Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Слово к молодежи
11.02.2022 07:40
В Динском районе за последние сутки зарегистрировали 51 случай заболевания COVID-19
11.02.2022 17:48

Фашистам не покорились

Фашистам не покорились

Великая Отечественная война 1941-1945 годов для жителей нынешнего Динского района (а до войны это были Новотитаровский и Пластуновский районы), как и для всего советского народа, стали годами тяжких испытаний, страшного разорения и великих жертв.
Первый бой в Брестской крепости

Война докатилась до наших кубанских станиц в первых числах августа 1942 года. А вот защищать Отечество наши земляки начали с первых минут Великой Отечественной, и уже с 3 часов 15 минут 22 июня 1941 года они вступили в бой с фашистами у стен Брестской крепости. Дело в том, что довоенный призыв, в том числе и молодых ребят из нашего района, шел в Белорусский особый военный округ. И ни один воин того призыва не посрамил себя трусостью или изменой. Наоборот, рядом с такими командирами, как майор Гаврилов, они показали себя смелыми, отважными, мужественными бойцами Красной Армии, все – более 500 человек…
Уже 23 июня 1941 года, ровно в 12 часов дня колонна новотитаровцев из 50 человек на лучших тракторах и полуторках ушла на призывной пункт Краснодара, а оттуда на Крымский фронт, в состав 51 Красной Армии генерала Ф. И. Кузнецова.

Новотитаровский аэродром

В станице Новотитаровской срочно достраивался новый аэродром, на который уже в августе 1941 года стали приземляться тяжелые бомбардировщики 453 авиационного полка. 34 бомбардировщика уже через несколько дней, получив боекомплект, стали наносить страшные удары по врагу, рвавшемуся к Севастополю, Симферополю, Николаеву, Ростову. Без истребительного сопровождения летчики направляли свои боевые машины на врага. Появились первые потери. Экипажи гибли над территорией, занятой противником. И тогда молодой командир полка, майор Яков Прокофьев, стал обучать летчиков технике ночных полетов. Суровая снежная зима не останавливала боевых работ полка. Каждый день днем чистили аэродром, а ночью с него улетали пассажиры, в основном школьники с классными руководителями-женщинами. Также экипажи уходили в ночное небо выполнять боевые задания. И так круглые сутки. Полк на нашей земле воевал без малого год, только в конце июля 1942 года, за неделю до оккупации немцами станицы, на единственном оставшемся бомбардировщике летный состав покинул Кубань для переформирования в Азербайджане, в городе Кировобаде (ныне Гянджа).
А район уже жил по законам военного времени. Юноши со средним образованием направлялись в военные училища, девушки изучали медицину, мужчины призывного возраста получали повестки в действующую армию. Райком партии комплектовал из коммунистов и комсомольцев партизанские отряды и подполье, создавал истребительные батальоны для борьбы с диверсантами, дезертирами, парашютистами, бандитами и грабителями, паникерами и предателями Родины.

Атака казаков

С октября 1941 года на Кубани развернулось патриотическое движение казаков непризывного возраста с целью создания добровольных казачьих кавалерийских дивизий из числа колхозников края. И уже 2 декабря 1941 года в дивизии № 1 проходили военную подготовку в станице Платнировской наши два эскадрона добровольцев. 23 февраля 1942 года три дивизии добровольцев, сведенные в 17 казачий кавалерийский корпус, приняли присягу и получили боевые знамена. С апреля 1942 года корпус получил первую боевую задачу – занять оборону по левому берегу реки Дон, от станицы Манычской до станицы Кагальницкой и далее по восточному побережью Азовского моря до Геленджика.
А 30 июля корпус срочно перекрыл дорогу наступающим фашистам на рубеже станиц Кущевская – Шкуринская – Кисляковская. Неделя боев на кубанской земле показала силу и мощь казаков, мужество и беспредельную отвагу, верность своей Отчизне. Головорезы генерала Листа из дивизии «Зеленая роза» были жестоко изрублены и обращены в паническое бегство. Красные конники гнали их несколько километров, нещадно уничтожая. Вот как описываются очевидцами те события:
«Полки казаков развернулись по фронту до двух километров, в четыре ряда, имея промежутки между всадниками до шести шагов:
такой уставной интервал создавал наилучшие условия для рубки шашкой на скаку. Командир дивизии полковник Миллеров и коммисар Шумилов выехали перед строем так, чтобы их видели все конники. Миллеров обнаженной шашкой указал направление атаки. Затем его клинок описал блеснувший на солнце круг. Это был сигнал. Казаки двинулись на сближение с противником. Немцы открыли огонь, падали убитые и тяжелораненые. Но строй двигался вперед, ровняя ряды. Казаки перешли на рысь, потом, по новому сигналу Миллерова, на галоп и бешеный карьер. Молниями засверкали отточенные клинки, перекатами грянуло русское «Ура!». На полном скаку кубанцы обрушились на фашистов, и началась жуткая для врага казачья сабельная рубка».

Первый бой

В то же время боевые действия казачьего корпуса позволили выйти из-под Ростова нескольким дивизиям и начать подготовку обороны на подступах к Краснодару, у станиц Пластуновской, Динской, Новотитаровской. Самое опасное направление – дороги из Ростова и Ейска, ведущие в город Краснодар, – перекрывали полки 30 Иркутской дивизии под руководством полковника Аршинцева. Роты и батальоны дивизии срочно получали пополнение из ребят, призванных накануне в городе и ближайших станицах. Их сборный пункт и формирование осуществлялись в станице Динской, в сараях кирпичного завода. И 3, 4 ,5 августа маршевые батальоны с участием полутора тысяч призывников пешим строем уходили в Новотитаровскую, в 30 Иркутскую дивизию; тысячу направили в 349 дивизию, занимавшую оборону у станицы Васюринской, и тысячу – в 339 дивизию, выходившую к хутору Сосновскому до поселка Копанского.
Должен прямо сказать, что судьба этого пополнения очень трагична. Только в 30-й дивизии ребятам дали оружие и быстро научили с ним обращаться. Так, в первом бою у Новотитаровской боец Борис Куликовский прицельно вел огонь из засады, уничтожая вражеских мотоциклистов и велосипедистов, за что был отмечен командиром роты 256 стрелкового полка. Более 70 фашистов было уничтожено ранним утром 7 августа на северной окраине Новотитаровской. Оставшихся в живых немцев ребята взяли в плен. Были и трофеи: пулеметы, автоматы, винтовки. Но бойцам-мальчишкам больше всего нравились велосипеды, на которых они попробовали ездить впервые.

Оккупация

Уже в сентябре 1942 года на территории наших районов начали свою работу подпольные группы партизанских отрядов И. К. Сероштана и В. Д. Огненного. В станицах стали появляться листовки, призывающие население саботировать власть захватчиков, их новый порядок и принудительные работы. Активно это делала молодежь, которая устраивала подрывы автомашин на дорогах, уничтожала гужевой транспорт, похищала оружие и обрывала линии связи. Дерзость юных патриотов, их решительность и смелость были отмечены после оккупации боевыми наградами.
Витя Соловьев был представлен к ордену Славы, Юра Пачков награжден медалями «За оборону Кавказа» и «Партизан Великой Отечественной войны», Витя Гурин – медалью «За оборону Кавказа», посмертно. Погибли от рук палачей Федя Бэхало из станицы Васюринской, Ваня Саенко из станицы Новотитаровской, был избит до смерти полицаями учитель из станицы Динской Иван Лебедь, страшным пыткам подверглась юная патриотка Фрося Жаворонкова.
Действия подпольщиков и партизан в январе – начале февраля 1943 года спасли от рабства многие сотни молодых станичников. На хуторе К. Маркса было спасено более 60 человек. Разведывательные данные, особенно касающиеся минных полей вокруг станиц и хуторов, помогли наступающим частям Красной Армии с наименьшими потерями освободить район.

И диктор Левитан
сообщил

Освобождение района началось в первых числах февраля 1943 года с севера войсками 37 армии генерала П. М. Козлова и с юга 46 армией генерала И. П. Рослого. После месячного наступления советских войск, прошедших с боями более 600 километров от Орджоникидзе, армиям была поставлена задача обойти Краснодар с севера, окружить и уничтожить 150-тысячную группировку фашистов. Растянутость тылов армий, отсутствие танков, артиллерии и авиации, сильная оттепель, расквасившая все дороги, ведущие к Краснодару, не позволили Красной Армии выполнить эту задачу, но Краснодар и близлежащие районы были освобождены от захватчиков.
7 февраля 36-й полк 9-й горнострелковой дивизии и 31-й стрелковой дивизии 46-й армии Рослого освободили станицу Васюринскую, продолжая наступление.
8 февраля было освобождено село Первореченское, 9 февраля – поселок Агроном и южная часть до железной дороги станицы Динской, а центр и северную часть станицы Динской освободила 389 стрелковая дивизия полковника Колобова. Перед этим она выбила фашистов из станицы Пластуновской, где отличился со своими разведчиками лейтенант Хайдаров. 9-10 февраля жестокий бой разгорелся за село Красносельское. Здесь умелый штурм по позициям врага организовал лейтенант Великодный, получивший ранение, но не ушедший с поля боя. В это же время другие полки 389 стрелковой дивизии завязали бои за хутор Карла Маркса и станицу Новотитаровскую. Усилиями бойцов 2 гвардейской и 389 стрелковой дивизии утром 12 февраля районный центр Новотитаровского района был освобожден, о чем сообщил знаменитый диктор Левитан в сводке Совинформбюро. Здесь также отличились разведчики во главе с младшим лейтенантом санитарной службы Тамарой Стацура, которая, разгромив несколько огневых точек врага, первой ворвалась в станицу и водрузила над райкомом партии Красный Флаг Победы.
А подразделения 295 стрелковой дивизии, освободив 10 февраля станицу Старомышастовскую, пробивались к станице
Нововеличковской. Совместными действиями со 2 гвардейской дивизией станица была освобождена в районе реки Понура. На полях и центральной гребле погибло более двух сотен солдат и офицеров дивизий. Только 17-18 февраля 1943 года на территории нашего района прекратились ожесточенные бои на Понуро-Осечкинской оборонительной линии фашистов у Копанских хуторов, станиц Воронцовской и поселка Найдорф.

О предателях
и героях

Фашисты оставили в земле нашего района много смертоносного металла, который убирали до 1948 года саперы, а затем мальчишки и девчонки, обученные саперному делу.
В станицах срочно организовывались госпитали, женщины стирали бинты, резали простыни, ухаживали за израненными воинами, кормили и поили солдат чем могли. Фронт и тыл были едины. Желанием всего народа было разбить неприятеля, избавиться от кошмара фашистов-извергов.
Не обошлось и без предательства, но таких были единицы. Ненависть народа к этим подонкам и сейчас будоражит сознание честных людей.
Для организации диверсионной работы на Кубани фашисты привезли хана адыгов Келеч-Гирея, бывших белогвардейских генералов Краснова и Шкуро, которые должны были создать кубанскую освободительскую армию по образу и подобию генерала Власова. Со всей Кубани они набрали около двух тысяч отщепенцев, которые, как и Власов, Краснов, Шкуро были разгромлены советскими солдатами и казнены, как предатели Родины.
В марте 1943 года молодежь района собрала средства на танк Т-34, который подарила воинам генерала Кравченко. Экипаж танка бил фашистов на Украине, в Белоруссии, принимал участие в освобождении Праги.
С апреля 1943 года в Новотитаровской приземляется корпус генерала Е. Я. Савицкого, его летчиков, прилетевших из Сибири и Дальнего Востока, обучает бить фашистских асов капитан А. И. Покрышкин. К августу 1943 года наши соколы наголову разобьют асов люфтваффе Геринга, окончательно похоронив легенду об их непобедимости.
Пройдут годы, и дважды Герой Советского Союза Евгений Савицкий и трижды герой Александр Покрышкин станут маршалами авиации Советского Союза.
В Великую Отечественную войну среди солдат не было понятия «национальность». На всех братских (именно братских) захоронениях выбиты фамилии русских и белорусов, украинцев и молдован, узбеков и евреев, татар и армян, грузин и чеченцев.
Велик наш народ-победитель! И как нам, его сыновьям и дочерям, не гордиться им!
Борис КОЗАЧЕНКО.
Заслуженный работник культуры Кубани.

 

Маршал Жуков и сверхсекретная «ФАУ-2»
И конечно же, публикуя материал известного краеведа Бориса Константиновича Козаченко, мы не смогли обойти вниманием тему, которую он поднял в одной из наших предыдущих встреч: «А был ли знаменитый Георгий Константинович Жуков, маршал Победы, в годы войны на территории Динского района?».
Ведь мы свято чтим память легендарного полководца, его именем названа динская школа № 4, в которой есть известный школьный музей, где под руководством Л. В. Косуха собраны уникальные экспонаты, в том числе и баян, когда-то принадлежавший маршалу.
– Все дело в том, что в годы войны нынешний Динской район назывался Новотитаровским и в его состав входил хутор Копанской, – рассказал Борис Константинович. – И вот в 1943 году Георгий Константинович Жуков был на нашем хуторе. От адъютантов он узнал, что здесь по дороге на Тамань немцы бросили застрявший прицеп с «громадной трубой и небольшими крылышками у хвоста». Вот эту «трубу с крыльями» и приезжал посмотреть легендарный маршал. Ведь это была сверхсекретная «ФАУ-2», немецкая боевая ракета!
Очевидцы рассказывают, что тогда охрана извлекла из корпуса двух перепуганных мальчишек, рассматривающих агрегаты и трубки. Их привели к маршалу, который спросил фамилии. Старший сказал: «Колька Кокора, сирота, а брат Семен – артиллерист, бьет врага здорово!».
А в апреле 1945 года был взят Одер.
Г. К. Жуков в 286 стрелковой дивизии потребовал назвать имена героев, их осталось всего двое: лейтенант Семен Кокора и сержант Норсеев. Склонившись к раненым, полководец сказал: «Тебе, лейтенант, привет от брата Николая с Кубани! Будем жить, победители! Герои!».
Виталий УШКОВ.

 

Послесловие.
Говорят динчане
Завтра, 11 февраля – памятный для всех нас день освобождения советскими войсками станицы Динской от фашистских захватчиков!
А что значит эта дата в жизни простых тружеников, наших земляков?
– Для меня все, что связано с любимой Динской, очень важно! – рассказывает динчанка Любовь Степановна Синельникова (Строкач), проработавшая более 20 лет кадровиком на одном из предприятий райцентра. – Тем более, освобождение нашей малой Родины от гитлеровского ига. За мирное небо и возможность спокойно жить я говорю спасибо всем воинам в лице моих дедушек, ветеранов Великой Отечественной войны Василия Саввича Строкача и Николая Мартыновича Славгородского.
А вот в жизни семьи пенсионера Ивана Ивановича Синельникова освобождение станицы Динской сыграло очень важную роль. Его отец, Иван Степанович Синельников, в 17 лет из Украины был угнан фашистами в концлагерь в Германию, чудом остался жив и после войны смог вернуться и обосноваться в Динской, где и встретил свою любовь и будущее.
Елена Сергеевна Хозина, завуч по воспитательной работы школы № 1 станицы Динской делится сокровенным:
– Для меня Великая Отечественная война, прежде всего, память о моем дедушке – Алексее Петровиче Козыревском! Он освобождал Украину, был тяжело ранен в бою под Ростовом-на-Дону. А день освобождения нашей станицы – это повод рассказать тем, кто живет здесь недавно, и нашим детям, о героях-освободителях, напомнить о том, что мы сильны, когда вместе!
С читателями газеты беседовала
Мария МЕЛКУМЯН.