Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
И в космосе , и на поле боя – мы всегда будем первыми!
22.04.2022 08:06
Трактористка Полина и журнал «Огонек». Газета «Трибуна» 1976 год
22.04.2022 08:26

Здравствуй, земляк, или Прививка от национализма!

Здравствуй, земляк, или Прививка от национализма!

События имели место в бывшем СССР в пору перестройки, когда из-за необдуманного, а возможно, и с подачи западных спецслужб, шага властей разразился конфликт в Нагорном Карабахе. Это привело к гибели многих ни в чем не повинных людей, ранее мирно живущих, но оказавшихся заложниками своего времени.
Еще не развалившийся Союз, город Сумгаит, АзССР. Конец зимы. Февраль 1988 года. По телевидению транслируются XV зимние Олимпийские игры, проходившие в городе Калгари (Канада) и оставшиеся в нашей памяти, как самые удачные для выигравших рекордное количество медалей спортсменов Советского Союза. Второй тогда стала команда ГДР. Для обеих команд выступление в Калгари стало «лебединой песней», поскольку к следующей Олимпиаде оба государства исчезли с политической карты мира.
Тогда мы и представить не могли, как в один миг все может кардинально поменяться. Ничего не подозревая, радовались жизни и смотрели в светлое будущее, оказавшееся в итоге не совсем светлым для многих жителей ныне постсоветского пространства.
Воскресенье, 28 февраля. Выглядываю в окно третьего этажа новой девятиэтажки – не верю глазам… По дороге движется разъяренная толпа в повязках, дико кричащая, с какими-то лозунгами, и военная техника следом! «Что это, митинг?» – пронеслось в голове подростка, видавшего подобное только в фильмах.
Утро, 29 февраля. Мама ушла на работу первой. Следом за ней ушел папа, но спустя немного времени вернулся. Мы с сестрой и братом собирались в школу.
– Нет, в школу не пойдете! – резко заявил отец. – В городе неспокойно!
Выйдя на улицу, он увидел выброшенную из окон квартир мебель, всюду погромы. В воздухе веяло смертью… «Что делать? – обо всем догадавшись, думал он. – Куда бежать? Как спасти семью? Ведь если нагрянут националисты, то беды не избежать…»
Через некоторое время мама возвращается с работы вся в слезах. Оказывается, пока мы находились в неведении, в городе творилась кровавая вакханалия…
Все произошло на почве событий, решающих судьбу Нагорно-Карабахской автономной области. Инициативной группой жителей Карабаха было написано письмо на имя Михаила Горбачева, генерального секретаря СССР, с требованием передать НКАО в состав Армении, против чего выступал Азербайджан, желающий присоединить НКАО к себе. Как итог, в Сумгаите разразился этнополитический конфликт, переросший в незаконные действия азербайджанских националистов против армянского населения, живущего волею судьбы здесь же. Имевшие место
с 26 по 28 февраля беспорядки сопровождались массовым насилием, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением имущества. В мирное советское время сброд националистического хулиганья, якобы отстаивая свои интересы, врывался в каждую армянскую семью, заранее заполучив адреса. Не жалели никого: ни стариков, ни детей, ни женщин, – издевались и убивали на глазах друг у друга.
Мы сидим дома. Папа, 38-летний отец троих детей, с болью в глазах, и молодая мама, бесперерывно плачущая… Подпираем входную дверь изнутри в нашей недавно полученной квартире моим пианино – единственным средством защиты от внезапного вторжения обезумевших головорезов. В мучениях проходит день, а вечером раздается стук в дверь. На пороге – милиция и наш дедушка. Оказывается, вся наша родня уже была эвакуирована из густонаселенных армянами микрорайонов в охраняемые введенными в город российскими войсками объекты: дома культуры, санатории, воинские части. Мы жили в новом здании, одна армянская семья на всю многоэтажку. Приехали за нами на «воронке». Садимся в машину с решеткой и под охраной едем в Дом культуры, окруженный солдатами и бронетехникой. В городе вводится комендантский час.
Кружится голова от увиденного. Полное фойе народа – все кричат, плачут, кто в бинтах, кто покалечен… Невыносимая паника. Становится жутко. Проходит слух о том, что крыша здания заминирована. Всеобщий плач матерей, хватающих своих детей в охапку, усиливается. От страха у нас с сестрой пропадают голоса, и, как в страшном сне, мы не можем говорить…
Три дня проходят в ужасе, без сна, отдыха и практически без еды. Сидеть не на чем, только на полу. Лежать удается только по очереди, так как нет места. Через пару дней людей начинают развозить по санаториям, воинским частям и другим защищенным объектам, предоставляя выбор. Папа выбирает воинскую часть – так будет безопаснее…
Нас везут в пригород Сумгаита в поселок Насосный. Солдат, проходящих срочную службу, переселяют из казарм на полигоны, разбив там палаточные лагеря, а на их места размещают нас, беженцев. Здесь, впервые за все это время, удается облегченно вздохнуть – вроде опасность миновала…
Военнослужащим приходится готовить еду уже не только на себя, но и на пострадавших. Мы помогаем им готовить, мыть посуду и убирать. В течение недели под охраной в заколоченном автобусе людей возят в баню, а также по домам, чтобы забирали необходимые вещи и документы. Папа привозит из квартиры, помимо вещей, полный ящик зеленого горошка, произведенного Динским консервным заводом, – гостинец от наших родных с Кубани, и передает в столовую воинской части.
8 марта власти объявляют о стабилизации положения в городе, снятии комендантского часа и разрешают разъезжаться по домам. Но родители, опасаясь, принимают решение уехать. 9 марта утром садимся в поезд, который увозит нас навсегда из когда-то родного и любимого города Сумгаита в тогда еще совсем незнакомый Краснодар. В станице Динской нас встречают в слезах бабушка и родные, которые все это время не находили себе места, потеряв с нами связь: «Слава Богу, вы живы!»
Прошло много лет с тех пор, и однажды в станице Динской мой отец случайно познакомился с жителем поселка Украинского Андреем Пукасем, который в беседе рассказал, как он в молодости, в 1988 году, служил в воинской части станции Насосной города Сумгаита АзССР – там же, где нас охраняли русские солдаты…
– Ну, здравствуй, земляк! – сказал папа, и слезы выступили у него на глазах. – Спасибо тебе, братское сердце! Ведь тогда ты спас мою семью!
Я и моя семья, как и сотни других семей, спасенных русскими солдатами, будем всегда благодарны им за помощь и защиту. А сейчас российская армия спасает от нацистов братский нам народ Украины. Наша сила в правде, и храни Господь всех российских солдат, какой бы национальности они ни были!
Мария МЕЛКУМЯН.

А сегодня наша Мария
В городе Краснодаре прошел последний отборочный тур краевого конкурса «Родную землю славлю». 44 муниципальных образования представляли свои таланты, и по итогам оценок жюри исполнители песен, чтецы и хореографические коллективы отбирались в финал, который состоится 7 мая в Центральном концертном зале краевой столицы.
Поздравляем корреспондента «Трибуны», музыканта Марию Мелкумян с прохождением в финал, где она вновь исполнит свою авторскую композицию в номинации «Лучшая работа композитора в песне».

Мои родители Галина и Михаил Гукасян.

Я, Мария, в центре, и мои брат с сестрой Арсен и Карина (двойняшки).