Навсегда останется в памяти и сердцах людей трагический день взрыва на ЧАЭС, произошедший 26 апреля 1986 года в результате разрушения реактора четвертого энергоблока. На ликвидацию Чернобыльской катастрофы только из Динского района было призвано 453 человека. Из них на сегодняшний день умерло 227 человек. А последствия самой крупной катастрофы в истории мирного атома специалисты со всего мира устраняют до сих пор.
В память о 36-й годовщине ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в станице Динской прошли встречи с ликвидаторами Чернобыльской катастрофы. Инициатором и организатором встреч стал Василий Алексеевич Терехов, председатель ККОО «Союз ветеранов Чернобыльской катастрофы» Динского района.
В районном Доме культуры ученики школ станицы Динской встретились с капитаном запаса Николаем Александровичем Кандауровым, кавалером ордена Мужества, заместителем председателя Краснодарской краевой организации «Союз ветеранов Чернобыльской катастрофы по правовым вопросам». Встреча началась с минуты молчания.
После просмотра фильма «Краткая история чернобыльской аварии» учащиеся школ райцентра буквально засыпали Николая Александровича Кандаурова вопросами о работе в зоне ЧАЭС, причинах взрывов, надежности работы нынешних атомных станций, болезнях, связанных с радиацией. И Николай Александрович, отвечая, очень подробно рассказывал о том, что волновало ребят.
В ночь на 26 апреля 1986 года
Строительство первой очереди Чернобыльской АЭС началось в 1970 году, для обслуживающего персонала рядом был возведен город Припять. 27 сентября 1977 года первый энергоблок станции с реактором был подключен к энергосистеме Советского Союза. Позднее вступили в строй еще три энергоблока, ежегодная выработка энергии станции составляла 29 млрд киловатт-часов. Кстати,
9 сентября 1982 года на ЧАЭС произошла первая авария – во время пробного пуска первого энергоблока разрушился один из технологических каналов реактора, была деформирована графитовая кладка активной зоны. Пострадавших не было, ликвидация последствий ЧП заняла около трех месяцев. А в ночь на 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке ЧАЭС проводились испытания турбогенератора.
Планировалось остановить реактор (при этом планово была отключена система аварийного охлаждения) и замерить генераторные показатели. Но безопасно заглушить реактор не удалось. В 1 час 23 минуты по московскому времени на энергоблоке произошел взрыв и начался пожар. ЧП стало крупнейшей катастрофой в истории атомной энергетики: была полностью разрушена активная зона реактора, здание энергоблока частично обрушилось, произошел значительный выброс радиоактивных материалов в окружающую среду.
Буквально на следующий день были эвакуированы жители города Припять (47 тыс. 500 человек), а в последующие дни – население 10-километровой зоны вокруг ЧАЭС. Всего в течение мая 1986 го-
да из 188 населенных пунктов в 30-километровой зоне отчуждения вокруг станции были отселены около 116 тысяч человек. Интенсивный пожар продолжался 10 суток, за это время суммарный выброс радиоактивных материалов в окружающую
среду составил около 14 эксабеккерелей (порядка 380 млн кюри). Радиоактивному загрязнению подверг-
лись районы на территории Украины, Белоруссии и России. Наиболее загрязнены были северные районы Киевской и Житомирской областей Украинской ССР, Гомельская область Белорусской ССР и Брянская область РСФСР. Радиоактивные осадки выпали в Ленинградской области, Мордовии и Чувашии. А впоследствии загрязнение было отмечено в арктических областях СССР, Норвегии, Финляндии и Швеции.
25 метров до атомной бездны
Одним из первых журналистов на место аварии в украинском Полесье выехал тассовец Владимир Иткин, чтобы рассказать правду о небывалой в истории техногенной катастрофе. Настоящим героем проявил себя репортер во время катастрофы. Его материалы были опубликованы практически во всех газетах страны.
Через несколько дней после взрыва мир потрясли фотографии дымящихся развалин четвертого энергоблока, которые сняли фотокорреспондент ТАСС Валерий Зуфаров и его украинский коллега Владимир Репик. В первые дни, облетая на вертолете электростанцию вместе с учеными и специалистами, фиксируя все детали атомного выброса, они не задумывались о последствиях для своего здоровья.
Вертолет, с которого снимали корреспонденты, зависал всего в 25 метрах над атомной бездной. Валерий уже знал, что «схватил» огромную дозу радиации, но продолжал выполнять свой профессиональный долг, создав для потомков фотолетопись трагедии. Репортеры работали у жерла реактора при строительстве саркофага. За эти снимки Валерий заплатил преждевременной кончиной в 1996 году. У Зуфарова немало наград, в том числе «Золотой глаз», присуждаемый World Press Photo.
Первыми приняли бой пожарные
Одними из первых, кто принял участие в ликвидации аварии, были работники пожарной охраны. Сигнал о пожаре на АЭС был принят в момент взрыва, ночью, в 1 ч. 28 мин. Уже к утру в зоне аварии находился личный состав Киевского областного управления пожарной охраны. На разных этапах ликвидации последствий аварии были задействованы разные ведомства для дезактивационных работ; воинские части и подразделения военнослужащих в самый острый период с апреля по декабрь 1986 года; работники органов внутренних дел; специалисты радиологических лабораторий и санэпидстанций. Около 600 тысяч ликвидаторов со всего бывшего СССР участвовали в тушении пожаров и расчистке.
Все усилия по локализации аварии были сосредоточены на создании специального защитного сооружения, называемого саркофагом – объект «Укрытие». Работы велись круглосуточно, вахтами. Ведь существовали опасения, что из-за остаточного тепловыделения топлива, остающегося в реакторе, может произойти расплавление его активной зоны, и состав проникнет в грунт и воду. Чтобы это предотвратить, в течение месяца шахтеры вырыли 136-метровый тоннель под реактором. Для исключения загрязнения вод Днепра вокруг станции соорудили защитную стену, глубина которой местами доходила до 30 метров. Также в течение десяти дней инженерные войска отсыпали дамбы на реке Припять.
Спустя годы
Но неисследованная зона продолжала формировать главные риски от разрушенного четвертого блока ЧАЭС – из-за неполной герметичности саркофага туда в больших количествах попадает влага при дожде, таянии снега. От взаимодействия воды с остатками ядерного топлива ежегодно образовывались сотни кубометров жидких радиоактивных отходов. Кроме того, формировалось большое количество радиоактивной пыли с высоким содержанием долгоживущих трансурановых изотопов, включая плутоний-239 (период полураспада которого 24 тысячи лет). В конце ноября 2016 года, то есть ровно через 30 лет после сдачи объекта «Укрытие», подвижную арку объекта «Укрытие-2» успешно установили. А завершение этого проекта и сдача его в эксплуатацию состоялись в июле 2019 года.
Спустя годы руководство госкорпорации «Росатом» на одной из конференций подчеркивало, что 26 апреля – день памяти всех, кто пожертвовал здоровьем и
жизнью при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а 30 ноября – день гордости всех сотрудников отрасли, поскольку удалось решить исключительно сложную задачу в жестких радиационных полях в весьма сжатые сроки.
Подводя итоги случившемуся и оглядываясь назад, Дмитрий Хазаров, член Ассоциации историков Второй мировой войны, кандидат технических наук, сделал три вывода. Во-первых, мало кто из руководства отрасли и тем более рядовые сотрудники могли предположить подобную разрушительную аварию. Никто не ожидал, что нечто аналогичное вообще возможно. Также не ожидали аварий на американской АЭС Three Mile Island (март 1979-го) и японской АЭС Fukushima (март 2011-го), хотя они оказали крайне негативное влияние на развитие национальной энергетики и на всех атомщиков в мировом масштабе. Ход работ при строительстве саркофага над четвертым блоком Чернобыльской АЭС показал, что никакого первоначального, эталонного плана не существовало, решения принимались на месте, в помещениях вблизи разрушенного блока после коротких, но горячих дискуссий.
Во-вторых, специалисты в области безопасности атомной энергетики полагали, что, даже если тяжелая авария случится (маловероятно, но теоретически возможно), небольшая плотность населения в СССР и значительные расстояния от станций до крупных городов служили как бы моральной базой для оправдания недостаточного внимания к вопросам безопасности в 1970-х – начале 1980-х годов. Если бы над реактором типа РБМК на этапах проектирования и
строительства предусмотрели и создали подобный саркофаг, который потом стали называть контейнментом, это не исключило бы развитие аварийной ситуации в схожих условиях, но позволило бы существенно снизить последствия, поскольку часть энергии взрыва израсходовалась бы на разрушение защитной оболочки и изменило бы характер выброса радиоактивности.
В-третьих, исключительно напряженная, слаженная и результативная работа всех привлеченных людей позволила решить сложную техническую задачу предельно быстро. То, что сегодня принято называть командно-административной системой, применительно к функционированию управления людскими ресурсами и материальными средствами в Советском Союзе позволило в кратчайшие сроки мобилизовать тысячи квалифицированных людей, которые трудились самоотверженно, ответственно, не за страх, а за совесть, постоянно рискуя своим здоровьем. Аналогии с периодом Великой Отечественной войны здесь вполне уместны.
Встреча в музее
На встрече школьников с ликвидаторами последствий аварии на Чернобыльской АЭС присутствовали и трое потомков героев-ликвидаторов – внуки Виктора Спиридоновича Веревочкина, Анатолия Степановича Передельского и Николая Ивановича Курило. Каждого из них до глубины души тронул рассказ о судьбе его дедушки.
А на следующий день в районном музее состоялась встреча учащихся юнармейского отряда 8 «А» класса СОШ № 4 с другими ликвидаторами последствий аварии на ЧАЭС. После просмотра фильма Василий Алексеевич Терехов и Алексей Емельянович Скляров, подполковник в отставке войск гражданской обороны, рассказали ребятам о формировании в мае 1986 года в Динском районе полка гражданской обороны для ликвидации последствий радиоактивного загрязнения тридцатикилометровой зоны вокруг города Припять, о том, что им довелось увидеть и пережить в Чернобыле. Все ликвидаторы понимали колоссальную ответственность перед страной, находясь в зоне повышенной радиационной опасности. Рискуя жизнью, здоровьем, они выполняли поставленные перед ними задачи, работали на станции, проводили дезактивацию населенных пунктов, окружающей среды, предотвращая глобальную катастрофу. В заключительной части мероприятия юнармейцы поблагодарили ветеранов Чернобыля за содержательную встречу и пожелали им крепкого здоровья, мира, добра, благополучия.
Наталья Корявая.
Читайте другие материалы рубрики: Время и люди, Общество