Сайт общественно-политической газеты "ТРИБУНА" Динского района Краснодарского края
В новогоднюю ночь на Кубани родились 53 малыша
03.01.2022 09:26
И даже то, что быть не может…
03.01.2022 10:26

Новый год под баобабом, или Семнадцать пятилеток на двоих

Новый год под баобабом, или Семнадцать пятилеток на двоих

29 декабря отметил свое 85-летие Анатолий Чекрыгин, ветеран труда, глава большой дружной семьи.
Анатолий Сергеевич – человек в профессиональной среде аграриев уважаемый и известный. В дружеских кругах – общительный, жизнерадостный, ценящий тонкий юмор, шутки, при этом очень скромен, всегда подтянут и собран. В людях ценит порядочность и деловитость, а рассказывать о себе не привык. Но все же накануне юбилея Анатолий Сергеевич и его супруга Таисия Алексеевна поделились своими воспоминаниями.
– Анатолий Сергеевич, расскажите, откуда Вы родом, где служили, кем трудились?
– Род Чекрыгиных берет свои истоки в селе Дерюгино Курской области. Мой дед Артамон Григорьевич, который прожил 102 года, вместе с супругой родили и воспитали пятерых сыновей и трех дочерей. Одним из сыновей был мой отец Сергей Артамонович, 1910 года рождения, погибший 15 ноября 1942 года. В 1944 году я пошел в первый класс, а в 1954 году после получения аттестата зрелости поступил учиться в Сталинградское техническое училище № 5, где готовили механиков по строительным машинам, экскаваторщиков и машинистов башенных кранов. После обучения меня определили на работу помощником машиниста дизельного экскаватора, но поработать пришлось не долго, а только два месяца. Был призван Ольховским РВК Сталинградской области на службу. Направили в поселок Кстово Горьковской области в училище, готовившее специалистов аэрофотослужбы. После обучения меня, как отличника боевой и политической подготовки (о чем было послано на Родину матери благодарственное письмо), направили в воинскую часть Северной группы войск в Польшу. Занимался я в свободное от службы время фотографией. Был внештатным корреспондентом армейской газеты «Крылья Советов».
Прослужил вместо трех лет два с половиной года. Меня, как отличника боевой и политической подготовки, демобилизовали досрочно в связи с желанием поступать в институт.
Подал документы в Кубанский ордена Трудового Красного Знамени сельхозинститут на заочное отделение в 1958 году. Почему на заочное? Да потому, что я был один у матери с сестрой, а она – рядовая колхозница. Надо было ей помогать. Трудно было совмещать работу
трактористом в Динской «Сельхозтехнике» на тракторе С-100 (корчеватель-бульдозер) с учебой. В 1965 году защитил дипломный проект, мне вручили диплом «Инженер-механик сельского хозяйства». В «Сельхозтехнике» предложили должность инженера-инспектора
Гостехнадзора, в которой я прослужил 26 лет. Девять лет был механиком, старшим инженером по эксплуатации машинотракторного парка в колхозе «40 лет Октября». В 70-е годы прошлого века на село пришло новое веяние – обслуживание техники мастерами-наладчиками по опыту совхоза «Ермак» Омской области. Был этот опыт внедрен и у нас в колхозе. Это позволило экономить ГСМ (горюче-смазочные материалы), поднять коэффициент технической готовности парка. Серебряная медаль ВДНХ – моя награда за внедрение этого опыта. А в колхозе как одному из передовиков была вручена медаль «За трудовое отличие», были и другие поощрения.
– Как создали семью, и в чем секрет семейного счастья?
– Дружба и любовь вместе проходят через детство, юность… со времен учебы в школе № 4. У нас был очень дружный класс, дружим до сих пор. С Таисией Алексеевной и соседями были, и в школе дружили, хоть и сидели за партами в параллельных классах.
Когда я из армии пришел, мы взглянули друг на друга по-другому и больше в жизни не расставались. Расписались в 1959 году, а в следующем году родилась старшая дочь Ирина, в 1964 – Елена, а Любовь в 1974 году, через десять лет. А сейчас нас радуют своими достижениями две внучки, четверо внуков, подрастают правнук и правнучка.
Если взять вторую половинку, то сама наша встреча была предрешена еще в 1933 году, когда Сергей Артамонович Чекрыгин с группой переселенцев приехал на Кубань! Он сел в товарный поезд в Курской области, а Варанкин – раньше, в Тамбовской. А здесь уже они стали соседями. Тяжелое тогда время было на Кубани, но вместе помогали друг другу с огородами, оба взяли по корове в рассрочку. Потом приехала Александра Дуплищева, здесь, в Динской, Сергей Чекрыгин создал семью с воронежской кареглазой Шурой, и вскорости, в декабре 1936 года, у молодых родился я, Анатолий. А тамбовский кавалерист Алексей Варанкин полюбил местную казачку Антонину Погуляй, и у них в марте 1937 года родилась дочь Таисия. Так что знакомы мы с рождения.
Поскольку мы всю жизнь неразлучны, то говоря об одном из нас, непременно нужно сказать и о другом. И то, что мы всю жизнь вместе, в этом и есть наше счастье, которое создали сами.
И дом свой вместе построили. Как вспоминает Таисия Алексеевна:
– Рядом со старой турлучной хатой решили построить дом, начали мы со старшей дочерью дошкольницей. Я, как математик, все разметила при закладке фундамента по теореме Пифагора – натянула шнур, отложила с одной стороны четыре
метра, с другой – три, чтобы прямой угол был, и длинная сторона – точно 5 метров, выкопала на штык лопаты фундамент, а дочь землю алюминиевой миской вычерпывала. Анатолий приехал вечером с работы, а у нас стройка началась! Дом получился на славу, и табличку из цемента соорудили с годом строительства – 1968. У нас гостили и Григорий Иванович Королев, ученый, физик, первый председатель Динского ревкома, и первая пионервожатая Динской Агрепина Матвеевна Иванисова. А без поддержки и участия со стороны Анатолия Сергеевича не смогла бы я создать районный музей и «Книги Памяти» о фронтовиках. Мы ведь родились в Динской и знали очень многих земляков.

– Каким чудом в страницу Вашей биографии вошла знойная Африка?
– В Африку нас, пятерых специалистов сельского хозяйства (руководитель группы, агроном, инженер-механик, техник-механик и переводчик с французского языка), командировала Всесоюзная организация «Союзсельхоззагранпоставка» Минсельхоза сроком на два года. Нам предстояло в Народной Республике Бенин (раньше это была Дагомея) на закупленной сельхозтехнике СССР, обучая местное население, корчевать тропики, обрабатывать землю, выращивать урожаи, чем мы и занимались. Жили мы с семьями в благоустроенных коттеджах, а на работу за 30 км ездили на микроавтобусе РАФ. Работали с 7 до 14 часов. Африканцы к нам неплохо относились, да и мы с ними старались находить общий язык. Перед тем как выехать в загранкомандировку (декабрь 1980 года) все мы и члены семей прошли в обязательном порядке медицинское обследование, прививки от тропических болезней: чумы, холеры, желтой лихорадки.
– А как довелось встречать там Новый год?
– А как встречали Новый год – об этом читателям «Трибуны» пусть расскажет моя спутница жизни и опора, мать троих наших дочерей Таисия Алексеевна, которая вместе с младшей дочерью Любой была со мной в Африке.
– 31 декабря 1981 года мы рано утром приехали к Атлантическому океану, – продолжила рассказ Таисия Алексеевна – купались, загорали на берегу Гвинейского залива, пока температура не поднялась выше 45 градусов. Отдохнули, переоделись и встречали Новый год в культурном центре советско-бенинской дружбы. Из Москвы в Котону, столицу Бенина, на самолете в наше посольство доставили настоящую пушистую красавицу елку, игрушки, подарки, костюмы Снегурочки и Деда Мороза. Правда, Деду Морозу пришлось сменить шубу на футболку и шорты, а сапоги – на легкие тапочки, да и Снегурочка только кокошник оставила. Советские специалисты, работающие в то время в Бенине, с большой радостью вдыхали запах хвои, такой привычный и родной. Дети читали стихи, пели песни, водили хоровод, получали подарки. В зале были установлены кондиционеры, а за окном температура 45-50 градусов – сухой сезон. Новый год встречали по московскому времени в полночь с традиционными бокалами шампанского под звуки гимна Советского Союза, донесенные радиоволнами до экватора, и по местному времени спустя
2 часа – под звуки бенинского гимна. Так мы праздновали и 31 де-
кабря 1982 года – и в столице, в окружении русских, кубинцев, представителей других стран, а в январе – у себя в Абомее, вокруг могучего баобаба.
А Старый Новый год мы отпраздновали в культурном центре советско-бенинской дружбы. Потом Гутон, наш друг, пригласил нас в ресторан (это местный шатер, как шалаш), где мы и познакомились с особенностями национальной кухни. Прежде чем нас угощать, собрали «картофель». А у них он растет на дереве. Вот негритянка, отварив этот картофель, большими пестиками потолкла. Затем нам разложили на тарелочки поджаренное мясо с подливой. А потом, как у нас каждая хозяйка скатывает котлеты, так и африканочка – «шлеп-шлеп» – своими розовыми ладошками толченку нам всем по тарелкам и разложила. Песни пели. Наши дети – Любаша и ее друзья Жанна и Максим – концертом порадовали. И подарки наши дети получили. Настала пора и возвращаться. Едем в автобусе и вдруг видим – стоит негр и держит за хвост огромную крысу, да еще и кричит: «Агути! Агути!» И тут многие из нас задумались, а что это мы за мясо ели? Нетрудно догадаться! Но не испугались, потому как профилактика нашими русскими алкогольными напитками была очень надежная. Вот и Новый год по-африкански!
За всю свою трудовую деятельность Анатолий Сергеевич был отмечен многочисленными наградами и знаками: «За трудовое отличие», «За доблестный труд», «Победитель социалистического соревнования». Имеет диплом Заслуженного работника сельского хозяйства Кубани, медаль «100 лет проф-союзам России», памятную медаль «Дети войны».
Удивительна судьба наших земляков. И сами они наполнены удивительным отношением друг к другу, теплотой и нежностью, любовью, которую пронесли через полвека – в этом году 62 года совместной жизни. Говорить о них можно очень долго.
С юбилеем Вас, Анатолий Сергеевич! От всей редакции газеты «Трибуна» желаем Вам всегда оставаться молодым, энергичным, счастливым.
Большого счастья в годы
золотые!
Пусть будет им всегда
наполнен дом,
Внимательно относятся
родные,
Заботой окружают и добром.
Здоровья драгоценного
покрепче,
Как можно чаще добрых
новостей,
И много в этот праздник
слов сердечных,
Чтоб стало на душе от них
светлей!
Наталья КОРЯВАЯ.
Фото из архива
семьи Чекрыгиных.