Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
В станице Динской пройдет акция #ОставайсяДонором
21.08.2020 09:57
Правильное питание школьника
21.08.2020 11:15

Мы ползли по болотам, а спали стоя…

Мы ползли по болотам, а спали стоя…

Приближается 75-я годовщина окончания советско-японской войны.
2 сентября 1945 года был принят Акт о капитуляции милитаристской Японии, поставивший окончательную точку во всей Второй мировой войне, похоронивший фашистов и их союзников.
Фронтовик Михаил Прокопьевич Снесарев – участник войны с Японией, Почетный гражданин Динского района, писатель, художник, житель села Первореченского, рассказывает:
– В армию я попал в 1944 году 17-летним мальчишкой. На тот момент наши войска уже шли по Европе. Меня направили в учебный полк в Уфу. Учились мы на младших командиров в пулеметном батальоне. А что такое пулемет? По определению Красной армии его называли так: «это мощное групповое оружие, не доступное для пехоты противника, если жив хоть один пулеметчик»…
Война с гитлеровцами завершалась. Но мало кто знал, что это еще не конец, – все тогда держалось в тайне. Дело в том, что Япония неоднократно нарушала границы Советского Союза, и, несмотря на подписанный пакт о нейтралитете, пограничные конфликты продолжились. Перед советским руководством стояла задача – оперативно и скрытно переправить войска, чтобы противник об этом не догадался, а затем внезапно атаковать японских милитаристов, не дав им времени сгруппироваться и подготовиться к контратаке. Именно поэтому все операции по переброске и развертыванию войск совершались под строжайшим секретом, а о вступ-
лении Советского Союза в войну с Японией до самого последнего момента знали только Сталин и несколько высших военачальников.
28 апреля 1945 года нас начали формировать в войска. Меня даже сначала не хотели брать из-за порока сердца. Как сейчас помню, молодые парни уже погрузились в вагоны поезда и ждали отправления на Дальний Восток, а я все еще сидел в казарме. Но вмешалась сама судьба… В этот день один из солдат заболел, и я, не раздумывая, вызвался поехать вместо него. С неохотой, конечно, наш старшина согласился. Так я и попал на Дальневосточный фронт, где продолжил свое обучение в 930-м артиллерийском полку уже в качестве телефо-
ниста.
И вот, 8 августа командир объявил, что ночью – наступление. Так началась советско-японская война…
– Какие моменты и события того времени отложились в памяти?
– На Дальнем Востоке особенный климат: жара, постоянно формируются муссоны и идут страшные проливные дожди. Так было и в первый день войны с Японией. Мокрые, мы ползли по болотам через границу, а когда на утро друг на друга посмотрели, то не узнали – все зеленые были.
Я воевал в составе 1-го Дальневосточного фронта. Советские войска шли по тайге, танками валили деревья и устилали ими болота, чтобы смогла пройти техника, тащили машины в горы, попутно подавляя сопротивления противника. Мы стремительно наступали. В окопах не сидели. Постоянно двигались вперед, а спали стоя, держась один за одного в строю.
Помню, смотрю с горной высоты, а вокруг наступает советская бронетехника и стоит сизый дым; выглядело это все, как будто Змей Горыныч идет. Встречали в китайских городах Красную армию очень хорошо – приветствовали цветами.
Однажды по нам ударили японские орудия: попали в бензобак, и все взорвалось. Погибло около 40 человек, а меня контузило. Позже мы нашли ту батарею и уничтожили.
Жестокие бои разгорелись на пути к городу Муданьцзян, который имел большое оперативно-стратегическое значение.
У нас в пехоте были героические ребята, а мне же, связисту-телефонисту с катушкой проводов за плечами, приходилось
постоянно обеспечивать связь под постоянными обстрелами пулеметов. Страха не было, но когда в очередной раз перебили провода и я попал под артобстрел, говорю майору: «Я, наверное, не герой, волнуюсь что-то, трясет всего». А он мне: «Ты что, думаешь, каждый из нас распахивает грудь и идет вперед? Что мы все бессмертные? И никому не страшно?» – и тогда я успокоился.
17 августа Муданьцзян пал. А мы уверенно продолжили идти все дальше, дальше и дальше, освобождая Курилы и южную часть Сахалина. Помню, как-то вернулся ночью с задания, свалился и уснул. Слышу – стрельба началась; вскочил, схватился за карабин и кричу: «Где противник, куда стрелять?» – а мне: «В небо пали! Закончилась война!».
За этот месяц, что был на фронте, гимнастерка на мне полностью истлела, остались только воротник и погоны.
Потери японских войск составили более 700000 военных, из которых 84000 убитых и 640000 пленных. С советской стороны погибло около 12000 человек. Такой ценой достался мирный договор между СССР и Японией.
– Михаил Прокопьевич, земляки Вас знают и ценят как очень талантливого художника и писателя. Как начинался Ваш творческий путь?
– В 1946 году мне предложили поступить в Хабаровское офицерское училище, но я отказался. Дело в том, что еще с детства меня тянуло к творчеству, особенно к живописи. Поэтому после демобилизации, в 1951 году, уверенно решил связать свою жизнь с искусством.
Закончив в Челябинске художественную студию при тракторном заводе, пошел работать в цех, где встретил свою жену, которая трудилась наладчицей. С ней мы и переехали на Кубань, в село Первореченское. Здесь уже работал и в колхозе, и учителем рисования в школе № 28, и даже художником-оформителем в райсельхозтехнике. Интересно, что в селе Первореченском я стал первым директором ДК, первым учителем рисования, первым художником и писателем, а также первым Почетным гражданином Динского района.
Еще работая в райсельхозтехнике, я познакомился с замечательным человеком и художником из станицы Пластуновской Вячеславом Николаевичем Харченко. С ним стали ездить в Адыгею и Теберду рисовать этюды. Неповторимую красоту русской природы я старался передать
в циклах картин, а когда по курсовке попал в Пятигорск, то не мог им насладиться. Вот где было вдохновение для души и сердца художника!

Моя первая выставка прошла в 1994 году в динской библиотеке на День казачества, после чего позже была организована выставка из 30 картин «Кубань – казачий край», которую официально передал в Белореченскую колонию для несовершеннолетних. Первореченской школе № 28
в дар преподнес цикл этюдов по Михайловскому заповеднику Псковской области. Дети встречали меня тепло, очень приятно было. Участвовал во многих художественных Всесоюзных, краевых и районных выставках, за которые имею множество Почетных грамот.
Со счету сбился, но в общей сложности, думаю, наберется около 1000 написанных работ. Большинство из них я безвозмездно передал школам, детским садам, библиотекам, музею.
Как писатель начал проявлять себя на пенсии с рассказов, затем стал автором книги о селе Первореченском, где воедино собрал материалы о знаменательных событиях и выдающихся людях. Большая работа была мной проделана над книгой «Десант» о разведчиках – моряках Черноморского флота. За это произведение мою фотографию даже поместили на Стену Славы под Анапой. Писал рассказы как о войне, так и на бытовые темы. Тираж моих книг незначительный, но они тоже хранятся в школах и библиотеках Динского района.
– Какая интересная и содержательная у Вас жизнь…
– В этом году 8 ноября мне исполнится 93 года. Все-таки стар я стал. Уже перестал посещать школы и другие места, изредка бываю на праздничных мероприятиях, но одиноким себя не чувствую. Связь со мной постоянно держат родственники, друзья-ветераны и творческие коллеги.
У меня два сына, и так получилось, что, начиная с поколения деда, у всех в роду были одни сыновья, а так хочется хоть одну внучку. Буду надеяться, что дождусь…

Знаем, что в Краснодарском крае по инициативе губернатора Вениамина Ивановича Кондратьева власти ввели новую меру соцподдержки ветеранов ВОВ. Только к 9 мая было выделено порядка 500 млн. рублей, которые пошли на ремонт жилья, а также на единовременную выплату участникам войны и узникам концлагерей. Михаил Прокопьевич, столько славных поступков Вы совершили для Родины, уверены, что и земляки о Вас не забывают.

– Конечно.  Например, в преддверии годовщины Победы в Великой Отечественной войне в моем доме заменили входную дверь и окно.

 Я искренне благодарен всем, кто помогает одиноко проживающим ветеранам войны, их вдовам, труженикам тыла.

Невозможно не восхищаться Михаилом Прокопьевичем Снесаревым – светлым, добрым и отзывчивым человеком, полным жизнелюбия и оптимизма! Отличный пример для подрастающего поколения!

В преддверии знаменательной даты редакция газеты «Трибуна» сердечно поздравляет ветерана с 75-летием Победы над Японией. Желаем здоровья, счастья и долгих лет жизни!
Беседовала Виктория АВЕРИНА.
Фото автора.