Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
ПЛАН антинаркотических мероприятий на январь 2021 года
22.12.2020 09:02
Газ. Пеня. Оплати до 31 декабря
22.12.2020 10:41

Поиск длиною в 40 лет. ДБ-3Ф

Поиск длиною в 40 лет. ДБ-3Ф

В конце сентября этого года на поле племзавода им. Чапаева у самой границы с Усть-Лабинским районом краеведческим поисковым отрядом «Поиск» (руководитель Владимир Владимирович Балов) было найдено место падения морского бомбардировщика ДБ-3Ф. Находка уникальна: во-первых, с момента катастрофы прошло 78 лет, во-вторых, самолет взорвался на собственных бомбах с полным баком горючего.

Начало

А теперь вспомним, как начинался поиск самолета в конце 70-х годов прошлого века. Однажды я, Лариса Павловна Перемитина, в то время учитель школы № 14, руководитель кружка «Красные следопыты», обратила внимание, что в списках погибших при освобождении станицы Васюринской, предоставленных Динским РВК, значился летчик – капитан Василий Тимофеевич Нелюбин, погибший 7 мая 1942 года в районе разъезда Редутский.
Стало интересно, что же произошло, ведь в Васюринской не было военного аэродрома, а запасной появился только в 1943 году в районе железнодорожного вокзала. Мы опросили всех жителей в микрорайоне школы. Никто ничего не знал об этом и не слышал. Расследование зашло в тупик, но помог случай.
Одна из девочек пошла к родственникам, проживавшим тогда вблизи кинотеатра «Красный партизан», и они вспомнили, что слышали от пожилых людей, что в районе нынешней бригады № 3 разбился самолет. Каждое воскресенье, поделив на квадраты микрорайон, девочки обходили жителей и вот что узнали.
В тяжелые годы войны колхозники месяцами жили в бригадах, лишь на короткое время навещали семьи. Весна 1942 года была тревожной, фронт подступал все ближе. Ожесточенные бои шли в Крыму. Ежедневно тяжелые бомбардировщики поздно вечером пролетали над бригадой на задание, а под утро возвращались. 7 мая ночью некоторые жители станицы не спали и услышали страшный прерывистый рев мотора, а потом чудовищной силы один взрыв и следом другой. Выбежав из помещения, жители увидели пламя, взметнувшееся к небу.

Боевой летчик Василий Нелюбин

Когда начало светать, все бросились к месту катастрофы и увидели летчика, который, теряя сознание, предупредил, что будет стрелять. Его повезли в госпиталь, находившийся в станице Васюринской, но по пути он умер. Из документов, найденных у погибшего, узнали, что это Василий Тимофеевич Нелюбин, и с почестями похоронили на гражданском кладбище.
После этого следопыты решили найти родных погибшего. В списках значился военкомат призыва, отправили запрос и очень быстро получили ответ с адресом сестры Василия Тимофеевича, которая, в свою очередь, сообщила координаты жены капитана, жившей в Москве. Завязалась переписка. С замиранием сердца перечитывали долгожданные весточки, из которых узнали, что В. Т. Нелюбин летал на морском бомбардировщике, в экипаже было 4 человека. Конечно, очень хотелось установить их фамилии, но на все запросы в Подольский архив ответа не получили.
Сами Нелюбины много раз пытались найти место захоронения близкого человека, но где находится разъезд Редутский, не смогли установить самостоятельно. Конечно, были взволнованы, получив наше сообщение. Но тут уж и ребята приуныли, несколько раз обойдя кладбище. Ведь к тому моменту прошло 37 лет, что может сохраниться? Опять расспросы. И снова случай. На поминальный день отправились на кладбище и встретили человека, мать которого до конца своих дней ухаживала за могилой летчика. Он и показал скромный бугорок.
А день приезда Нелюбиных, 8-е мая, приближался. Как быть? Ведь никакого памятника нет. Бросились с письмом и телеграммой в сельский совет. Председатель Николай Тимофеевич Верхогляд отнесся с пониманием, обещал срочно установить памятник, он же помог найти автобус для встречи Нелюбиных. И вот мы, встретив гостей в аэропорту Краснодара, повезли их на кладбище, где уже был установлен новенький памятник.
Неожиданное продолжение эта история получила в августе 2019 года, когда Василий Семенович Шкарупилый, сотрудник Музея боевой и трудовой славы имени
П. Т. Василенко, обнаружил в архиве папку с фотографией летчика В. Т. Нелюбина и документами, присланными его дочерью, и показал их мне. Я попросила, чтобы Василий Семенович подключил поисковиков для установления личности других погибших членов экипажа, так как в настоящее время стали доступнее многие архивы. Активно подключился к работе и Виктор Алексеевич Зыков, опытный поисковик.

Экипаж

Виктор Алексеевич был поражен… В архиве столько лет хранилась папка с бесценными документами, и никто об этом не знал, а события сорокалетней давности забылись. В течение короткого времени он провел огромнейшую исследовательскую работу в разных архивах и установил состав экипажа ДБ-3Ф, потерпевшего катастрофу 7 мая 1942 года в районе разъезда Редутский. Командиром был Федор Иванович Колмаков, летчик, старший лейтенант; штурманом – Василий Тимофеевич Нелюбин, капитан; воздушным стрелком-радистом – Николай Михайлович Жигалин, старший сержант, к тому времени награжденный орденом Красной звезды, как и В. Т. Нелюбин;воздушным стрелком – Федор Васильевич Порохов.
Сразу же были отправлены запросы по месту проживания Н. М. Жигалина и Ф. В. Порохова с целью розыска их родственников. Найти родных Ф. В. Порохова не надеялись, так как он призывался в Амурской области, где в тот момент случилось страшное наводнение. Но благодаря поисково-краеведческому объединению «Подвиг» Мазановского района Амурской области (руководитель Андрей Савченко) удалось найти двоюродную сестру Порохова – Похабову Е. И. (85 лет), племянника Порохова (65 лет), сообщили их координаты. Огромную благодарность руководителю объединения выразили Владимир Владимирович Балов, руководитель отряда «Поиск», и Павел Михайлович Русс, директор Музея боевой и трудовой славы им. П. Т. Василенко.
Предстояло выяснить причину катастрофы. Виктор Алексеевич Зыков много общался на форумах со специалистами по поиску самолетов, разбившихся во время Великой Отечественной войны. Удалось посмотреть некоторые документы, но большинство либо до сих пор хранится под грифом «Секретно», либо утрачены вовсе. И вот что удалось узнать…

Прерванный полет

7 мая 1942 года самолет ДБ-3Ф ВВС Черноморского флота вылетел из Майкопа, где в то время базировался 5-й гвардейский минно-торпедный авиаполк, в Мариуполь для нанесения бомбовых ударов по плавательным средствам противника и бомбардировки вражеских позиций.
Спустя 20 минут после взлета, около 2-х часов ночи, самолет стал неуправляемым из-за отказа одного из двигателей, потерял ориентировку. Летчик Ф. И. Колмаков сбавил обороты, вошел в облачность на высоте 600-8000 метров над землей, но бомбардировщик продолжал вращаться. Командир дал команду экипажу покинуть самолет, выпрыгнул первым и остался жив. На критической высоте 200-300 метров покинул самолет штурман В. Т. Нелюбин (видимо, до последнего пытавшийся
спасти воздушное судно и товарищей), получил травмы, не совместимые с жизнью. Н. М. Жигалин и Ф. В. Порохов погибли в самолете, подорвавшемся на собственных бомбах.
В. А. Зыкову удалось найти заключение комиссии, созданной для расследования причин гибели экипажа, пришедшей к следующему выводу: «Наиболее вероятной причиной катастрофы является ошибка летчика Ф. И. Колмакова, упустившего самолет из нормального горизонтального положения полета с последующим входом в облачность и потерей при этом пространственной ориентировки».
Сейчас бы сказали, что имел место человеческий фактор. Но как мог командир экипажа первым покинуть терпящий бедствие самолет? Почему не принял мер по спасению жизней членов экипажа? К сожалению, на эти вопросы мы никогда не получим ответа. Показательно, что после этого летчик Ф. И. Колмаков был переведен в другой полк.
Теперь предстояло самое трудное: найти место падения самолета. Хотели даже обследовать поле с металлоискателями, но на это ушло бы очень много времени. И снова удача! В. Е. Кравченко, 85-летний житель станицы, рассказал, что в начале 50-х годов он работал трактористом и во время пахоты находил куски обшивки на поле возле степной речушки. Будучи любознательным человеком, спросил у стариков на предмет того, что бы это могло быть, и люди рассказали, что на этом месте в годы войны взорвался самолет.
В. Е. Кравченко с поисковиками выехал на поле и показал предполагаемое место.
О предварительной разведывательно-поисковой экспедиции осенью 2019 года рассказал директор музея Павел Михайлович Русс: «Уже первые впечатления были ошеломляющими: звенела вся земля в лесополосах, в поле, в сухой балке. Стало ясно, что именно где-то здесь произошла катастрофа. Поражал и разброс осколков, их находили в радиусе 200-300 метров от предполагаемого места взрыва.
Опытные поисковики, среди которых были В. А. Зыков, С. Комлев и В. Комлев, работали самостоятельно: в одной руке металлоискатель, в другой – лопата. Каждое движение выверено годами раскопок, самые младшие объединились по 2-3 человека и с азартом копали, рассматривая находки друг друга, перенимая опыт старших. Поразительно, как в отряде «Поиск» готовится смена поколений.
День хоть и солнечный, но холодный, за костер, к которому прибегали погреться, отвечала Диана Зыкова, всегда готовая напоить желающих горячим чаем.
…Сначала попадались мелкие осколки, фрагменты обшивки, а в балке даже обломки деталей с технологическими клемами, которые, быть может, помогут установить, что это за самолет. Пока со стопроцентной уверенностью сказать, какое это было воздушное судно, нельзя.
Требовались тщательное изучение найденного при раскопках, работа в архивах, консультации на форумах. Этим и занялся Виктор Алексеевич Зыков, высказавший осторожное предположение, что это, скорее
всего, именно ДБ-3Ф, но окончательно подтвердить догадки могли только раскопки на поле, что оказалось пока невозможным, так как оно было засеяно озимой пшеницей. Нужно ждать…

Момент истины

И вот, долгожданный день настал! В конце сентября 2020 года по просьбе директора музея Павла Михайловича Русс администрация Васюринского сельского поселения выделила экскаватор, и директор племзавода им. Чапаева Ю. А. Усачев дал добро на проведение раскопок. К тому времени уже была проведена предварительная работа с привлечением приглашенных специалистов.
И вот он, момент истины. Экскаватор, на котором работает опытный поисковик А. В. Николаенко, осторожно выбирает ковшом грунт, ребятишки перебирают землю, просеивают ее. Снова мелкие фрагменты. Но чем глубже, тем больше находок. Отдельно складывают осколки бомб, некоторые из них даже трудно поднять (страшные, смертоносные), а также фрагменты обшивки, деталей. В яме работают поисковики Сергей Комлев и Андрей Приходченко. Из молодых поисковиков и волонтеров активное участие в раскопках принимают Ирина Конева, Павел Приходченко, Илья Хомяков, а также младшая группа отряда – Дмитрий Мороз и Кирилл Дедович.


На глубине 2-2,5 метра попадаются обрывки проводов, части радиостанции, части штурманской линейки и аккумулятора. Когда стали попадаться останки стрелков, все замерли. Вот кусочек тазобедренного сустава, фрагменты верхней челюсти, черепа. Стало ясно: в страшной яме – кабина самолета. К месту раскопок начинают съезжаться остальные активисты поискового отряда. Все присутствующие с замиранием следят за процессом. Так и заканчивается первый день раскопок.
В воскресенье раскопки продолжились. Когда подъехали наши друзья-поисковики из Кореновска и поселка Агроном, был найден кислородный баллон, один из шести на ДБ-3Ф, абсолютно неповрежденный, даже краска сохранилась. Впоследствии смогли обычным ключом открутить вентиль и выяснить, что внутри находится всего лишь черная жидкость (вода). Невозможно представить такое, ведь он пролежал 78 лет под землей.
Но главной находкой стала пуговица – маленькая, казалось бы, что в ней такого? Но именно она окончательно подтвердила, что найдено место катастрофы ДБ-3Ф. Она с морской символикой, якорьком, так как наш бомбардировщик принадлежал ВВС Черноморского флота.
Очень хотелось, безусловно, найти части двигателей, по их номерам тоже можно определить марку воздушного судна. Но это оказалось нереальным. Кроме осколков от мощного взрыва сохранилось немногое. Но что-то все-таки было найдено. В. А. Зыков прокомментировал: «В самолете было два мотора, предположительно, один после ремонта, возможно, это именно он вышел из строя и послужил причиной катастрофы. Попался фрагмент с номером, взрывом он разорван пополам, но первые цифры совпадают».
Общий итог поисковой экспедиции подвел Павел Михайлович Русс: «Благодаря огромной работе, проделанной отрядом «Поиск», найдено точное место падения ДБ-3Ф. Получено неопровержимое доказательство того, что воздушное судно принадлежало морской авиации. Предстоит работа по установке памятного знака на участке дороги Краснодар – Кропоткин, вблизи от места авиакатастрофы, в честь экипажа самолета. Необходимо продолжить поиск родных Жигалина. Важно то, что спустя 78 лет все-таки удалось установить причину катастрофы и имена погибших, которые перестали быть безымянными».
Также П. М. Русс выразил благодарность руководителю краеведческого поискового отряда «Поиск» Владимиру Владимировичу Балову за организованную командную работу и всем, кто принимал участие в раскопках бомбардировщика.
Л. П. ПЕРЕМИТИНА.
Член совета ветеранов
станицы Васюринской.