Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Молодежный форум «Регион – 93» ждет динчан!
12.07.2018 14:43
В России система “все включено” наиболее развита на кубанских курортах
12.07.2018 18:04

О детских садах, заводском меде и оранжерее…

О детских садах, заводском меде и оранжерее…

10 июля ИСК «Будмар» (ранее Васюринский завод ЖБИ) отметил свой 50-летний юбилей! В этом выпуске, как и в предыдущих, мы продолжаем разговор с  В. М. Очередько, бывшим директором завода, об истории и сегодняшнем дне этого знаменитого на всю страну предприятия.
– Вячеслав Михайлович, что в советское время входило в состав завода, кроме основного производства?
– В составе завода на балансе были: причал на берегу реки Кубань; очистные сооружения с биологической очисткой сточных вод; многоэтажные жилые дома заводского поселка и три детских сада.
– Это какое же производство находилось на причале реки?
– Для приготовления бетонных смесей были необходимы заполнители из плотных горных пород: гравия, щебня и песка. Завод имел право изготавливать такие смеси только в соответствии с действующим ГОСТом. Размер зерен гравия и щебня должен был быть 5-10 мм, 10-20 мм, 20-40 мм. Песок, как мелкий заполнитель, характеризовался модулем крупности. Тщикское карьероуправление занималось в то время добыванием гравийно-песчаной смеси и производило первичную переработку, разделяя все на фракции. На противоположном берегу водохранилища у них был причал, где заполнители грузили на баржи Кубанского речного пароходства. Баржи транспортировались к нашему причалу, где их разгружали портальным краном. Представляете? Все привыкли, что портальные краны работают только в морских портах, а тут в степи, на берегу реки Кубань, возвышалась эта громадина, управлял которой простой паренек из станицы Васюринской Я. Бочко, окончивший среднюю школу и специальные курсы на заводе. За навигацию на причале принимали до 100 000 м3  гравия и щебня и 50-70 тысяч м3 песка. На причале склады были оборудованы стенками из железобетонных плит. Это нужно было для того, чтобы заполнители разных фракций и видов не смешивались. Там же работала дробильно-сортировочная технологическая линия, на которой вырабатывались заполнители нужного качества. Все строго по науке!
– А как были задействованы очистные сооружения?
– В очистные сооружения поступала загрязненная вода, там она очищалась и выходила в водопроводную систему. Проект для строительства таких конструкций назывался «Очистные сооружения с полями орошения». По плану очистные сооружения должен был построить и содержать Васюринский ЖБИ, а поля орошения – Племзавод имени Чапаева. В составе очистных сооружений был пруд-накопитель. В него поступала очищенная вода. Предполагалось, что колхоз построит оросительные системы на ближайших полях и будет забирать воду из пруда-накопителя. Но руководство Племзавода отказалось их строить.  Очистные сооружения на заводе были готовы, а вот воду передавать было некуда. Пока  проектный институт пересматривал этот вопрос, воду временно сливали в реку Кубань. Стальные трубы положили по поверхности земли от очистных до берега реки. Как-то раз к нам на завод приехал главный инженер проекта Ю. Г. Ярош. Он попросил отвезти его на реку, чтобы посмотреть, не размывает ли вода берег. Прибыв туда, мы увидели, что возле трубы сидят рыболовы. Ю. Г. Ярош спросил у них об улове. Парни ответили, что клюет отлично. По всей вероятности, рыбу привлекла более чистая, чем в реке, и обогащенная кислородом вода, текущая из трубы. Один пожилой рыбак сказал, что не знает, что льется из этой трубы. Тогда главный инженер пояснил ему, что эта вода намного чище, чем водопроводная. Старик шустро вытащил из сумки стакан, подставил под струю и отдал ее нам на пробу. Ю. Г. Ярош вежливо отказался выпить из стакана. Естественно, зная, откуда эта вода, чисто инстинктивно побрезгуешь. Но на очистных сооружениях была химическая лаборатория. Ее сотрудники брали воду после аэротенков, проводили анализы, а результаты записывали в журнал. Потом исследования передавали в районную санэпидстанцию. Очищали сточную воду микроорганизмы дафнии. Вода действительно была чище, и насыщенней кислородом, чем в водопроводной системе.
– Сколько же было построено квартир в заводском поселке?
– Всего с 1968 по 1985 годы в жилом микрорайоне завода было возведено 1145 квартир разных площадей. Проживало в них более 4500 человек.
Каждый год к 9 Мая в Васюринскую приезжали участники Великой Отечественной войны. На 40-летнюю годовщину Победы в станицу прибыло особенно много фронтовиков. Сельская администрация попросила завод ЖБИ выделить хороший автобус для почетных гостей. Во время экскурсии по жилому поселку завода один ветеран вдруг воскликнул: «Хлопцы, да мы не в ту станицу попали, в той были небольшие хаты, крытые камышом, а тут нас по городу везут». Все засмеялись. Я уже говорил, что завод изменил облик станицы. И это действительно так!
– Как строилась работа в детских садах, которые были на балансе завода?
Жилой поселок возводился в три очереди.
Первая очередь – это улицы Железнодорожная, Комсомольская, Ставского и переулок Больничный. Там же расположился и детский сад «Ветерок» на 90 мест. Заведовала дошкольным учреждением М. М. Нуралиева. Ее любя называли «заводской мамой», потому что она отлично организовала работу детского сада.
Вторая очередь жилого комплекса находилась в пределах улиц Суворова, Комсомольской, Северной и Ставского. Здесь был построен детский сад «Сказка» на 140 мест. Перед началом его строительства М. М. Нуралиевой была поставлена задача подготовить себе смену, так как она станет заведующей в новом детском саду. Все были уверены, что опытный профессионал быстро организует работу в учреждении. На свое место она подготовила  З. Якубу, оставив ее руководителем «Ветерка».
Третья очередь строительства была в пределах улиц Северной, Комсомольской, Железнодорожной и Ставского. Там был построен детский сад «Родничок» на 320 мест. Заведующей назначили ученицу М. Нуралиевой – Т. Утину. Изначально эти дошкольные учреждения строились для сыновей и дочерей работников завода, но, помимо них, в детские сады ходили также дети медиков, педагогов и милиционеров.
– Говорят, что на балансе завода имелась даже пасека…
– Да, пасека на 100 пчелосемей. Сезон медосбора начинали ранней весной в горах Краснодарского края, а заканчивали в Волгоградской области. В ремонтно-механическом цехе завода (начальник А. Рыков), изготовляли автомобильные прицепы специальной конструкции для перевозки ульев с пчелами. Благодаря этому не надо было каждый раз загружать и выгружать ульи. Нашелся в коллективе и знаток пчеловодства, им оказался  А. Красильников. Мед откачивали в присутствии комиссии завода и сдавали его на склад. Этот полезный продукт распределяли по детским садам и по подразделениям завода, для рабочих. Кроме того, нельзя не сказать о таком красивом, эстетичном, романтичном сооружении, как оранжерея. Здесь у нас выращивались цветы, за которыми ухаживали сотрудницы завода.
– Как содержание жилых домов и детских садов отражалось на финансовых результатах работы коллектива?
– Бесследно. Эти затраты финансировались из госбюджета. В Динском отделении Госбанка кассир давал платежное поручение, и деньги без задержки перечислялись по назначению. В системе снабжения «Главкубаньрисстрой» был и отдел рабочего снабжения (ОРС). Туда мы подавали заявки на продукты питания, мебель, оборудование, игрушки, на все необходимое для полноценной работы детских садов. На заводе даже был специальный автомобиль, закрепленный за дошкольными учреждениями, водителем которого долгие годы значился Виктор Гаврилов.
– Нам известно, что многоэтажные дома заводского поселка строились на месте частных домов. Как решался этот вопрос?
– В соответствии с законодательством того времени было всего два варианта. Расскажу о первом. Завод по проекту, согласованному с семьями, строил частные дома на другом участке, стоимостью, равной цене снесенного дома. Построенная недвижимость документально передавалась в собственность владельцев.
Второй вариант. Семья просто получала по ордеру квартиру в жилом доме завода. Финансировалось это из сметы капитального строительства.  В социалистической экономической системе было две формы собственности: государственная и колхозно-кооперативная. Предприятия были собственностью государства. Коллектив работал и получал прибыль, которая потом поступала в государственный бюджет. Каждый год Министерство финансов и Госплан выделяли определенную сумму денег, заявленную предприятием, для содержания жилых домов, детсадов и других объектов. Отсюда и финансировались затраты по сносу и строительству домов. Нужно отметить, что средства, выделяемые Министерством финансов, не зависели от прибыли, полученной предприятием. При создании нового завода государство выделяло ему определенную сумму собственных оборотных средств. Руководитель не имел права ни одного рубля из этой строки расходовать на иные нужды. Динское отделение Госбанка зорко за этим следило.
– Центральная районная больница в станице Динской возводилась способом всерайонной народной стройки. А ваш коллектив принимал в ней участие?
– Да, конечно принимал. Инициатором был Василий Иванович Прокопов, председатель районного исполнительного комитета. Он собрал руководителей предприятий, колхозов и других хозяйств и предложил такой способ строительства больницы. Все согласились, потому что знали, что существующее медицинское учреждение слишком мало. От нашего завода на строительство Центральной районной больницы были предоставлены плиты перекрытия, лестничные марши и площадки. Звено отделочников выполняло штукатурные и малярные работы.
Беседовала Елена ДРОЗДОВА.
Фото из личного архива
В. М. Очередько.
(Продолжение следует).