернатива?
06.06.2014 10:13
Сергей Жиленко: «В 70 лет я, возможно, устану, а в 52 нужно пахать!»
18.06.2014 14:13

Обелиск «забыли» при «передаче» хутора?

Обелиск «забыли» при «передаче» хутора?

Восстановление истории «забытого» братского захоронения солдат
Великой Отечественной войны на «хуторском» кладбище микрорайона Заречный, публикации о которой вышли в предыдущих номерах газеты «Трибуна», продолжается…
Немало звонков от взволнованных читателей раздалось в редакции после выхода статьи Виталия Ушкова «Тайна «забытого» обелиска» в «Трибуне» от 3 июня 2014 года. Оказать помощь народной газете и возвратить из небытия правду о погибших солдатах хотели очень и очень многие. Благодарим всех неравнодушных земляков! Однако особое внимание привлек звонок динчанина Г. Г. Середы.
– Хочу сказать, что меня до глубины души возмутили как заявление некоторых лиц о том, что в солдатской могиле на хуторе якобы «никого нет», так и требование к редактору газеты напечатать опровержение, – сказал Григорий Григорьевич. – Я абсолютно уверен в том, что это – место массового захоронения советских воинов, поскольку лично был свидетелем событий тех лет.
Естественно, такое заявление не осталось «висеть в воздухе»: уже на следующий день корреспондент «Трибуны» вместе с Н. Н. Желтком, депутатом Совета Динского сельского поселения, лично встретились с ветераном.
– Война навсегда остается в памяти, сколько бы лет ни прошло, – поделился Григорий Григорьевич. – Я помню военные годы так, словно это было вчера. Не забылись ни хладнокровные лица немцев, убивавших беззащитных людей, ни плавающие в речке тела советских солдат, пытавшихся утолить жажду, которых в спины расстреливали фрицы, сидя на мотоциклах, ни вырытые в поле за «хуторским» кладбищем окопы… Я был тогда подростком, родился и жил как раз на том самом хуторе, который сейчас называется микрорайоном Заречный. Ходил в поля ставить петли на зайцев, поскольку мы сильно голодали. А когда эти петли делал, то и видел много трупов наших солдат, лежавших в поле – не один и не два десятка… Там лежали советские ребята до тех пор, пока фашистов не выбили с территории Динского района.
По словам Григория Середы, хоронить тела начали весной, где-то в марте-апреле, когда снег стал сходить. В связи с юным возрастом, в самом процессе захоронения Гриша не участвовал, зато обозы с трупами, двигавшимися к кладбищу, запомнил на всю жизнь. Мертвых собирали повсюду, штабелями складывали на телеги и отвозили в вырытую братскую могилу. Ту самую, где и стоит сейчас «забытый» обелиск.
Бюрократическая ошибка?
Оказывается, что до того, как хутор, который раньше был «пластуновским», перешел во «владения» Динского сельского совета, к месту солдатского захоронения, как и к самому обелиску, относились по-другому.
– В те времена в День Великой Победы братской могиле оказывали положенные почести, – вспоминает Григорий Григорьевич. – Представители пластуновской власти приезжали к нам, собирали хуторян, привозили с собой духовой оркестр, и все вместе, торжественной процессией, мы шли на кладбище, к месту захоронения, возлагали к обелиску венки и цветы… Я сам неоднократно присутствовал на этих митингах. Все прекратилось, как только хутор стал территорией, принадлежащей Динскому сельсовету.
Возможно, что произошла какая-то бюрократическая ошибка, и новому «хозяину» просто не передали соответствующие бумаги, которые потом «затерялись», но факт остается фактом. Именно с тех пор захоронение и стало «забытым», – продолжает Григорий Середа. – Я уверен, что, если покопаться в архивах, можно найти сведения об этой могиле или, например, о ежегодных расходах на оплату услуг оркестра, венков и прочего, ведь все это было строго подотчетным.
А мы еще раз обращаемся к руководству и администрации Динского сельского поселения с просьбой рассмотреть вопрос о принятии обелиска на баланс, проведении его реставрации, восстановлении звезды и таблички, а самое главное – возвращении людям правды о том, что здесь находится братская могила советских солдат, погибших в боях за Динскую, а не «пустое место». И в памятные дни к обелиску можно и нужно возлагать цветы!
Екатерина БУСЫГИНА.
Фото автора.