Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
С первых дней борьбы с коронавирусом…
21.05.2020 10:20
Поддерживаем вас, молодые депутаты
21.05.2020 10:37

Мой прадедушка Иван Андреевич

Мой прадедушка Иван Андреевич

Я давно хотела написать о своем прадедушке Иване Андреевиче Кононенко, о том, как он жил. Он был очень хорошим, веселым и добрым. Я не знаю ни одного человека, который мог бы плохо сказать о нем. Все дети его обожали – и свои, и чужие. Прадедушка Ваня часто путешествовал. Он объездил всю страну. И куда бы он ни приезжал, везде находил себе друзей, а все дети бегали за ним хвостиком.
Когда я бывала в гостях у прабабушки и прадедушки, это были самые счастливые дни моего детства. Прадедушка не особо рассказывал о войне. Нет, он не избегал рассказов о ней. Но если не спрашивали, никогда не начинал первый. Я, конечно, знала, что он воевал. Многие наши прадеды и прабабушки воевали или трудились в тылу.
Поэтому о жизни прадедушки я пишу со слов его внуков, то есть моего папы, папиных братьев и сестры.
30 апреля 1943 года Иван Кононенко принял присягу. Когда его призвали, то на четыре месяца отправили на учебу и подготовку. Из хутора Желтые Копани забрали тогда четырех человек. После обучения приезжали военные из разных частей и выбирали себе подходящих солдат. Прадедушка был самый маленький по росту и худенький. И его сначала никто не хотел брать. Забрали его в войска ПВО (противовоздушная оборона). Сначала Ваня занимался тем, что с помощью специального прибора, многократно усиливающего все звуки, пытался вычислить и поймать звук приближающегося самолета. Потом стал связистом. Ивану только-только исполнилось 17 лет. Первым местом его фронтовой службы стал легендарный Сталинград.
Когда приезжали новые бойцы в город, их нужно было как-то переправлять через Волгу. И на берегу, возле переправы, стояли зенитки, которые охраняли судна и паромы. Прожекторы для освещения неба стояли там же. Они были нужны для того, чтобы вовремя замечать подлетающие гитлеровские самолеты. Многие из них прорывались и начинали бомбить суда и охраняющих переправу артиллеристов. Вода была очень холодная, и упавшие в воду погибали не только от взрывов, но и от переохлаждения.

Иван Андреевич Кононенко (крайний справа).

В одном из боев почти все прадедушкины сослуживцы погибли от прямого попадания бомбы в прожектор и землянку, где с телефоном находился и он. Но Ване повезло. Он догадался прорыть еще глубже в землянке укрытие, где прятался вместе с оборудованием. Бросать телефон и убегать нельзя было ни в коем случае, иначе его сочли бы дезертиром.
После привезли еще один прожектор, которым можно было освещать ночью небо. И новых солдат. А прадедушка так и остался связистом. Только был 22-й прожекторный батальон, а стал 28-й.
Фашисты были уверены в легкой и быстрой победе и не рассчитывали провести под Сталинградом несколько месяцев. Когда ударили морозы, фашисты оказались не готовы: легкие фуражки, тонкие шинели. В сапоги наталкивали солому, чтобы было немного теплее.
В боях за Сталинград с каждой из воюющих сторон погибли многие тысячи солдат.
Из четырех человек, которых в тот призыв забрали из хутора, прадедушка – единственный оставшийся в живых. Его товарищ, с которым они вместе попали в Сталинград, погиб. Но не в бою, а от голода. Начальник тыла оказался предателем и солдатам долго, несколько недель, не подвозили питание.
Когда разобрались с предателем, оставшихся в живых солдат отправили на другой фронт. Прадедушка был связистом до конца войны. Своей главной наградой он считал в жизни то, что ему удалось пройти всю войну и остаться невредимым.
День Победы Иван Андреевич встретил в 80 километрах от Берлина, на реке Одер, где их батальон охранял мост. Но война для моего прадедушки закончилась только через пять лет. Демобилизовали его в октябре 1950 года. Пять лет он служил на границе Украины и Польши, под Львовом. Потом он вернулся домой и началась совсем другая история…
Дана МАРУХНО.
Ученица СОШ № 10
имени братьев Игнатовых.
Станица Васюринская.