Невозможно забыть школьные годы, дорогих и родных педагогов. И вот, обсудив на планерке с коллегами выпуск к 23 февраля, решаем, что было бы здорово побеседовать с замечательным человеком, учителем музыки школы № 4 станицы Динской Василием Михайловичем Совой.
Окончив школу 16 лет назад и, понимая, что встречусь с педагогом, уроки которого мы ждали с нетерпением, я невольно улыбнулась. Это большое счастье – взять интервью у Василия Михайловича, вспомнить его занятия, на которых мы учили песни, а еще шутили, мечтали, играли и забывали обо всем на свете!
Заходишь в школу – и окунаешься в особую жизнь. Перемена. Звонок на урок. Легендарный Василий Михайлович, учитель музыки и по совместительству дежурный по школе, встречает ребятишек вот уже не один год доброй улыбкой и словами: «Добрый день!»
– Василий Михайлович, расскажите читателям «Трибуны», среди которых много Ваших выпускников, о себе…
– Родился в 1950 году 27 декабря в станице Тамань, там же вырос, окончил школу. С детства любил музыку. Сначала играл на кошке (смеется). А потом отец с матерью сдали теленка на мясо и купили мне баян. Занимался со школьным учителем пения. Он говорил: «Будешь учителем музыки!». А я тогда и представить не мог, что стану педагогом! После школы меня направили в Краснодар на двухгодичные музыкальные курсы, а затем сразу забрали в армию. Служил в Таманской дивизии в подмосковном Наро-Фоминске в артиллерийской части в военном ансамбле духовых инструментов. Когда пошел в армию, взял с собой баян и для всех играл и пел в поезде, а потом и в воинской части. Два года отслужил, как и все. Считаю, что без армии – никак. Очень важно, чтобы мальчишки отдавали долг Отчизне. Ведь армия – это замок, защита Родины.
А после службы предлагали остаться на сверхурочную, стать офицером, но мама сказала: «Сынок, приезжай домой», – и я вернулся на Кубань. В 1972 году поступил в Краснодарский институт культуры и искусств. А в 1976 году меня направили в Дом культуры станицы Динской аккомпаниатором детских песен, танцев, часто помогал и в организации праздников в Доме пионеров, школах № 3 и 4.
В 1977 году директор четвертой школы Таисия Степановна Зубенко пригласила меня работать учителем музыки. И вот уже 45 лет я в родной школе. Директора менялись. Людмила Васильевна Чернова – пятый директор у меня. А были еще Надежда Федоровна Мартюшенко, Валентин Васильевич Пузенко, Людмила Ивановна Беловол. Убежден, все руководители умело организовывали работу коллектива, а поэтому всегда наша школа на высоте!
А какие мероприятия мы проводили! С вожатой Ларисой Витальевной Кутергиной выступали с ребятами и в больницах, и на фермах, в организациях, в доме престарелых, который раньше был в Динской.
Дважды я был классным руководителем. Даже вел спортивный, футбольный класс. Я и мои ученики трудимся с удовольствием. Принимаем участие во всех районных, станичных, школьных мероприятиях и конкурсах. Наши дети достойно выступают, занимают призовые места.
Раньше я был единственным учителем музыки на всю школу, а потом у нас появился второй педагог, и я стал работать с малышами – учениками начальных классов.
– Для Вас быть учителем – это…
– Любить детей, свою профессию, музыку, коллектив, в котором работаешь. Мои ученики самые лучшие. Любят меня, уважают. И это самая большая радость! Наша задача – объяснить, показать, помочь, чтобы ребенок все понял…
– А на каких инструментах Вы играете?
– В армии в оркестре – на духовых инструментах, а вообще на баяне и аккордеоне.
– Есть ли среди Ваших учеников те, кто стал профессиональным музыкантом?
– Да. И один из них – Борис Приходько. Он окончил консерваторию. Раньше у нас в школе был эстрадный коллектив «Квадрат», в состав которого входили Андрей Тиманов, Кирилл Маринич, Борис Приходько и Юрий Рудь – три гитариста и барабанщик. И играли они в то время английские песни и из репертуара «Машины времени». Было классно! А учитель английского языка говорила тогда: «Как они могут петь на английском, если у меня тройки и двойки получают?». А мальчишки заучивали тексты песен наизусть, как стих, и получалось хорошо. С ними мы ездили в Анапу и давали концерты в лагерях на Пионерском проспекте. Аппаратура, конечно, была старенькая в школе, но ребята пели и играли с такой душой, что мы стали популярными. День выступали в лагере «Солнышко», на следующий – в «Смене», «Салюте»… И так целый месяц. В школе пробовали создавать и ансамбль девчат. Но таких успехов не удалось достичь.
– А сейчас?
– Стараемся не отставать от времени, воспитывать ребят патриотами. Если говорить о мероприятиях, которые прошли недавно, то это – фестиваль песни Великой Победы, который мы провели в школе 11 февраля, в День освобождения станицы Динской от немецко-фашистских захватчиков. Дети с удовольствием исполняли замечательные песни «Бравые солдаты», «Прощайте, скалистые горы», «Солдат молоденький», «Дети войны», «Защитники Отечества», «Птицы белые», «Катюша»… О каждом произведении мы с педагогами рассказывали ребятам. Ведь нужно не просто красиво исполнить, но и проникнуться словами и музыкой, тогда все получится. Наши ученики выступили очень хорошо. А родители нам помогли с поощрением – детвора получила коробки со сладкими призами!
Теперь школьники просят провести еще и песенный конкурс, в планах организовать его ко Дню Победы.
– Как Вам удается найти общий язык с учениками?
– Легко. Надо проводить занятия с помощью игры, чтобы и ребенку было интересно на уроках, и самому педагогу приятно учить ребят. Как-то пришел в класс и говорю: «У меня два мешка: один –
с пятерками, другой – с двойками. Два дня таскаю, тяжелые! Кому какой отдать? Смеются!». Так шутками и начинаем урок.
Стал мальчишек, которые шалуны, не ругать, а хвалить: «Как ты хорошо сидишь! Вот молодец!» И он старается, внимательнее начинает слушать. И здороваюсь с учениками: «Дай пять!». Бегут, радуются.
Приятно, когда дети говорят: «А Вы моих родителей учили», «А когда папа учился, Вы гармошку носили на уроки». Сейчас же включаем музыку на компьютере. Но было однажды, что отключили свет. Я принес на урок баян, и стали мы петь. Дети такие довольные были! Но все-таки чаще пользуемся компьютером: удобно, ведь ребята могут послушать любую песню, исполнить произведение под «плюс» или «минус»…
– А какие произведения Вы учите с ребятами?
– Разные. В зависимости от темы урока. Много, конечно, военных произведений, ведь именно через музыку можно передать ребятам, как важно знать о войне, о ветеранах и о том, какой ценой завоевали Победу наши деды и прадеды.
Главное – ребенок должен слышать музыку, переживать и чувствовать: радоваться, плакать…
А когда в 4 классе мы с мальчишками и девчонками поем «Прощай, начальная школа», и детки начинают: «Завел за парты ласковый звонок…» – у них же слезы на глазах выступают. Это дорогого стоит!
Благодарен всем коллегам, которые работали и работают со мной, ученикам, выпускникам. Всех мужчин поздравляю с 23 февраля! Пусть наша четвертая школа гремит, а ребята прославляют станицу Динскую, Динской район, Краснодарский край!
– С Днем защитника Отечества, Василий Михайлович! Крепкого Вам здоровья и послушных учеников! Спасибо Вам за уроки музыки, за тот праздник, который Вы дарили нам и дарите деткам сейчас.
…И вот звенит звонок, и заканчивается потрясающее общение с человеком, который воспитал не одно поколение ребят, патриотов нашей Родины, любознательных мальчишек и девчонок, любящих музыку и искусство. Выпускники становятся взрослыми, но никогда не забывают Василия Михайловича, который делится с каждым частичкой своей души!
Марина СУЛИМА.
Читайте другие материалы рубрики: Общество