Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
В межпоселенческой библиотеке Динского района состоялся час мужества «Говорит Ленинград»
23.01.2020 08:01
«Волонтеры Победы»
23.01.2020 08:23

Орбита судьбы фронтовой дочери

Орбита судьбы фронтовой дочери

Наш президент В. В. Путин подписал Указ о проведении в 2020 году в России Года Памяти и Славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
«Проведение в России этой акции – отличная возможность еще и еще раз напомнить о подвигах наших предков», – отметил губернатор края Вениамин Кондратьев.
2020 год – это и 75 лет со дня Победы, это и мой юбилей (ровесница Победы), это и 85 лет газете «Трибуна» Динского района…
Все эти даты знаковые для меня.
«Где Ваша малая родина? Что для Вас слово «Родина»? А какой у Вас самый любимый уголок нашей страны?» – часто спрашивают меня.
Сложно ответить. Родилась в поселке Шиханы, Вольского района, Саратовской области, куда мама Ниночка приехала на девятом месяце беременности с фронта Великой Отечественной войны, и где жила моя бабушка Ирина Кришталева, сосланная туда из Ипатово Ставропольского края как жена врага народа, по доносу. Дед мой Василий Козедубов, командир Всевобуча, попал в «Красное колесо» и был расстрелян в пятигорской тюрьме. Цель тех людей, кто доносил, – лишить человека его достоинства.
Но не Ниночки Козедубовой! Пройдя ад Сталинграда, поняла, что Господь существует и незримо помогает ей и России. Вот поэтому она выжила.
«По семьям били похоронки,
Когда за братьев и отцов
Вставали яростно девчонки,
Перехитрив военспецов.
И снились срезанные косы,
И пахла порохом земля,
И жизнь стояла под вопросом –
Не раз – и мамы, и моя.».
Елена НАУМОВА.
Вот как отец вспоминал о маме:
«Жизнерадостная, с тоненькой стройной фигуркой, худенькими плечиками и очаровательной белозубой улыбкой. Женственная даже в неуклюжей тяжелой шинели и грубых сапогах, мягкая и покладистая с сослуживцами, она преображалась на дежурстве и превращалась в серьезную радистку «Кэт». Надевает наушники, берет карандаш и бумагу и слушает передатчик, который транслирует позывные: точка, тире, точка… Ей необходимо успеть записать радиограмму за минуту. Мастерство именно в скорости – 140 знаков в минуту принимала (сегодня результат чемпиона России – 170 знаков)».
В минуты затишья молодые девчата собирались в землянке, мама брала гитару, и пели: «Бьется в тесной печурке огонь…». В бесхитростных словах этой песни каждый узнавал свою судьбу.
В одной из командировок мама встретила голубоглазого лейтенанта – штурмана Петра Проклина, моего будущего отца. Он писал ей письма, полные любви и светлых надежд. Они строили планы совместной жизни при очень коротких встречах.
Вернулся папа с войны, и поехали мы с ним по Советскому Союзу: Кенигсберг (Калининград), Сахалин, Рига, Грозный, Новочеркасск, Армавир. Поезда ходили редко, без расписания. На товарных и пассажирских вагонах на крышах всегда сидели люди.
Подходит поезд, и со всех сторон к нему бегут люди, лезут в тамбуры и на крыши, в окна. Мы на крыши не лезли, трое детей, но через окна грузились. Первым папа прорывался в вагон и через окно принимал детей, вещи, а потом затаскивал маму. Благо, она весила 40 килограммов! С тех пор я по сей день боюсь посадку в поезд.
Россия вся любима. Незабываемое детство – на Сахалине с бездонными озерами, синими сопками, обильной растительностью, снежными заносами до крыши, с бурной прозрачной рекой, чернеющей от хребтов кеты, идущей вверх по течению на нерест и, конечно, обилием красной икры. В тайге – аэродром и два барака.
В середине комнаты на металлическом листе – печь-буржуйка с выходом трубы в окно. Вокруг нее только на метр тепло, а дальше – холод. Керосиновая лампа или свеча. Папа получал летный паек, поэтому не голодали.

Крутили пластинки на патефоне, меняли иголки. Звучали песни Шульженко, Бернеса, Утесова, Руслановой. Но особенно запомнился вальс «Дунайские волны», который Долматовский превратил в военную балладу о солдатах-победителях. Простые слова передавали незабытые еще настроения того времени – радость Победы в самой кровопролитной войне в истории человечества.
Война не окончилась днями войны, она еще долго жила в человеческих душах. Низкая дощатая тележка на шарикоподшипниках с безногим инвалидом с дощечками в руках для отталкивания при езде по земле. Я помню, в то время их очень много было – безногих, безруких, слепых, обожженных. Один из них на такой тележке в Грозном с гармошкой в руках пел романс:
«…Я был батальонный
разведчик,
А он – писаришка штабной.
Я был за Россию ответчик,
А он спал с моею женой…».
Калек без рук и без ног почему-то называли «самоварами»…
И вот наступила пора «тревожной молодости», когда страна штурмовала космос, целину, БАМ, строились заводы-гиганты, многотысячные стадионы становились площадками для выступлений поэтов, певцов, музыкантов. Слушали из-под полы магнитофонные записи «Битлз», Высоцкого, Бродского.
В школе в старших классах были учителя-фронтовики. Один из них – учитель по военному делу Евгений Михайлович Иванов. В битве под Москвой получил ранение. После госпиталя вернулся в действующую армию и освобождал Армавир. Совершил подвиг разведчика: проник в занятый фашистами родной город и передавал важные сведения своим. В нашей школе № 8 города Армавира создал комнату боевой Славы. Рассказы его были уникальными. А когда одевал мундир на День Победы, мы гордились его орденами: Красной Звезды, Славы III степени (остальные не помню). Он первым и рассказал нам на уроке о полете в космос Юрия Гагарина. Учителя вдохновенно рассказывали, спорили, они были живыми свидетелями тех событий. Рассказы их и моих родителей я приняла как часть своей судьбы.
Без труда поступила в Кубанский Государственный университет. Повзрослев, связала свою судьбу с лейтенантом-шифровальщиком Анатолием Задорощенко. С мужем-военнослужащим служили в Краснодаре, Соколе Саратовской области, Куйбышеве (Самара), Венгрии, Алма-Ате, Ташкенте, Баку, Москве, остановились в станице Пластуновской.
Быть женой офицера трудно, а женой боевого офицера – вдвойне. Дороги, гарнизоны, военные тревоги, ожидания с войны в Афганистане, эвакуация из зоны военных действий в Баку и бессонные ночи с молитвами, чтоб не стать офицерской вдовой. Еще нужно быть сильной и ответственной за семью, готовой как постоять за себя и родных, так и подставить плечо в трудный момент. Жить в тени мужа – такой удел истинной жены офицера. А муж служит. Он присягнул на верность Родине. И пока он служит, он принадлежит ей, Родине. Он не вправе распоряжаться собой. Он поклялся честно и добросовестно выполнять свой воинский долг. По-другому он не может жить.
54 года в браке. Я бы не сказала, что он безоблачный, но он есть. Я – сова, журналистика, искусство, он – жаворонок, автоматы, гранатометы, шифры. Более несочетающихся людей нет. Иногда мысли о молодости наводят на грустное. Копаюсь сама в себе, все бы сделала не так, по-другому. «Все так», – успокаивает муж. Он мне дает спокойно с ним стареть. И у меня это получается. Рассталась с зоной комфорта в Москве и попала в сельскую жизнь, где ощутила врачевательную силу Кубани.
Газета «Трибуна» кардинально поменяла мою судьбу и определила дальнейшую мою жизнь. Тема войны для меня не безразлична. Я – внучка, дочь, жена, мать офицера. Четыре поколения офицерской династии. Никто, кроме меня, не расскажет и не покажет на фотоснимках внукам 40-50 годы истории нашей страны. Все время я пристально изучала жизнь (1945-2019 гг.) и благодаря этому мне есть о чем сказать, о чем написать, о чем рассказать детям, внукам, правнукам.
Мое поколение 40-х годов минувшего 20 века – последние свидетели Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., войны с европейским фашизмом – уходит из жизни. Мы – последние свидетели, за нами уже никого нет. Свидетели тех событий, хранители той информации, которые остались в нашей памяти и которые нам передали наши родители, дедушки, бабушки. К сожалению, уже стирается память, уже нельзя спросить или уточнить – их нет. Вот почему, пока мы, дети войны, живы, просто необходимо рассказывать о жизни наших соотечественников, земляков, соседей, родных и близких в годы Великой Оте-
чественной войны!
Это мы пережили ужасы оккупации, бомбардировок, пожаров, голод, холод, сиротство. Это мы восстанавливали разрушенное хозяйство и создавали новое. Война стала общей биографией всего поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов мальчишек и девчонок.
Звоню, представляюсь, беру диктофон, блокнот, ручку, фотоаппарат, записываю воспоминания этих людей, переношу на бумагу, – и вот уже газета «Трибуна» в руках героя моего материала. Слезы. Руки дрожат. Репортаж из войны и разрухи. Один мой земляк, когда получил газету, закрылся у себя в комнате и долго не выходил. Он проживал свою жизнь заново. Затронут нерв его судьбы. Память – самая болевая точка. Казалось бы, сегодня прочиталось, а завтра забылось. Но не всеми. Прежде всего, самим героем, его родственниками, соседями,
друзьями и тем, кто об этом написал.
Судьбы героев моих очерков в народной газете «Трибуна» во многом перекликаются. Я и сама испытала многое из того, о чем мне было рассказано. Все меньше в нашем обществе находится места состраданию, участию, человеческому теплу, так нужному всем нам. Особенно тем, чье прошлое было опалено войной, женщинам-вдовам. Они зачастую остаются один на один со своими проблемами, горем. И вдруг, отчаявшись, потеряв надежду, видят, как в похожей ситуации герои рубрики «Последние свидетели» в «Трибуне» наперекор всему смогли выстоять и изменить судьбу. Они звонят, благодарят и просят встретиться. Никогда не откажу им. Иду с цветами, конфетами, дарами своего экзотического сада, с фронтовыми 100 граммами, делаю им фотографии.
Моим героям очень нужны общение и возможность подержать за руку или обнять человека, который хоть ненадолго может стать близким, умеющим выслушать их истории жизни, песни попеть. Я становлюсь свидетелем их кратковременного счастья. И это одно из самых ярких мгновений в моей жизни.
Светлана ЗАДОРОЩЕНКО.
Фронтовая дочь.
Спецкор газеты «Трибуна».
Станица Пластуновская.

Уважаемая
Светлана Петровна!

Быть настоящей женщиной – это великий труд. Тысячи поздравлений и подарков ожидают Вас, потому что в календаре стоит Ваша дата, Ваш юбилей! И мы желаем, чтобы все Ваши мечты стали явью.
Юбилей – это шикарная дата.
Вы жизненным опытом очень богаты!
И мудрости женской у Вас не отнять,
И нам остается лишь Вам пожелать,
Чтоб крепким всегда было Ваше здоровье,
А дети и муж окружали любовью.
Побольше счастливых и радостных дней,
И встретить еще не один юбилей!
Ваши боевые «Старушки-веселушки» и коллектив трибуновцев.