Сетевое издание: сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
«Россети Кубань» присоединила к электросетям 4,5 тысячи новых потребителей в краснодарском энергорайоне
29.01.2021 10:32
Об обращениях граждан в прокуратуру
29.01.2021 14:16

Школьные конфликты. Кто виноват и что делать?

Школьные конфликты. Кто виноват и что делать?

Все чаще в социальных сетях появляются новости о нелицеприятных выяснениях отношений между учениками и учителями. К сожалению, это уже не воспринимается обществом как чрезвычайные происшествия, которые невозможно было представить каких-нибудь 20-30 лет назад в стенах школы.
И мнения по поводу каждого конфликта у участников споров разные, порой диаметрально противоположные.
В Динском районе конец 2020 года ознаменовался целым рядом подобных инцидентов, произошедших в школах станиц Динской, Пластуновской и поселка Агроном.
В чем причина конфликтов, и что нужно сделать, чтобы такие ситуации не возникали? Об этом мы спросили наших земляков, попросив их отвечать честно и откровенно.

 

Петр Куприенко, спортсмен, занимается рукопашным боем в Краевом центре единоборств, старшеклассник:
– Считаю, что конфликты происходят из-за недопонимания. Разница в возрасте тоже имеет значение. Взрослые часто считают, что только их точка зрения правильная, потому что они старше и опытнее. Но в разном возрасте человеку интересны разные вещи, ситуации, шутки, фильмы… К примеру, родители говорят: «Такой замечательный фильм «Приключения Электроника». Почему тебе неинтересно?» Да потому что для них это была фантастика, а для нынешнего подростка – обыденная реальность. И так во многом другом. Разное восприятие.
Просто нужно вспомнить себя и не судить слишком строго, а искать компромиссы и идти на уступки как ученику, так и учителю.

 

 

 

Отец Павел Максимец, настоятель Свято-Вознесенского храма станицы Пластуновской:
– Проблема эта не только сегодняшнего дня, но сейчас она как никогда актуальна и остра. К сожалению, дети все больше времени проводят в Интернете, где видят много грубости и жестокости. Есть две причины агрессивного поведения со стороны детей: неблагополучная обстановка в семье, когда родители не уделяют должного внимания своим дочерям и сыновьям, либо вседозволенность, необузданная избалованность ребят. У взрослых – родителей и педагогов – грубость проявляется из-за нехватки терпения. Хотелось бы напомнить пятую заповедь Божию, в которой говорится о том, что нужно чтить отца своего и мать свою, и будет дана благополучная и долгая жизнь. Многое зависит от нас, от того, насколько мы умеем почитать старших!

 

 

 

 

 

Елена Елисеева, руководитель учебного центра ForУм станицы Динской:
– Сегодняшние школьники – дети родителей из поколения 90-х, у которых становление личности происходило в трудные для страны времена, когда система воспитания в школе покатилась вниз.
Соответственно, росли сегодняшние подростки по совсем другой шкале нравственных ценностей.
Авторитет преподавателя – одно из главных условий успешного взаимодействия между учеником и учителем. К сожалению, этот авторитет сейчас бездумно подрывается как родителями, так и администрацией некоторых школ, расшатывается скандальными публикациями в соцсетях о школьных конфликтах.
Никогда не стоит делать поспешных выводов. Ребенок или подросток может не понять вас, у него могут быть проблемы дома. Может, он устал. Или его задели ваши слова в прошлом. Учителю необходимо обращать внимание на проблемы учеников и искать пути возможного решения.
Ни в коем случае не отвечать агрессией на агрессию. Жесткая реакция учителя только усугубит проблему.
По своему прошлому опыту работы в средней школе могу сказать, что все решаемо, любой конфликт можно уладить, и не стоит считать «потерянным» нынешнее поколение.

 

 

 

Дмитрий Андреев, папа старшеклассницы СОШ № 4 станицы Динской:
– Конечно, за поведение своих детей несем ответственность мы, родители. Не считаю, что нужно эту ношу перекладывать на учителей, им и так нелегко.
«Противостояние» учеников и учителей было во все времена. Просто способы разные. Мы подкладывали кнопки на сиденье стула или живую мышь в учительский стол, но никогда не позволили бы себе оскорбить учителя нецензурным словом. Почему-то сейчас такие выходки вспоминаются со снисходительной улыбкой, хотя, если разобраться, мышь в столе – это тоже довольно жестоко…
Ошибки и глупости совершают все, идеальных людей нет. Не так давно, например, «инициативная группа» учеников класса нашей дочери решила устроить флешмоб и явиться в школу во всем черном и в домашних тапочках. Нам пришлось извиняться перед классным руководителем, так как и наша воспитанная и всегда вежливая дочь приняла в этом участие. Порой они ставят в тупик, но ведь главное – это уметь признавать свои ошибки и делать правильные выводы. Этому родители и должны научить своих детей.
Татьяна АНДРЕЕВА.

 

 

Совет психолога: «Начните с себя!»
Проблема детской и подростковой агрессии в последние годы стала одной из самых актуальных. Потребность в признании, желание занять лидерские позиции часто заставляют ребенка действовать агрессивно. Сегодня такое поведение лидеров приветствуется обществом. Современные герои мультиков и фильмов независимо от того, положительные они или отрицательные, – все агрессивны. Задача взрослых – показать обратную сторону этой медали: агрессивное поведение может закончиться несчастным случаем или вмешательством правоохранительных органов с постановкой на учет в полиции. Кроме того, постоянная агрессия истощает нервную систему, вызывая избыток напряжения, что может послужить причиной возникновения эмоциональной истощенности, куда будет уходить вся жизненная энергия.
Если ребенок не имеет положительно подкрепленной самооценки со стороны родителей, то он, скорее всего, выберет агрессивный способ поведения. Чтобы обратить на себя внимание, он готов бить окна и ломать школьную мебель,
несмотря на неизбежность наказания. Постоянные споры в семье, осуждение, унижение достоинства окружающих, близких, родственников, педагогов формируют у ребенка эгоцентричность. В своих глазах он центр собственной «вселенной» – семьи. Причем это заставляет объединяться всей семье, чтобы в очередной раз повлиять на ребенка. И он считает, что для удержания всех вместе нужно вести себя плохо. Семейные отношения, где царят режим, порядок, дисциплина, ответственность каждого члена семьи, уважение к членам семьи и окружающим людям, терпение и психологическая выносливость, дают ребенку уверенность в себе и четкую определенность.
Еще одним мотивом агрессии может быть желание освободить себя от участия в школьной и домашней жизни, чтобы получить время для развлечений. В таком случае ребенок своим агрессивным поведением четко дает понять взрослым, что с ним лучше не связываться, и просить его ни о чем не стоит. Другой вариант: учитель жалуется на агрессию ребенка, а родители говорят, что дома он совсем не такой. Это говорит лишь о том, что у родителей
нет интереса к тому, что происходит в школьной жизни. Ребенок дома видит отношение родителей к школьной жизни как к «показухе». Родителям следует объяснить ребенку, что стоит быть осторожнее в своих высказываниях в присутствии посторонних. Пробудите в ребенке желание изменить свою позицию в общественной жизни на более активную, предложив участие в школьных конкурсах. При этом ваше участие и присутствие обязательно.
Уровень агрессии в стенах современной школы достаточно велик. И некоторые дети, чтобы не выделяться из общей массы, предпочитают надеть агрессивную социальную маску. Тогда и сверстники не станут относиться как к «размазне». Вторая часть этого мотива – социальное заражение агрессивными эмоциями. Когда большая часть класса совершает какие-то агрессивные действия в отношении друг друга, сложно остаться безучастным. Именно поэтому форма поведения, которая преобладает в классе, отражается на каждом ребенке.
Этот мотив, в отличие от предыдущих, является одним из самых осознанных.
Задача родителей – учить ребенка
осознавать собственные потребности, а не идти за потребностями «толпы». И помните: не бывает агрессивных детей, бывают дети, зеркалящие социальную и общественную ситуацию! Наши дети – это наше отражение. Они впитывают информацию, как губки воду, вот только со своей детской коррекцией и интерпретацией. Поэтому, если хотите перемен в детях, начните с себя.
Ксения ТАРАКАНОВСКАЯ.
Психолог.

Изображение Ulrike Mai с сайта Pixabay