Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Российские бизнесмены могут проверить право на субсидию по ИНН
07.05.2020 09:47
В Динском районе реконструировано 11 воинских захоронений
07.05.2020 10:40

Родом из войны

Родом из войны

У каждого человека воспоминания детства хранят самое сокровенное. В юном возрасте закладываются основы жизни. Главные свидетели той жестокой Великой Отечественной войны сейчас – это те, кто видел ее детскими глазами.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия – невосполнимая потеря детства.
Сегодня труженики тыла – это и есть те, не в срок повзрослевшие, невероятно стойкие маленькие герои, которые могут нам рассказать про войну, какой они ее знают и помнят…
Своими воспоминаниями c журналистами «Трибуны» поделились наши земляки, динчане супруги Сабадаш – Петр Григорьевич и Тамара Никитична.
– Мы, малолетки, вместе с женщинами копали окопы, работали в колхозе на уборке урожая, – рассказывает Петр Григорьевич, которому скоро исполнится 92 года, – приближая Победу, как могли. Вот такое у нас было детство: вместо радости и беззаботности – страх, голод, изматывающий труд. И спасибо огромное администрациям станицы Динской и Динского района, лично Виталию Андреевичу Литвинову и Евгению Николаевичу Пергун за теплые поздравления с Днем Победы! Дорого, что они вспомнили о нас, бывших тружениках тыла. Ведь это мы, женщины и дети, работали в тылу, не жалея себя, чтобы наши советские солдаты были одетыми, сытыми, хорошо вооруженными и яростно били ненавистного врага. Мы копали окопы, собирали урожай, кто на току, кто в поле, подбирали снопы пшеницы и подносили к молотилке, которая тарахтела и свистела сутками. Я отвозил зерно на подводе, запряженной быком, на элеватор. И завез меня однажды этот бык в канаву с водой – захотел пить. Проплакал я в канаве полночи, пока женщины не пошли с работы домой. В Динской так же, как и я, воду в поле работавшим женщинам возила Мария Ульянова. Ей, славной труженице, наверное, уже тоже 92 года.
Накануне 13 февраля 1943 года, после бегства фашистов из Динской от наступающей Красной Армии, в станице стояла необычная тишина. Народ не спал… И вот утром первыми проехали по станице на лошадях наши советские солдаты-разведчики, а в районе райисполкома собрались жители всей Динской, стояли по обе стороны улицы Красной. Показался отряд солдат, шли они строем, но очень медленно, измученные, но стойкие, в станицу Васюринскую со стороны села Красносельского. Замыкал отряд верблюд, тащивший пушку. Много было убитых на подходе к Динской, в районе железнодорожного моста со стороны Пластуновской, погибших солдат хоронили во временные могилы. А в районе железнодорожного моста в станице Динской была братская могила, 17 фамилий, одну из них – лейтенанта Диденко или Денисенко, помню до сих пор. После всех погибших воинов перезахоронили на нашем стадионе в общей могиле.
– Да, – подтверждает Тамара Никитична, супруга Петра Григорьевича. – Мы насмотрелись на смерть в детстве… Я навсегда запомнила сентябрьское утро 1942 го-
да. Мне было шесть лет тогда. Всех жителей «Племсвиносовхоза» (сейчас учхоз «Кубанский») собрали в центре, на площади, где фашисты готовились расстрелять всю семью директора совхоза, включая маленьких детей, за то, что директор до прихода фашистов угнал за Кубань совхозных коров, чтобы те не достались немцам. К тому же, по национальности эти люди были евреи.
Над площадью разносились рыдания – это плакали женщины совхоза, а семья директора стояла спокойно. Дедушка и бабушка с низко опущенной головой. Молодая мама крепко прижимала к себе малышей – мальчика и девочку. На площади – громкое рыдание женщин. И вдруг, отчаянный, надрывный крик матери: «Убейте меня первую!». Автоматная очередь не пощадила никого… Гитлеровцы прикладами разогнали людей, а наутро все же разрешили похоронить убитых. Запомнилось еще, что из всего угнанного стада коров осталась только наша, затерявшаяся среди скирд. Женщины ее спрятали, и она поила молоком всех ребятишек совхоза.
Навеянные детскими воспоминаниями «оптимистично-трагичные» стихи родились впервые в моей жизни!
Грезы
Все упало, все пропало,
Все куда-то ввысь ушло.
Хоть во сне бы не мешало,
Чтобы все опять прошло.
Чтоб мужчины восхищались,
Чтобы все смотрели вслед,
Чтобы все бы улыбались,
Чтобы было двадцать лет!
Чтобы я была красивой,
Солнце было бы веселым…
Но уже я стала сивой,
И здоровье стало квелым.
На другом конце планеты
Мальчик девочку целует.
Молодость моя, где ты?
Каждый день она ворует!
Молодым мой Петька
бравый
Грезится во сне мне.
Был красавец кучерявый,
А теперь как гриб на пне!
Хоть бы раз во сне явиться
Девушкой в семнадцать лет,
На велосипеде прокатиться,
Но виденья нет и нет…