Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Ксении нужна наша помощь
15.04.2021 09:51
Померялись силами в рукопашке
15.04.2021 10:13

Полет Юрия Гагарина готовила вся наша многонациональная страна

Полет Юрия Гагарина готовила вся наша многонациональная страна

День 12 апреля 1961 года для коллектива нашего специализированного монтажного управления, как и для тысяч военных и гражданских строителей нашей многонациональной страны, сооружающих крупнейший в мире космодром Байконур в Кызылординской области Казахской ССР, был ни чем не примечателен.
Строились с 1955 года сотни объектов как специального секретного назначения, так и обычные жилые дома, магазины, учреждения быта. Так родился и город космонавтов Ленинск, сейчас он переименован в город Байконур по имени космодрома. Наше министерство монтажных и специальных строительных работ СССР имело в своем составе и трест Союзкислородмонтаж, который занимался исключительно монтажом крупнейших блоков для разделения воздуха. Установка, в зависимости от ее предназначения, выдавала все составляющие основного продукта жизнедеятельности на нашей планете. Это и живительный кислород, и «мертвый» азот, и инертный аргон…
Станция Тюретам. Группа командированных нашего ведомства выгружается из вагонов и в кузовах грузовиков проделывает нелегкий путь по бескрайней степи, слава Богу, недалекий, всего около пяти километров до границы огромной площадки, где уже прорисовываются будущий город космонавтов Ленинск и виднеющиеся у самого горизонта конторы действующих и строящихся цехов различного технологического назначения. Вся территория разделена на зоны секретности, производственной и технологической значимости. А стартовые площадки еле угадываются своими решетчатыми мачтами в пока еще не раскаленном апрельском небе. А вот и наша зона, огромный корпус кислородного блока в составе монтажно-заправочного комплекса, наш собранный из всего управления министерства многонацио-
нальный коллектив на замену предыдущей «вахте», которая передает вновь прибывшим уже почти готовый блок. Нам же за месяц надо завершить монтажные работы, загрузить в корпус установки несколько вагонов сверхтеплоизоляционного материала (перлита) и запустить установку. Мы были далеко не первопроходцами, в
1957 году были проведены первые пуски, так что рядом с нашим «монстром» уже вовсю дышал морозным паром другой действующий, исправно дающий жидкий кислород в заправочный комплекс. Жидкие составляющие ракетного топлива эшелонами цистерн приходили по железной дороге с различных научно-производственных заводов нашей многонациональной страны. В составе нашего участка кого только не было: это и инженеры-технологи монтажа, и сварщики аргоно-дуговой сварки, и паяльщики медных коммуникаций, и инженеры КиП и автоматики, и слесари-монтажники по сборке гигантских алюминиевых труб, и механики высшего класса по монтажу различных турбин. Работа была интересной, неплохо оплачивалась, поставки материалов и инструмента шли
по суперточному графику, за любые срывы, неполадки винов-
ных немедленно изгоняли с объекта, а что уж с ними было по месту их постоянной дислокации! Работали напряженно, но без авралов и спешки, а условия нахождения в ограниченном пространстве, постоянный дефицит воды, консервированные продукты оставляли желать лучшего, но в то же время заставляли шевелиться быстрее, чтобы эта почетная командировка закончилась скорее. Долетавший до нашего слуха далекий, но такой мощный рев двигателей ракет лишний раз напоминал, что мы тоже участвуем в серьезном деле. Мне немножко повезло тогда. Я три года назад закончил техникум, поступил в институт, так что монтажных навыков у меня было мало, а вот с документацией работал аккуратно и старательно, посему и поставили меня на должность техника участка. Да, конечно, канцелярская работа, но очень ответственная: попробуй напутать что-то с чертежами, не полностью укомплектовать исполнительную документацию! На таком объекте ошибка или небрежность одного стоила слишком дорого –
срыву государственного задания особой важности! Таким образом, монотонность моей командировки была «разбавлена» частыми командировками в Москву, в институт Гипрокислород, на Мытищинский машиностроительный завод, который был изготовителем установок разделения воздуха.
О дне запуска Ю. А. Гагарина, первого человека в мире, открывшего дверь в космос, мы узнали, как и весь мир, только после успешного приземления нашего космонавта, и вот тут пришло какое-то особое чувство гордости за страну, где каждый, несмотря на звания, место своего рождения, внес свой вклад в общее великое дело! Мы гордились и Юрием Гагариным, и нашими учеными, и собрать-
ями – работягами, инженерами и наладчиками.
Прошло 60 лет с той поры, многое изменило время. Не скрою, и в те далекие годы слышались голоса некоторых скептиков: «А зачем он нужен, этот космос, тут есть нечего, такие деньжищи на ветер!» Но «деньжищи» вернулись многократно, перечислить возможности, которые дало использование космоса, невозможно. Это и постоянный мониторинг состояния нашей планеты, и невероятная скорость передачи любой информации, и курсовые, и поисковые системы, и военная разведка, и так далее. Космос – это шаг в далекое будущее человечества! Ведь и сегодняшняя наука не отрицает возможности того, что за 3,5 миллиарда лет, что существует Земля, первые разумные существа все-таки не появились на земле путем эволюции по теории Дарвина, а попали к нам с другой планеты. Так что не зря тянет человечество в неизведанное!
Юрий ГУСЕВ.
Станица Динская.