Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Дай силу державе, святой Георгий!
09.12.2019 08:35
7 юных каратистов отлично себя показали!
09.12.2019 09:15

Совершившие невозможное

Совершившие невозможное

В преддверии знаменательной для нашего Отечества даты – 250-летия со дня учреждения ордена Святого Георгия и появления на свет георгиевской ленты – мы сочли просто необходимым, привлекая внимание общественности к этому событию, вновь обратиться к страницам уникальной патриотической книги нашего земляка Ю. М. Бодяева «Под лентой цвета дыма и пламени».

Имя А. П. Маресьева широко известно, чего нельзя сказать об А. Н. Прокофьеве-Северском. А ведь именно Александр Николаевич был первым в истории авиации летчиком, который, несмотря на увечье (потерю ноги), вернулся в строй и продолжал участвовать в воздушных боях Первой мировой войны.
Научился летать Прокофьев-Северский в Гатчинской школе. Затем был переведен в Севастопольскую школу, после окончания которой начал служить в морской авиации. Летом 1915 г. самолет Александра возвращался после бомбардировки вражеских кораблей на базу. При посадке взорвалась фугасная бомба, которую держал на коленях механик. Последний погиб, а Прокофьев-Северский был серьезно ранен. В результате правую ногу пришлось ампутировать. Приобретя протез, Александр Николаевич научился не только ходить на нем, скрывая свою инвалидность, но и кататься на коньках, играть в теннис, плавать и даже танцевать. Произошло это за год до рождения Алексея Маресьева.
Велико было желание снова вер­нуться к штурвалу самолета. Алек­сандр подал рапорт о зачислении его на службу истребителем. Получив отказ, он самовольно взлетел на строевом самолете и продемонстрировал свое умение летать. После посадки летчика арестовали и пос-
лали служить в наземные войска. Прокофьев-Северский добился личного свидания с императором Николаем II. Пораженный мужеством летчика царь позволил ему летать. За время боевых действий Прокофьев-Северский участвовал в 57 воздушных боях и сбил 13 вражес-
ких самолетов, награжден орденом Святого Георгия 4 степени, Георгиевским оружием и другими российскими наградами. Оказавшись после революции в США, стал знаменитым авиаконструктором. Еще на родине Прокофьев-Северский выдвигал идею дозаправки самолетов в воз­духе. В США он запатентовал это изобретение, конструировал летательные аппараты, в основном гидросамолеты. Сам и испытывал их в полете. Скончался в Нью-Йорке в 1974 году.
Другим русским летчиком периода Великой войны, который с протезом ноги водил боевые самолеты, был Ю. В. Гильшер. В апреле 1916 г. он попал в авиационную катастрофу. После этого пришлось до колена ампутировать левую ногу. Юрий Владимирович проявил такую силу воли, что уже в ноябре 1916 г. вернулся в авиацию. Храбро сражался. Сбил 6 самолетов противника. Представлен к Георгиевскому оружию, получить которое не успел, т. к. в июле 1917 г. погиб в воздушном бою над Тернополем. Ему было 23 года.
Подвиг героев Первой мировой нашел продолжение в последующих поколениях. В годы Великой Отечественной войны кроме А. П. Маресьева, Героя Советского Союза, прототипа литературного персонажа «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, подобный героизм проявили еще несколько человек.
Гвардии майор морской летчик Л. Г. Белоусов в результате авиационной катастрофы лишился обеих ног. После долгого лечения вернулся в строй в 1944 г.
Воевал до конца войны на быстрокрылом Ла-7. Удостоен звания Героя Советского Союза.
Звезду Героя Советского Союза получил и гвардии капитан командир эскадрильи Г. П. Кузьмин. В 1941 г. в воздушном бою на Южном фронте он был тяжело ранен. Несмотря на ампутацию обеих ног, вернулся в строй и продолжал сбивать вражеские самолеты. Погиб в августе 1943 года.
Лишились ног и два других летчика: А. И. Белецкий и В. Н. Асин. Оба – в результате совершенных ими таранов. И обоим хватило сил и мужества после лечения вернуть­ся в строй.
Уроженца Тихорецка 3. А. Сорокина часто называют кубанским Маресьевым. Раненый летчик
Северного фронта шесть суток пробирался к своим по промерзшей тундре. Обмороженные ноги ампутировали, но Захар
Артемьевич добился разрешения вернуться в строй и вновь поднялся в небо. Земляки, узнав о его подвиге, собрали деньги на строительство самолета «Тихорецкий комсомолец». На этом самолете Сорокин закончил
войну, сбив 18 вражеских самолетов и получив звание Героя Советского Союза.
Но вернемся к летчикам Первой мировой войны. Один из них, капитан Е. Е. Грузинов, совершил героический поступок, который во время Великой Отечественной стал ассоциироваться с именем летчика Николая Гастелло. Проводя разведку, Грузинов был тяжело ранен. Решив не сдаваться, летчик перевел машину в вертикальное пике и врезался во вражеские позиции. Он посмертно был награжден офицерским орденом Святого Георгия 4 степени.
Советские историки Великой Отечественной войны подсчита­ли, что с 1941 по 1945 г. летчики Советской армии совершили более 500 огненных таранов, уничтожив наземные цели противника.
Во время боев на кубанской земле подобные тараны совершили летчики Н. И. Лебедев,
В. Г. Шамшурин.

Нашего постоянного автора, краеведа и писателя с большой буквы Юрия Михайловича Бодяева сегодня можно поздравить еще с одним творческим успехом – выходом в свет новой книги «Наследие матушки Рафаилы», рассказывающей об истории Покровского монастыря, некогда созданного и, увы, разрушенного на территории нынешнего поселка Украинского. Во время недавнего визита в Динской район митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора автор с благодарностью передал в дар владыке эту книгу, духовным мостиком соединяющую поколения динчан. Убеждены, что с ней будет полезно и интересно ознакомиться всем школьникам, изучающим такие дисциплины, как «Основы православной культуры» и «Кубановедение».