Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Сохранить очаг культуры
28.09.2020 10:52
Агрофестиваль. Первый! Муниципальный! Дистанционный!
28.09.2020 11:31

Счастливые годы, которые не вернуть

Счастливые годы, которые не вернуть

В эти сентябрьские дни отмечает свое 80-летие со дня рождения Виктор Петрович Калинин. Он бывший моряк-подводник, ученый агроном, член Союза журналистов СССР, ветеран труда, многодетный отец и заботливый дедушка. Проживает наш герой в самом центре Динской.

Его уютный домик утопает в зелени. Здесь все сделано своими руками – от крыши до благоустройства двора. Любимое занятие хозяина – выращивание редких сортов деревьев, винограда, кустарников и овощей. Калитка дома редко закрывается. Сюда приезжают и заходят одноклассники, земляки из Пластуновской, друзья, дети, внуки. И всем Виктор Петрович найдет что сказать, чем угостить. Даже любимый пес Дружок разучился лаять и всех приветствует, стоя на задних лапах. Находят тут приют и котята, выброшенные кем-то у центрального рынка. Еще Виктор Петрович пишет документальную книгу о себе, о своей семье и прожитых годах. Несколько страниц в ней посвящены любимой жене Лидии Кузьминичне. Они прожили вместе 47 лет, воспитали четверых детей. К сожалению, Лидочка ушла из жизни в 2013 году. Эту невосполнимую утрату Виктор Петрович до сих пор сильно переживает.
С разрешения Виктора Петровича, автора будущей книги, ниже публикуем некоторые его материалы в сокращении.

Страна моего детства

Ферма, на которой мы жили, была расположена в километре от станицы Пластуновской. Отделяла река, омывающая южную часть поселка. С востока на таком же расстоянии проходила железная дорога. С юга и запада простирались бескрайние поля. Страна моего детства. В реке купались, ловили рыбу, раков. Иногда приходилось купать лошадей. По полотну железной дороги доходили до вокзала, а там от старого здания вокзала, разрушенного во время войны, остался кафельный пол, на котором мы соревновались, чей шарик поднимется выше. С силой ударяли шарик об кафель, и он взмывал вверх, принося то ли победу, то ли поражение ловцу.
Поля. Милые сердцу дали… Воспоминания греют душу. С переездом семьи с фермы в станицу изменился образ жизни. Появились новые заботы, обязанности. Родители, как и все крестьянские семьи, завели много кур, гусей. На подворье замычала корова, в хлеву захрюкали свиньи. Я, в свою очередь, завел голубей, построил голубятню. В моем хозяйстве появились кролики.

Был такой случай

В жизни у меня, как говорится, происходило не так, как у всех людей. В школу, к примеру, заходил трижды.
Первый раз, проявив настырность, мне позволено было ходить со старшей сестрой – вольным слушателем. Походил некоторое время и вернулся в беззаботное босоногое детство.
Второй – как говорится, по полноценному сроку. Но проучился где-то с полгода, заболел коклюшем.
Третий заход увенчался успехом. Начало школьных лет совпало с послевоенным периодом. Воспоминания о них приносят боль и радость. И пытаюсь часто их оттолкнуть, но они, как птицы собираются на юг, слетаются, толпятся, кружат. К ним присоединяются все новые и новые откуда-то издалека, из детства, юности, отрочества…

Морские дали

Школьные годы просто промелькнули. Получен аттестат зрелости, и встал вопрос – куда? Соблазнов было много, но жизненная дорога пролегла на флот. Поступил в мореходную школу по подготовке специалистов для вспомогательных судов военно-морского флота в городе Новороссийске. Успешно ее закончил и по разнарядке был направлен в Дунайскую флотилию.

Окончив учебный отряд по специальности моторист-электрик с работой двигателей в рабочем положении, направлен был для прохождения дальнейшей службы в бригаду малых подводных лодок, называемых в рядах моряков зажигалками. На четвертом году службы командированием разрешено мне заниматься на подготовительных курсах для поступления в вуз.
По поступлению вызова из учебного заведения я получил отпуск, чтобы испытать счастье быть студентом Новосибирского строительного института на факультете архитектуры и градостроительства. Но удача отвернулась!

Посоветовался сам с собой…

В сентябре 1965 года я возвратился в родные пенаты. После длительного отпуска и оказанной помощи по хозяйству я, посоветовавшись с самим собой, решил попытаться поступить на работу в районную газету «Трибуна». Собрал несколько фотоснимков, что готовил, когда собирался поступать во ВГИК, и поехал в Динскую, где располагалась редакция газеты.
Меня приняли хорошо, понравились мои материалы, и редактор Владимир Андреевич Дружинин предложил написать заявление о приеме на работу. Как раз требовался фотокорреспондент, прежний уволился по собственному желанию. И с первого октября, получив задание, влился в небольшой, но очень живой, дружный, творчески настроенный коллектив, в котором проработал более 12 лет. Это был расцвет, становление, закрепление моей личности как газетчика, человека, семьянина, специалиста. Из провинциального любителя фото, благодаря творческой, пронизанной единой, я бы сказал, семейной теплотой, с беспокойством «один за всех, все за одного», я стал почти профессиональным газетчиком.
8 января 1975 года был принят в члены Союза журналистов СССР. В краевом фотоконкурсе, посвященном 100-летию В. И. Ленина, за работу «Журналистскими тропами» занял третье место, неоднократно награждался денежными премиями, ценными наградами. Удостоен диплома за творческий подход и высокое качество фотоиллюстраций.

Поступил в институт и женился

В 1975 году по настоянию Николая Игнатовича Кондратенко, в то время секретаря Динского райкома КПСС, поступаю в Кубанский Ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт.
В этот период, ставший главным в моей жизни, я женился. Бог за то, что я в него не верю, послал мне неповторимого, незаменимого спутника жизни. С переходом обучения по специальным предметам мне настоятельно рекомендовали в деканате работать агрономом.
Начал с бригадира растениеводства в совхозе «Динской». Через год назначили агрономом-семеноводом, а в октябре 1977 года снова сел за стол, занялся писаниной и работой с людьми в аппарате райкома партии в должности инструктора сельскохозяйственного отдела.
После трех лет работы инструктором, секретарем райкома было предложено мне возглавить парт-организацию Новотитаровского плодово-ягодного совхоза. По семейным обстоятельствам сразу дал отказ. Время дали подумать. Посоветовавшись дома, пришли к единому мнению, и я через пару дней зашел в кабинет Н. И. Кондратенко, изложил причину отказа, и он, согласившись, предложил свободное трудоустройство.
Подвернулся случай. Правда, не одобрен многими: как так – покидая колесницу партийную, сесть в профсоюзную. Рангом ниже. Но, несмотря на это суждение, я согласился сесть в профсоюзную, дабы быть недалеко от дома: тогда двое детей учились в техникумах и столько же – в школе.

Практические навыки

Шел уже четвертый год, как я закончил институт.
Вначале работал агрономом бригады, через полгода возглавил бригаду. Через четыре года, точнее в 1988 году, коммунисты хозяйства избрали секретарем парткома, а в декабре 1991 года в связи со стихией в политической жизни страны деятельность партии остановлена, партком упразднен, и меня переводят бригадиром садовой бригады колхоза. Два года с 15 женщинами и механизаторами занимался уходом за многолетними насаждениями, которые занимали площадь более 130 гектаров. Обрезка, ремонт, защита,
уборка урожая и его реализация велись нами, как государство в государстве, то есть полная самостоятельность, и никто из руководителей не посещал наш производственный участок.
Второго сентября 1993 года был переведен из садовой бригады в полеводческую, коллектив третьей бригады был большой – более 20 человек в женском звене, за 50 – в мужском. Площадь посевов определена двумя тысячами 800 гектарами, да плюс животноводческая ферма.
В 1994 году уволился из колхоза и перешел на работу в совхоз «Динской» главным агрономом. Вот уж полная свобода действий, применение тех знаний и приобретенного небольшого опыта, по крупицам собранного из бесед, интервью, материалов, подготовленных мной для заседаний бюро райкома партии. Совхоз полностью обеспечивал себя кормами, получал высокие урожаи зерновых. Помнится, собранного в один год (в 1988 год) зерна пшеницы было столько, что часть его по отчетам пришлось переводить как зерно кукурузы. Урожайность зашкаливала.
В 1998 году колхозники СТО «Кубань» (бывшего колхоза «40 лет Октября») пригласили вернуться в хозяйство и избрали своим руководителем. Два года упорного труда – и коллектив поправил хозяйские дела. Урожайность поднялась на средний уровень по району. Буренки молочка стали прибавлять. Улучшилась организация работы. И полилась маленьким ручейком копеечка в колхозную казну, стали погашать долги по зарплате. Некоторые из них, особенно в полеводческих бригадах, получили по 15-20 тонн зерна в счет заработка благодаря сверхплановой урожайности.
Но тут подошла пенсия. И я с радостью ее принял…