Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Факел, который нужно зажечь
08.10.2013 14:59
Русская окрошка и сто шаров в небо
09.10.2013 10:08

Родом из прошлого века

Родом из прошлого века

С этого номера мы начинаем цикл публикаций, посвященных дорогой сердцу многих из нас школе, руководит которой Людмила Ивановна Беловол – учитель и директор от Бога.

«Царственная» история

По архивным данным строительство школы относится к 1902 году, официальное открытие – к 1903 году. Оно велось на средства жителей станицы и предназначалось для обучения девочек – как казачек, так и иногородних. Однако власти не хотели принимать школу. Тогда общественность пошла на небольшую хитрость – решили дать школе имя царствующей семьи Романовых. Сработало, школа была открыта.

В период революции и гражданской войны в здании школы находился госпиталь для военных, а 11 июля 1922 года власти приняли решение о возобновлении занятий в школе.

Школа имела два здания. Одно находилось на улице Базарной (ныне угол улицы Чапаева и улицы Ленина). Это здание сохранилось до настоящего времени. Второе здание было построено несколько позднее в самом центре станицы Динской на улице Красной. Находилось оно рядом со зданием райисполкома на углу улицы Красной и улицы Шевченко. Во время строительства нового здания райисполкома (ныне это здание районной Администрации) школа была снесена.

К этому времени велось строительство нового здания школы на пересечении улиц Калинина и Чапаева. Школа продолжила свою работу в новом здании в 1971 году.

Заступился за Пушкина

Иван Константинович Лебедь работал в предвоенные годы в школе учителем математики и физики. Это был прекрасный педагог, человек большой души – грамотный, интеллигентный, знающий свой предмет.

Молодой, стройный красавец с вьющимся чубом отличался скромностью и добродушием, хорошо играл на гитаре, умел тронуть детскую душу убедительным словом. Школьники после его урока не спешили на перемену, оставались в классе, чтобы послушать музыку, пообщаться. Они очень уважали учителя и во всем хотели походить на него.

Последний поступок, совершенный Иваном Константиновичем, навсегда останется примером гражданской смелости и подлинного мужества.

Во временно оккупированной станице фашистам хотелось чувствовать себя настоящими хозяевами. Однажды в центре Динской они разожгли большой костер, куда без жалости бросали книги из расположенного рядом киоска. Иван Константинович Лебедь какое-то время наблюдал за их действиями, потом подошел и, пытаясь остановить варварство, сказал: «Зачем же вы бросаете в огонь и нашего Пушкина, и вашего Гете?» Конечно же, фашистам не понравился упрек в свой адрес. К тому же они были обескуражены решительностью и смелостью динчанина. Фашисты в упор расстреляли учителя. К его телу не разрешали подойти ни в тот день, ни на второй, ни на третий; грозили учинить такую же расправу с каждым, кто не признает новый порядок. Только через какое-то время тело было предано земле, учителя похоронили вблизи здания школы. Когда немцев прогнали, на могиле установили крест. Ухаживали за могилой ученики и учителя 30-50-х годов, а в мае 1996 года останки И. К. Лебедя были перезахоронены на мемориал Воинской Славы в станице Динской.

Фронтовики

После войны число учащихся в школе росло. Возвращались эвакуированные с детьми, приезжали новые семьи. Пополнялся и педагогический коллектив.

Первым влился в учительскую семью инвалид Отечественной войны Дмитрий Григорьевич Бублик. В то время он был еще совсем молодым лейтенантом. Бывший сапер вернулся с войны с боевыми наградами: орденом Отечественной войны II степени, Красной Звезды, боевыми медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». Здоровье отняла война, ему бы посидеть дома, но он не смог; пришел работать в школу, в которой когда-то сам учился и закончил 10 классов.

Учителем младших классов стал работать в школе Николай Гордеевич Бут, бывший связист, прошедший боевой путь от Кавказа до Берлина (освобождавший и наш район), награжденный орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями.

Александр Федорович Зеленев также воевал на многих фронтах, награжден медалями «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». Прекрасный педагог, наставник учеников и учителей, он стал Заслуженным учителем РСФСР. Другая фронтовичка – Мария Ивановна Артеменко – служила в спецчасти, имела боевые награды, могла поведать многое о партизанском движении. Она стала учителем начальных классов. Подруга М. И. Артеменко Мария Михайловна Глушко – боец-санитар 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса – открывала для Динских школьников другую страницу истории Великой Отечественной войны. От Кубани до Праги конники корпуса ходили в стремительные атаки через дремучие леса, непроходимые болота, не раз пробирались в глубокий тыл врага, где уничтожали штабы, живую силу, связь противника.

Возрождение

«Для того, чтобы возобновить занятия в школе, очищать от мусора будущие аудитории вышли все педагоги – полуголодные, ослабленные, – вспоминает Иван Никифорович Боярко, – ведь только-только закончилась оккупация. Школьные здания враги использовали под казармы, конюшни, а при отступлении стремились все уничтожить. Мы застеклили окна, провели другой ремонт. Не хватало всего: мебели, тетрадей, ручек, учебных пособий. Столы, скамейки и другую мебель ученики и их родители приносили из дома, изготавливали сами. За одной импровизированной партой сидели ученики – по трое, четверо. Вместо тетрадей – старые газеты, книги, журналы. Писали между строк. Счастье, если на страницах было много пробелов. Не говорю уже о температуре в классных комнатах. Топить было нечем, самодельные чернила, сваренные из плодов бузины, красной свеклы, луковой шелухи, замерзали в «непроливайках», в пузыречках. Про электричество забыла вся Динская. Уроки шли по 30 – 35 минут, чтобы занятия в две смены начинались и заканчивались засветло. Полуголодные, исхудалые, бледные, с частыми головными болями от недоедания и перегруженности учебой, домашними работами, работой в колхозе, учащиеся очень добросовестно относились к занятиям в школе. И какие были лица у наших учеников, несмотря на неприглядную одежонку, – изношенную, штопаную, – они светились! Неполный учебный год учились по уплотненной программе. Но коллектив учеников и учителей средней школы № 4 прилагал все усилия, чтобы завершить его с лучшими показателями.

1943 – 1944 учебный год начался для учащихся 5 – 10 классов не 1 сентября, а 1 октября в связи с участием школьников в уборке и сохранении урожая.

Да, Динской средней школе № 4 везло на педагогов, – здесь не было случайных людей!

Наследство – школе

Много славных имен помнят благодарные ученики четвертой школы. Среди них – учительница Евдокия Григорьевна Скляр.

Эта женщина завещала все свое имущество школе. В 1967 году на средства, оставленные педагогом, были приобретены многочисленные учебные книги в школьную библиотеку, в которых так нуждались ученики и педагоги. За могилой Е. Г. Скляр, расположенной на Динском кладбище, ухаживают благодарные ученики и учителя.

Анжелика БУНДЮК.

Учитель, выпускница

СОШ № 4.

(Продолжение следует).