Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Не позволяйте Интернет-мошенникам вас обмануть
24.05.2021 10:10
В Краснодаре провели историческую реконструкцию Невской битвы XIII века
24.05.2021 11:19

Ошибки в воспитании детей, или О поощрении и наказании

Ошибки в воспитании детей, или О поощрении и наказании

Здравствуйте, уважаемые родители, дедушки и бабушки! Наверное, многие из вас задумывались над вопросом: «Правильно ли я воспитываю своего ребенка?»

Существует семь типов неправильного воспитания в семьях:
1. Гиперпротекция потворствующая. При этом неправильном типе воспитания ребенок находится в центре внимания родителей и других членов семьи. Он – кумир семьи! Взрослые стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей, потакают всем его прихотям и капризам. Родители добиваются послушания малыша, благодаря поощрениям и заискиванию. Ребенок вырастает избалованным и эгоистичным.
2. Гипопротекция потворствующая. Ребенок предоставлен самому себе, родители его не контролируют, они заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению у детей. Такие несовершеннолетние систематически прогуливают школу.
3. Повышенная моральная ответственность. При таком нарушенном воспитании в семье сочетаются высокие требования к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет помощником матери. Например, он нянчит младших детей, пока мать находится на работе. Так дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна! И в итоге ребенок вырастает тревожно-мнительным.
4. Эмоциональное отвержение. Это воспитание по типу «Золушки». Нежеланный ребенок, которого унижают и оскорбляют в семье. Ребенок в этой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей. Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств у ребенка.
5. Жестокое обращение с детьми. Жестокое обращение –
это самый плохой, недопустимый тип воспитания. Родители злоупотребляют наказаниями, избивают ребенка, лишают его удовольствий, не удовлетворяют его потребности. Все это перерастает в физическое насилие над ребенком. А как же быть, если в семье растет агрессивный ребенок? Растущий человек становится жестоким, потому что не знает ничего другого. Чтобы ваш ребенок был психически и физически здоров, оберегайте его от семейных разборок и скандалов. Чаще прислушивайтесь к своему чаду, ставьте себя на его место. Тогда ребенок научится сопереживать другим людям.
6. Воспитание в культе болезни. Фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании ребенка. Родители формируют образ «больного», проявляют особую заботу. В результате ребенок делает вывод: «Меня любят тогда, когда я болею». Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоизм, завышенный уровень притязаний.
7. Противоречивое воспитание. Резкая смена приемов воспитания в семье. Например, резкий переход от строгого стиля
воспитания к либеральному и наоборот. Подобное отношение родителей содействует формированию в характере ребенка упрямства, тревожности, неустойчивой самооценки.
Как же родители выражают свою любовь к детям?
Обычно к детям от 1 года
до 10 лет можно обращаться со словами: «Котик мой», «Зайчик», «Ласточка», «Золотой(ая)», «Ты мой самый лучший в мире!»
К подросткам в некоторых семьях обращаются чаще всего: «Ты мой помощник», «Молодец!», «Ты мой рыцарь», «Ты мой защитник», «Ты мой будущий кормилец»…
Самыми распространенными способами выражения любви к детям являются контакт глаз и физический контакт. Открытый и доброжелательный взгляд важен для ребенка любого возраста. Он помогает избавиться от неуверенности и стресса.
Не менее важен для полноценного развития ребенка в семье физический контакт. С рождения до 8 лет малыш желает, чтобы его постоянно обнимали, ласкали, усаживали на колени, целовали. После 8 лет дети становятся более независимыми от родителей. Большинству из них уже не нравится, если их обнимают и целуют на людях. У детей появляется чувство собственного достоинства, они хотят, чтобы их уважали, начинают подражать сверстникам. В этом возрасте могут появиться плохие манеры (ребята плохо ведут себя за столом, толкают друг друга), признаки бунтарства (особенно у мальчиков).
Подростки в 11-15 лет все меньше склонны «терпеть» объятия и поцелуи родителей. Но потребность в любви и заботе у них остается. Особенно это необходимо, когда дети переживают, болеют, испытывают трудности в учебе, страхи во сне. Поэтому не бойтесь обнять за плечи, прикоснуться к руке, потрепать по голове ваших детей, когда они в этом нуждаются.
Свои требования в семье старайтесь высказывать не в приказном порядке (это всегда вызывает у детей протест), а спокойным, доброжелательным тоном. Не следует назойливо опекать и постоянно одергивать ребенка («Нельзя!», «Не кричи!», «Не бегай!», «Не вертись!»)
Всегда объясняйте причину запрета: «Нельзя играть с мячом в квартире, так как можно что-то разбить, испортить».
Не унижайте личность подростка. Не твердите ему: «Непонятно, что у тебя вместо головы!», «Ты только и знаешь, что говоришь разные глупости!» Тем более, уважаемые родители, не допускайте нецензурной брани в своей семье.
Самая распространенная ошибка молодых родителей заключается в том, что они ожидают немедленного выполнения детьми их требований: «Бросай игру, одевайся!», «Заканчивай уроки, иди ужинать!»
Опытные родители в данном случае требуют неназойливо: «Заканчивай игру, через столько-то минут выходим из дома», «Закончишь подготовку уроков, помни, что ужин через полчаса».
Особенно важно быть последовательными в своих требованиях. Если в семье заведено, что дети выполняют уроки каждый день с 15 до 17 часов, то при любых обстоятельствах этот факт должен учитываться всеми членами семьи.
Родителям о детях:
● Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
● Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
● Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
● Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
● Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
● Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Как найти путь к бесконфликтной дисциплине?
● Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
● Ребенку нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать, играть. Все это и многое другое –
проявление естественных и важных для развития детей потребностей.
● Взрослые должны согласовать правила между собой. Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.
● Тон предъявления требования или запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Предложения лучше строить в безличной форме. Лучше сказать «Конфеты едят после обеда», чем «Не смей есть конфеты!»
● При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
Н. В. БОРОДИНА.
Педагог-психолог Динского социально-реабилитационного центра для детей и подростков.