Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
Детская площадка + «солнечные фонари»
26.08.2021 11:56
Выбираем вместе
26.08.2021 13:42

Виктор Лихоносов: «Я – человек пишущий и читающий»

Виктор Лихоносов: «Я – человек пишущий и читающий»

На 86-м году жизни скончался выдающийся русский писатель, автор романа «Наш маленький Париж» Виктор Лихоносов.

Узнав о смерти Виктора Ивановича, сняла с полки «Наш маленький Париж» и зачиталась. Чем больше читаю, тем больше вспоминается…

Баку, 1989 год. В небольшой книжной лавке взгляд упал на книгу в синем переплете. Под обложкой – фото молодого писателя. Кудрявый, симпатичный, пышные усы и брови, длинные ресницы, а глаза добрые. Под мышкой – газета «Советская Кубань». Вот эта газета и заинтриговала меня. Я же тоже с Кубани. Здесь, в Баку, живу по долгу службы мужа. Заплатила 3 рубля и провалилась в тот промежуток времени на два дня и две ночи. За ее строками увидела свой край, свой Краснодар и его пединститут, который мы вместе с автором окончили, только в разное время.
Тема книги – жизнь и трагические судьбы кубанских казаков начала ХХ века. Это литературный памятник ушедшему Екатеринодару на основе воспоминаний старожилов-казаков, среди которых и Василий Попсуйшапка, шапочный мастер из станицы Васюринской, атаман Бабыч из станицы Нововеличковской, Карелия Шкуропатская, юная и чистая, муж которой Дементий Бурсак сбежал в эмиграцию, не позвав ее. Дача ее была под станицей Динской.

Лихоносовская скамейка

В нашем пластуновском дворике на берегу реки Кочеты есть лихоносовская скамейка. Здесь проходили лихоносовские чтения. На этой скамейке я читала отрывок из главы «Встреча у Бурсаковских скачек» – письмо Карелии Бурсаку, в котором она рассказывает о своем детстве, юности, о своей тайне.
«Тихие и жаркие летние вечера; от речки аромат водяной мяты; в зеленых камышах звон да свист; млеет уставший от долгого дня сад. Даже пчелы наморились за день… Кое-где синеют курганы…» Все это никуда не делось. И даже небольшой курган на противоположном берегу реки Кочеты, на котором пасутся коровы, а в романе – овцы. Будто Виктор Иванович описывал этот отрывок, сидя на нашей скамейке. По реке плавают гуси, дикие утки, пролетают лебеди, цапли. Красота – залюбуешься!

«Цветник желанных невест»

Автор книги «Наш маленький Париж» не скупился, говоря о красоте и внешнем облике женщин-казачек:
«А уж екатеринодарские женщины-казачки! Они красивые, соблазнительнее худючих парижанок, и недаром же Екатеринодар по всей России слывет цветником желанных невест. У кого еще такие свежие, здоровые щечки, в чьих глазах столько сочной неги, блеска, игривого смущения, кто их горячее?
…В легких туфельках, в тонких чулочках, укрытые от солнышка широкими шляпками, фланируют по Красной».
– Куда делся тот цветник женщин-казачек, которым когда-то славилась Кубань? – вопрос автора статьи на встрече с писателем.
– Да полно их! А душа! В вас есть что-то такое, чего нет у других на Западе. Единственное, что осталось от России, так это вы. И хотя вы тоже потеряли некоторые манеры обиходные, а все равно, вы-то храните больше всего: женственность, домашность, а какие борщи варите! Как Православная Церковь сохранила Россию в себе, так и женщины наши сохранили русскость, хохлячество и украинство. На вас надежда большая. Только замуж не выходите за иностранцев.

Они за честь считали…

В гостиной Дома Союза журналистов газетчики и литературоведы встретились с живым классиком в канун его 80-летия.
Вошел высокий, с прямой спиной мужчина. Еще сохранившиеся кудрявые волосы. Лицо и глаза – сама доброта, но с какой-то печалью во взгляде. Чувствуются сильный характер, сибирское здоровье, монументальность и достоинство. Чистота, душевная искренность во всем его облике.
Глуховатым негромким голосом с правильной и четкой артикуляцией каждого звука начал читать нам главу «Голос Матери» из второй части «Одинокие вечера в Пересыпи». Читал о происхождении Бутурлиновки, откуда родом его матушка, о русских фамилиях, которых уже нет в России. Читал протяжно, нараспев, старательно выводя каждое слово. Музыкально! Сюда бы музыку Свиридова – и ты в прошлом. Ты и так любишь свой народ, глубинку, а все это вместе взятое заставляет любить еще больше. Я погрузилась в ту Россию, которую любил Пушкин, которую сейчас любит, а надо уже писать «любил» Виктор Лихоносов. Люблю ее и я. Люблю жизнь в станице Пластуновской с ее русским духом, запахом сирени, полями подсолнуха, рапса и сахарной свеклы, с ее казачьим укладом и балачкой, с ее отцом Сергием, статным, рослым, красивым духовником, умеющим поддержать светский разговор на любую тему, да еще и процитировать стихами русских классиков. Его вспоминал добрым словом Виктор Иванович и намеревался с ним встретиться. Не довелось…
Мы, участники этой встречи, стали первыми слушателями представленной главы. Никому автор ее еще не читал. И с сожалением и грустью говорил о том, что теряется казачий уклад, непрерывность исторической жизни.
«Мы потеряли породу! Это была порода! Это не только люди, которые крепостных имели. Это носители служения России. Они служили своему роду, а род служил России. Как на Бородинском поле отец Раевский с сыновьями маленькими воевал! Они за честь считали умереть за Родину. Меня волнует русская тема. Что стало с нами, русскими? Почему среди этнических русских все реже вижу русских по духу? На Кубани это заметно особенно. Как много стало пустых русских людей! Русские от всего отреклись: от намоленного веками русского духа и самоуважения, которые наблюдаются в глазах, осанках людей на старых фотографиях. Померкло родовое сознание! Наверное, я послан для того, чтобы запечатлеть и оставить на память то, что исчезло и исчезает».
Не только на этой встрече, но и на других Виктор Лихоносов постоянно говорил: «Мы стали стесняться быть русскими по духу. Русский народ исчезает, и об этом я говорю, не переставая».

«Струя мелодии»

«Я уже почти закончил «Одинокие вечера в Пересыпи», осталось совсем немножко. Потяну. Хочу пожить с этим…» Не пожил. В ночь на 9 августа 2021 года его не стало. Господь Бог дал ему маленький уголок, где он раскрылся и нашел свое место. Последнее. «Струя мелодии» его закончилась…
Нам, кубанцам, повезло, что в нашем краю, на его земле, жил и воспевал народ этот великий человек – Виктор Иванович Лихоносов.
А мне улыбнулось счастье в канун его 80-летия. Я провела день с гением, дышала с ним одним воздухом, слушала его, затаив дыхание, а главное – общалась вживую и пила с ним шампанское, с живым классиком, со словом которого я сверяю свою жизнь.
Светлана Задорощенко.
Член Союза журналистов России.
Станица Пластуновская.
Фото Виталия УШКОВА.

Виктору Ивановичу Лихоносову, писателю.

Виктор Иванович! Всей своей жизнью
Истины свет воспеваете Вы.
Край наш кубанский – гордость Отчизны.
Труд Ваш великий средь колкой молвы…
«Осень в Тамани», повесть «Чалдонки» –
Родины нашей святой благовест…

Любим светло Вас! И песнею звонкой,
Исповедально звучит все окрест.
Храмы Господни и улиц обличье…
О, ты наш «маленький, добрый Париж»! –
Не забываешь былое величье,
Отзвуки старых времен ты хранишь.
Славы кубанской не меркнут созвездья,
Огненным верстам – казачий заслон.
Виктор Иванович – символ столетий
Светлая память… Низкий поклон!
Любовь НИКИФОРОВА.
Станица Динская.